Роль философии в современной культуре: вызовы и перспективы

Лекция 15. философия как рациональная отрасль духовной культуры. сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии, т.е. проанализируем духовную культуру

Место философии в культуре.

Выполнил: Жеребцов А.М .

Преподаватель: Клюшина Е. В.

2.Место философии в духовной культуре человека……………………………4

2.1 Философия познания и интеллекта………………………………………….4

Цель моей работы – рассмотреть место философии в духовной культуре

человека, данная тема чрезвычайно ёмкая, уделю большее внимание

важнейшим, на мой взгляд, частям этой темы, чётко выделив направления

своей работы в плане указанном выше, попытаюсь её раскрыть.

Одно из последних определений философии даётся в «Современном

“Философия есть учение (т. е. не наука) о наиболее общих и

фундаментальных принципах мышления и реальности”. Это наиболее тонкое,

изящное и наиболее тактичное на сегодняшний момент определение

Философия сегодня, к сожалению, в подавляющем большинстве

рассматривается как некоторая абстракция, как оторванные заумные

рассуждения, которые не имеют ничего общего с реальной практикой с

реальной жизнью людей. Что это разговоры не о чём, что это наука

болтология, ещё очень много других определений можно услышать и

найти, но это не истинно, то не так, это заблуждение. Философия сегодня,

как никогда нуждается в популяризации, потому что у большинства людей

отношение к ней как к некой элитарной науке, концепции которой излагаемы

непонятным языком, недоступной для большинства простых людей.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель сказал: “Философия каждой эпохи – это

есть сознание отдельного человека, который зафиксировал эту эпоху в своём

мышлении, которую сумел вывести на пьедестал в своём внутреннем мире,

все основные ключевые тенденции данного мира, данного общества”.

Философия сегодня как нельзя лучше соответствует требованиям

современного мира, она современна всегда, потому что отвечает на самые

главные вопросы человека и человечества, которые следующим образом

сформулировал И. Кант:

1. Что я могу знать? ( Источники и пределы знания)

2. Что я должен делать? ( Практическое назначение знаний)

3. На что я смею надеяться? ( Реальность стремлений и целей жизни)

4. Что такое человек? ( Всеобщая тайна бытия, скрытый смысл)

И каждый из нас размышлял над этими вопросами, задавал их себе снова и

снова, значит философствовал. Размышлял о себе, о своём месте в этом мире,

Роль философии в развитии и жизни людей и обществ

Роль философии в развитии и жизни человека и общества философия через свою цель стремится проникнуть в суть мироздания и в его поисках граничит со всеми областями науки и искусства, с религией, помогая человеку познать мир и самого себя. Современная философия получила новую форму, расширив все ее основные функции и придав им актуальное творческое и практическое содержание. Основными достижениями современной философии являются цивилизованный подход к анализу социальных явлений и принцип мировоззрения, содержанием которого является понимание мира в связи с вовлечением человека как сознательного — активного фактора. В развитии философии проблема человека в окружающем мире всегда была ведущей, и в настоящее время она играет решающую роль в понимании современного мира.

Современный мир отходит от капитализма и социализма, но необходимо сохранить все позитивное, созданное людьми на предыдущих этапах социального развития, и обогатить их анализом новых реалий жизни.

Человек, как мыслящая материя, все больше осознает себя как активный фактор социальной и природной среды, окружающей его, всего бытия в масштабах Вселенной. Это определяет представление о человеке как сознательном участнике мировой эволюции, делает его ответственным за результаты своей деятельности, предъявляет повышенные требования к уровню субъективного фактора в целом, выдвигает на передний план профессиональные, нравственные и духовные качества личности. Все большее значение приобретает его самопознание и самосознание, определение механизмов регулирования и саморегуляции психической сферы, овладение знаниями о функционировании интеллекта, установление контроля над результатами своей деятельности.

Зарождающийся современный научный взгляд на мир также включает в себя достижения технических наук, которые в настоящее время обеспечивают наибольший прирост новых знаний. Достижения технических наук в области информационных процессов, микроэлектроники, кибернетики искусственного интеллекта, биотехнологий и других современных научных направлений отражают глубокую структурную революцию не только в технике и технологии, но и во всей системе материальной и духовной культуры. Научно-технический прогресс, определяя качественно новое состояние науки в целом, одновременно знаменует появление новой формы философской мысли — современной философии. Освоение современной философской культуры повышает уровень профессиональных знаний, дает ориентир в научной деятельности, позволяет выработать механизмы реализации деятельности общества в соответствии с требованиями времени.

Переход человечества к качественно новому витку развития социальных, духовных, культурных отношений — это на сегодняшний день лишь реальная возможность его выхода из глобального кризиса, но далекая от реализации. Трудности и опасности в реализации этой задачи исходят, прежде всего, от самого человека: низкий уровень сознания, непонимание обществом причин и механизмов функционирования природных, антропологических и социальных явлений при их взаимодействии как специфических элементов единого мирового бытия. Человечество должно в полной мере овладеть достижениями духовной культуры, науки разумного управления и регулирования мировых процессов. Эта задача не может быть решена вне рамок современных философских знаний мира.

Философия — это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, а сама по себе оказывает активное влияние на развитие науки.

Философия — это не наука, это мировоззрение (особый вид мировоззрения, отличный от, например, религиозно-мифологического).

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Право как элемент духовной структуры общества
  2. Причинность и целесообразность
  3. Философия неоконсерватизма
  4. Классы как историческая реальность
  5. Теория истины
  6. Теория революционного преобразования общества
  7. «Москва — третий Рим» (Филофей) — Суть концепции
  8. Гуманистическая концепция человека
  9. Пьер Абеляр, средневековый французский философ-схоласт
  10. Начало философии в китае: конфуцианство, даосизм, легизм, моизм

Философия.docx

Раздел 1: Введение 3

Раздел 2: Место и роль философии в культуре 7

1. Цивилизационные особенности становления философии. 7

2. Место философии в культуре. 9

3. Роль философии в культуре. Философия и мировоззрение 13

4. Научная ориентация философии. Мировоззренческая и методологическая функция философии. 15

5. Практическая ориентация философии. Моральная функция философии 16

6. Назначение философии 17

Список литературы 21

Культура – мера человеческого в человеке.

Зарождение философии связано с разделением общества на богатых и бедных и с отделением умственного труда от физического, когда появились люди, свободные от тягот и лишений повседневной жизни и занимающиеся преимущественно умственным трудом. Когда за нас думают, за нас решают, о нас заботятся, философия не нужна. Она нужна людям, которые берут на себя груз ответственности за свою жизнь и за свою судьбу, отвечают за свой выбор, за свои решения. Но это лишь одна сторона зарождения философии.

Великий немецкий мыслитель Иммануил Кант относил философию к естественным склонностям души. Действительно, каждый человек рано или поздно задается вопросами: в чем смысл жизни? что есть истина? возможно ли бессмертие? быть или не быть? и т.п. Кант обобщил их в три и назвал философскими: что я могу знать? что я могу делать? и на что я могу надеяться?

Этой особенностью определяется место философии в культуре. В самом общем виде можно выделить два основания культуры: знания, отраженные в понятиях и выраженные в языке, а также ценности, определяющие интересы людей и удовлетворяющие их потребности. Философия синтезирует знания и ценности в одно целое, другими словами – философия рефлексирует над основаниями культуры.

Философия позволяет человеку самореализовать свою личность в рамках господствующей картины мира и парадигмы мышления. Поэтому она выступает одновременно и мировоззрением, и методологией, выполняя их функции.

  1. Цивилизационные особенности становления философии.

Философии не могло быть в древнейшем (первобытном) обществе с его родоплеменной организацией. В нем каждый поступок, каждый шаг члена рода или племени был определен и отмерен, и все находились под строгим и неусыпным контролем вождей, жрецов, старейшин. Долгие века и тысячелетия отчаянной борьбы за жизнь закрепили в социальной памяти коллектива оптимальные стандарты поведения. Внешне это проявлялось в ритуалах, а в сознании — в форме мифа — первой, исторической форме социального регулятива.

По сравнению с мифом религия — более сложное и развитое сознание, отвечающее более высокой, более зрелой ступени общественной организации, когда высшим судьей для себя люди признают не человеческий, а сверхчеловеческий разум, сверхприродную реальность — Бога, который в глазах верующих и есть абсолютное, вечное Добро, абсолютное воплощение Нравственности. Религия — вторая (после мифа) историческая форма социального регулятива. Она еще не есть свобода, но есть мечта, греза о ней.

Но и в достаточно развитом обществе — если только это общество тоталитарного, казарменного режима — философия не нужна и невозможна. Вспомним и сравним два соседствовавших, соперничавших друг с другом в середине первого тысячелетия до нашей эры греческих государства: Афины и Спарту. Один народ, один язык, но насколько неравноценен след, оставленный афинянами и спартанцами в культурной памяти человечества!

Что же явила собой и что оставила после себя Древняя Спарта? Суровое до жестокости воспитание детей и подростков (спартанское воспитание), казарменную муштру, безжалостнее подавление естественных чувств и эмоций в угоду тоталитарному режиму. Граждане Спарты не имели ни места, ни времени и ш самостоятельного творчества, для духовного развития личности. В этом государстве жили, воспитывались отличные воины и гимнасты, но в нем не было ни художников, ни мыслителей, ни политических стратегов.

Афиняне же позволяли себе роскошь спора, несогласия, сомнения. Афинянам, милетцам, элеатам их предки завещали ними, одно: способность сомневаться и удивляться миру. Они завещали им знание о собственном незнании, но вместе с тем и высокое уважение, доверие к своему разуму, высшее выражение которого — философская мысль — стала вместе с тем высшей формой (вслед за мифом и религией) жизненного, социального регулятива.

Объект и структура философских знаний

Проблема связи между мыслью и бытием лежит в основе философских теорий. Основные аспекты этой проблемы позволяют понять объект и структуру философии.

Что является объектом философии как таковой, без сравнения с наукой, искусством и политикой? Она исторически изменилась в тесной связи с развитием всех аспектов интеллектуальной жизни общества, с развитием науки и самой философской мысли.

Рождение философии исторически совпадает с появлением зачатков научного знания, с формированием потребности в теоретических исследованиях. Сама философия возникла как первая историческая форма теоретических знаний. Первоначально философия ответила на вопросы, которые уже были подняты мифологией и религией. Однако способ решения этих вопросов уже отличался и основывался на теоретическом анализе этих вопросов в соответствии с логикой и практикой.

Первые мыслители древности в основном пытались понять происхождение различных природных явлений. Но в это время начинается разделение между различными областями зарождающегося знания. Отличная математика, медицина, астрономия и т.д. Наряду с ограничением круга проблем, которыми занималась философия, происходило развитие, углубление и обогащение собственных философских концепций, возникали различные философские теории и направления. Философские дисциплины формировались как онтология, доктрина бытия или сущность всего сущего; гносеология, теория познания; логика, наука о формах правильного, т.е. последовательного, непротиворечивого, доказуемого мышления; философия истории; этика; эстетика.

С эпохи Возрождения, и особенно в XVII-XVIII веках, процесс разделения философии и специальных наук происходит несколько быстрее. Механика, физика, затем химия, биология, юриспруденция, политэкономика становятся самостоятельными отраслями научного знания. Это прогрессивное разделение труда в области научного знания качественно меняет роль и место философии в системе наук, ее отношение к частным наукам. Философия уже не занимается особыми проблемами механики, физики, астрономии, химии, биологии, права и т.д., а находит свою сферу проблем. Он исследует чрезвычайно общие характеристики как самого человека, так и условий его жизни и мира, в котором он живет.

Объект философии охватывает универсальное в материальном существе и универсальное, характеризующее целостное бытие человека. Но объект философии еще больше отличается от объекта частных наук, изучающих материальное существо и человека, тем, что представляет собой особое отношение человека к миру, мира к человеку.

Философия — это знание мира и отношения к нему человека. Проблемы философии проецируются на всеобщее в системе «мир — человек», которая является объектом философского знания. Они сами по себе являются универсальными, ограничивающими — ограничивающими для сущности человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры. Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Нет более широких проблем, чем проблемы мировоззрения (с точки зрения их значимости для человеческой деятельности).

Философские проблемы, непосредственно связанные с основными вопросами человеческого бытия, являются непреложными и вечными, более того, часто предлагаются «вечные и незыблемые» решения этих проблем. Но так же, как все живое развивается в непрерывном процессе самообновления своих базовых форм, так и «вечные» философские проблемы находят свою жизнь в постоянном воспроизводстве своих решений на основе новых достижений в реальных знаниях и изменений в общественной жизни человека.

Главный способ решения философских проблем — теоретическое мышление, основанное на всем опыте человека, на достижениях всех наук и культуры в целом.

Like this post? Please share to your friends: