Философия: основа искусства и образа жизни в культурном контексте

Введение

Как и религия и искусство, философия родилась из мифологии. Философия – одна из древнейших областей знаний, духовной культуры. Все феномены культурной жизни растут на почве мировоззрения. Философия как система теоретико-сознательных (продуманных, проанализированных) элементов мировоззрения занимает в культуре еще большее место, чем просто мировоззрение.

Философия – это свободное мышление и поиск истины.

Философия – это учение о мире и месте человека в нем, наука о всеобщих науках естественного и социального развития. С его помощью мировоззрение становится сильно обобщенным и теоретическим, а развитое мировоззрение позволяет лучше понять философские вопросы.

Философия является теоретической основой культуры и в то же время ее, культуры, высшим реализованным выражением. Не случайно Гегель, а в его честь Карл Маркс, назвал философию “цветком культуры нации”.

Появление философии было восстанием человеческой мысли против мифологического способа объяснения реальности, основанного на вере в мифы. В то время как философия вначале была отделена от мифологии, ее дальнейшее развитие приводит к ее отделению от науки.

Целью данной работы является рассмотрение философии как формы интеллектуальной культуры.

Цель:

Изучить состояние и роль философии в современной культуре, – изучить концепцию мировоззрения, его структуру и функции, – проанализировать предмет, методы и функции философии.

Роль философии в развитии и жизни людей и обществ

Роль философии в развитии и жизни человека и общества философия через свою цель стремится проникнуть в суть мироздания и в его поисках граничит со всеми областями науки и искусства, с религией, помогая человеку познать мир и самого себя. Современная философия получила новую форму, расширив все ее основные функции и придав им актуальное творческое и практическое содержание. Основными достижениями современной философии являются цивилизованный подход к анализу социальных явлений и принцип мировоззрения, содержанием которого является понимание мира в связи с вовлечением человека как сознательного — активного фактора. В развитии философии проблема человека в окружающем мире всегда была ведущей, и в настоящее время она играет решающую роль в понимании современного мира.

Современный мир отходит от капитализма и социализма, но необходимо сохранить все позитивное, созданное людьми на предыдущих этапах социального развития, и обогатить их анализом новых реалий жизни.

Человек, как мыслящая материя, все больше осознает себя как активный фактор социальной и природной среды, окружающей его, всего бытия в масштабах Вселенной. Это определяет представление о человеке как сознательном участнике мировой эволюции, делает его ответственным за результаты своей деятельности, предъявляет повышенные требования к уровню субъективного фактора в целом, выдвигает на передний план профессиональные, нравственные и духовные качества личности. Все большее значение приобретает его самопознание и самосознание, определение механизмов регулирования и саморегуляции психической сферы, овладение знаниями о функционировании интеллекта, установление контроля над результатами своей деятельности.

Зарождающийся современный научный взгляд на мир также включает в себя достижения технических наук, которые в настоящее время обеспечивают наибольший прирост новых знаний. Достижения технических наук в области информационных процессов, микроэлектроники, кибернетики искусственного интеллекта, биотехнологий и других современных научных направлений отражают глубокую структурную революцию не только в технике и технологии, но и во всей системе материальной и духовной культуры. Научно-технический прогресс, определяя качественно новое состояние науки в целом, одновременно знаменует появление новой формы философской мысли — современной философии. Освоение современной философской культуры повышает уровень профессиональных знаний, дает ориентир в научной деятельности, позволяет выработать механизмы реализации деятельности общества в соответствии с требованиями времени.

Переход человечества к качественно новому витку развития социальных, духовных, культурных отношений — это на сегодняшний день лишь реальная возможность его выхода из глобального кризиса, но далекая от реализации. Трудности и опасности в реализации этой задачи исходят, прежде всего, от самого человека: низкий уровень сознания, непонимание обществом причин и механизмов функционирования природных, антропологических и социальных явлений при их взаимодействии как специфических элементов единого мирового бытия. Человечество должно в полной мере овладеть достижениями духовной культуры, науки разумного управления и регулирования мировых процессов. Эта задача не может быть решена вне рамок современных философских знаний мира.

Философия — это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, а сама по себе оказывает активное влияние на развитие науки.

Философия — это не наука, это мировоззрение (особый вид мировоззрения, отличный от, например, религиозно-мифологического).

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Право как элемент духовной структуры общества
  2. Причинность и целесообразность
  3. Философия неоконсерватизма
  4. Классы как историческая реальность
  5. Теория истины
  6. Теория революционного преобразования общества
  7. «Москва — третий Рим» (Филофей) — Суть концепции
  8. Гуманистическая концепция человека
  9. Пьер Абеляр, средневековый французский философ-схоласт
  10. Начало философии в китае: конфуцианство, даосизм, легизм, моизм

Список литературы

  1. Берков В. Ф. Философия и методология науки – М., МИР+, 2013.
  2. История философии под ред. С. П. Кулика. – М., Владос, 2012.
  3. Мартынов М.Г., Кравченко Л. Г. Философия. Учебное пособие. – М., 2013.
  4. Спиркин А.Г. Основы философии. Учебник. М., 2015.
  5. Философский энциклопедический словарь. – М.,МИР+, 2010.
  6. Чуешов В.И. Таркан И.И. Философия – М., Перспектива, 2010.
  7. Фролов Введение в философию. Книга в двух частях. М., 2010..
  8. Философия под.ред. Я. С. Яскевич – М., Спектр, 2013.
  9. Философия под ред. Ю.А. Харина – М., СПЕКТР, 2013.
  10. Яскевич Я. С. Философия в вопросах и ответах. – М., МИР+, 2014.

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице “что такое реферат и как его сделать” я подробно написала.

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

  • Мифология как тип мировоззрения. Мифология в XIX в. и в XX в
  • Религия как тип мировоззрения. Сравнительный анализ католицизма, православия, протестантизма
  • Экзистенциализм как основное направление западной философии ХХ века 
  • Общее и особенное в этических принципах буддийской и конфуцианской этики
  • Структура социологического знания
  • О. Конт и его позитивная социология
  • Перспективный анализ макроэкономических показателей России
  • Теория, организация и технология аудиторской деятельности
  • Эволюция денег и их виды
  • Особенности налично-денежного обращения
  • Безналичный денежный оборот как часть совокупного оборота денег
  • Восточные славяне: хозяйственная жизнь, социальный строй, религия

Оформление рефератов для любых институтов и университетов:

  1. Рефераты МГУ
  2. Рефераты МФТИ
  3. Рефераты НИЯУ МИФИ
  4. Рефераты НИУ ВШЭ
  5. Рефераты СПбГУ
  6. Рефераты МГИМО
  7. Рефераты МГТУ
  8. Рефераты ТПУ
  9. Рефераты СПбПУ
  10. Рефераты УрФУ
  11. Рефераты ТГУ
  12. Рефераты КФУ
  13. Рефераты ФУпПРФ
  14. Рефераты РЭУ
  15. Рефераты НИТУ МИСиС
  16. Рефераты СФУ
  17. Рефераты РГУ нефти и газа
  18. Рефераты НИУ МЭИ
  19. Рефераты ИТМО
  20. Рефераты МГМУ
  21. Рефераты РУДН
  22. Рефераты НГТУ
  23. Рефераты РНИМУ
  24. Рефераты МГЛУ
  25. Рефераты ЮФУ
  26. Рефераты ННГУ
  27. Рефераты МАИ
  28. Рефераты СПбГЭУ
  29. Рефераты ВАВТ
  30. Рефераты СНИУ
  31. Рефераты КГМУ
  32. Рефераты ДВФУ
  33. Рефераты МГЮА
  34. Рефераты СПбГУТ
  35. Рефераты КГАСУ
  36. Рефераты ПГУТИ
  37. Рефераты ТюмГУ
  38. Рефераты КемГИК
  39. Рефераты СПбУТУиЭ
  40. Рефераты ЯГСХА
  41. Рефераты МПГУ
  42. Рефераты ИГАУ
  43. Рефераты УГПС МЧС
  44. Рефераты СПбГАСУ
  45. Рефераты СГМУ
  46. Рефераты СГУ
  47. Рефераты СГЮА
  48. Рефераты ТУСУР
  49. Рефераты РПА
  50. Рефераты СПбГЭТУ ЛЭТИ
  51. Рефераты УрГЭУ
  52. Рефераты ДГТУ
  53. Рефераты ЧелГУ
  54. Рефераты ВГУ
  55. Рефераты ТулГУ
  56. Рефераты ЮЗГУ
  57. Рефераты НГПУ
  58. Рефераты ОГУ
  59. Рефераты ТГПУ
  60. Рефераты УПП
  61. Рефераты УдГУ
  62. Рефераты РГУП
  63. Рефераты УГНТУ
  64. Рефераты МГППУ
  65. Рефераты ГУАП
  66. Рефераты ВГУЭС
  67. Рефераты РГЭУ (РИНХ)
  68. Рефераты ВятГУ

Объект и структура философских знаний

Проблема связи между мыслью и бытием лежит в основе философских теорий. Основные аспекты этой проблемы позволяют понять объект и структуру философии.

Что является объектом философии как таковой, без сравнения с наукой, искусством и политикой? Она исторически изменилась в тесной связи с развитием всех аспектов интеллектуальной жизни общества, с развитием науки и самой философской мысли.

Рождение философии исторически совпадает с появлением зачатков научного знания, с формированием потребности в теоретических исследованиях. Сама философия возникла как первая историческая форма теоретических знаний. Первоначально философия ответила на вопросы, которые уже были подняты мифологией и религией. Однако способ решения этих вопросов уже отличался и основывался на теоретическом анализе этих вопросов в соответствии с логикой и практикой.

Первые мыслители древности в основном пытались понять происхождение различных природных явлений. Но в это время начинается разделение между различными областями зарождающегося знания. Отличная математика, медицина, астрономия и т.д. Наряду с ограничением круга проблем, которыми занималась философия, происходило развитие, углубление и обогащение собственных философских концепций, возникали различные философские теории и направления. Философские дисциплины формировались как онтология, доктрина бытия или сущность всего сущего; гносеология, теория познания; логика, наука о формах правильного, т.е. последовательного, непротиворечивого, доказуемого мышления; философия истории; этика; эстетика.

С эпохи Возрождения, и особенно в XVII-XVIII веках, процесс разделения философии и специальных наук происходит несколько быстрее. Механика, физика, затем химия, биология, юриспруденция, политэкономика становятся самостоятельными отраслями научного знания. Это прогрессивное разделение труда в области научного знания качественно меняет роль и место философии в системе наук, ее отношение к частным наукам. Философия уже не занимается особыми проблемами механики, физики, астрономии, химии, биологии, права и т.д., а находит свою сферу проблем. Он исследует чрезвычайно общие характеристики как самого человека, так и условий его жизни и мира, в котором он живет.

Объект философии охватывает универсальное в материальном существе и универсальное, характеризующее целостное бытие человека. Но объект философии еще больше отличается от объекта частных наук, изучающих материальное существо и человека, тем, что представляет собой особое отношение человека к миру, мира к человеку.

Философия — это знание мира и отношения к нему человека. Проблемы философии проецируются на всеобщее в системе «мир — человек», которая является объектом философского знания. Они сами по себе являются универсальными, ограничивающими — ограничивающими для сущности человека, для его общей программы деятельности, для всей человеческой культуры. Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Нет более широких проблем, чем проблемы мировоззрения (с точки зрения их значимости для человеческой деятельности).

Философские проблемы, непосредственно связанные с основными вопросами человеческого бытия, являются непреложными и вечными, более того, часто предлагаются «вечные и незыблемые» решения этих проблем. Но так же, как все живое развивается в непрерывном процессе самообновления своих базовых форм, так и «вечные» философские проблемы находят свою жизнь в постоянном воспроизводстве своих решений на основе новых достижений в реальных знаниях и изменений в общественной жизни человека.

Главный способ решения философских проблем — теоретическое мышление, основанное на всем опыте человека, на достижениях всех наук и культуры в целом.

2. Понятие мировоззрения, его структура и функции

В систему человеческих знаний термин «мировззрение» был введен немецким философом И. Кантом. В наипростейшем понимании Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир и смысл жизни. Это система взглядов, идей и убеждений человека о мире и своем месте в нем. Мировоззрение – способ духовно- практического освоения мира человеком в его теоретическом и практическом отношении к действительности.6

В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, идеалы, верования, чувства, эмоции, жизненные нормы.

Знания как основной компонент в структуре мировоззрения задают обобщенную модель мира и место в нем человека.

Ценности – Это положительное или отрицательное отношение к явлениям окружающего мира, которое основывается на потребностях и интересах людей, культуре определенного социума.

Идеалы – Это мировоззренческая форма целенаправленного отображения действительности, мысленный образец совершенства, норма к которой следует стремиться как к конечной цели. Эмоционально-чувственные компоненты определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей мира и своего места в нем.

Основные функции мировоззрения:

миропонимания, – мировосприятия, – мироотношения.

Миропонимание – картина мира. Оно может строится на уровне обыденного сознания или на теоретическом уровне.

Мировосприятие – это эмоциональные предпочтения, верования, специфические психологические представления человека о мире и своем месте в нем.

Мироотношение – Это совокупность ценностных установок человека, его убеждений, определяющих позицию жизненным важным вопросам, его готовность к определенному типу действий и способам достижения целей.

Есть три типа мировоззрения: — обыденное, – религиозное, – и философское.

Обыденное мировоззрение – порождается непосредственно условиями жизни и передающимися из поколения в поколение опытом людей.

Религиозное мировоззрение – дает неадекватную картину мира, связано с признанием сверхъестественного мирового начала и выражается преимущественно в эмоционально-образной форме.

9 стр., 4130 слов

«Мировоззрение — ядро философии. Структура мировоззрения»

… утверждающего новую, именно философскую эпоху в развитии мировоззрения, было учение о человеке как главном объекте любой науки. У истоков формирования научного мировоззрения в философии древних стоял Пифагор. … «Что такое мир?». Философское знание о мире отличается от знаний, которые дают конкретные науки, хотя безусловно опирается на данные всех наук. Философия рассматривает мир во- первых, …

В философском мировоззрении – теоретически обобщаются опыт духовного и практического освоения мира.

Заключение

Суть философии состоит в том, что истины устанавливаются и доказываются на основе логического рассуждения, т.е. чисто ментальным путем, без непосредственной проверки на опыте. Философия – это искусство получения истинного знания посредством разума, логики, дедукции.

Философия тогда была той формой культуры, в которой теоретическая мысль впервые начала развиваться.

Вопросы, которыми занималась и занимается философия, многочисленны и разнообразны. Но есть нечто общее, что характеризует все проблемы, которые становятся объектом внимания философов.

В каждой проблеме главная задача философии – прояснить исходные значения (убеждения, предложения, принципы), природу вещей и явлений. Наиболее общие из этих значений лежат в сфере культурных основ и представляют собой философские категории, на которых базируется все человеческое знание реальности. Они направляют людей в их восприятии и понимании всего, с чем они сталкиваются в своей жизни.

Философия стремится объяснить – то есть раскрыть, выявить, проанализировать – содержание этих категорий и представить их в связной форме. Философские категории – это продукты логико-концептуальной формулировки основ культуры.

Основным методом философской мысли является рефлексия (внутреннее познание) как критический анализ установок человеческого сознания и поведения с целью постижения основ культуры.

Изучая культурно-обусловленное содержание человеческого сознания, философия имеет возможность сделать выводы и о реальности, отраженной в сознании: Чувства, желания, идеалы, фантазии, верования и предрассудки, связанные с культурными традициями, жизненным опытом, индивидуальными чертами личности.

Поэтому философия строит свои суждения о реальности на более широком и неоднородном материале, чем наука. В то же время, она распознает реальность через призму отношения к ней со стороны человека, сформировавшегося в определенную историческую эпоху и у определенных групп людей.

Like this post? Please share to your friends: