Греческое чудо: великие достижения древней Греции

Классический этап

Именно в V—IV вв. до н. э. родилось все то, что впоследствии будет называться греческим чудом. Благодаря политическому деятелю Периклу наибольшего развития достигла демократия в античных городах-полисах. Мыслители, и в первую очередь Сократ, сосредоточиваются на проблемах добра и зла в человеческой жизни впереди познания природы. Происходит зарождение таких философских направлений, как рационализм и эмпиризм.

Особенно бурно развивается градостроительство по концепции застройки, распланированной по зонам, предложенной архитектором из Милета Гипподамом. Основой художественной архитектуры остаются украшенные снаружи храмы, и самые известные из них — афинский Акрополь, храм Артемиды в Эфесе и Мавзолей в Галикарнасе.

Классический период Древней Греции характеризуется новым подходом к образованию. Дети с семи до шестнадцати лет имели возможность обучаться в платных или государственных, находящихся на содержании богатых граждан, школах. Писали греки на свитках, и в домах многих знатных и ученых горожан были библиотеки. Свитки собирались и в общественных библиотеках, одна из них находилась в Акрополе.

Среди скульпторов самыми великими можно назвать Фидия, создавшего очень высокие статуи Зевса в Олимпии и Афины в Акрополе, Мирона — автора Дискобола и Праксителя, изваявшего изысканную скульптуру тонкой красоты Афродиты Книдской. Во время классического этапа возник и достиг своего расцвета древнегреческий театр с его великими трагедиями Эсхила и комедиями Аристофана.

Этап эллинизма характеризуется концом демократии и завоеванием Древней Греции Филиппом II, отцом Александра Македонского. На смену рабовладельческой демократии приходит рабовладельческая монархия. Постепенно наступает упадок во всех сферах жизни и искусства.

Так закончилась одна из самых значительных для истории и культуры человечества эпох — античность.

Зарождение и становление

Родоначальниками древнегреческой цивилизации можно считать первых поселенцев на острове Крите, живших во дворцах-государствах около второго тысячелетия до н. э. Один из них, Кносс, известен как резиденция легендарного царя Миноса. По его имени культура того времени была названа минойской. В дворцах проходила вся жизнь первых государств Крита. Убранство их постепенно становилось все богаче, строения были оснащены вентиляцией, водопроводом и канализацией, а их стены украшены цветными фресками. Тем не менее спустя 600 лет критская цивилизация была поглощена греками-ахейцами.

Они расселились в основном на полуострове Пелопоннес, и вершиной их цивилизации стали города Тиринф, Пилоф и Микены, по имени последнего названа и культура того периода — крито-микенская, или эгейская. Ахейцы многое позаимствовали у критян:

  • линейное письмо;
  • знания о строительстве разных сооружений;
  • вооружение.

Если коротко, основой их государственности тоже были дворцы-поселения, в которых уже появилось централизованное управление. Самым известным царством того времени является Троя, прославленная Гомером в его «Илиаде». После микенской эпохи триста лет эти территории переживали состояние упадка. Почему микенская цивилизация пришла в упадок, существуют две версии: извержение вулкана или завоевание греками-дорийцами, владевшими железным оружием и отличавшимися воинственностью.

В первой половине VIII в. до н. э. на смену дворцам пришли полисы — небольшие общины с самоуправлением и социальным расслоением на аристократов и рабов. Во времена архаической Греции благодаря освоению железа произошло отделение ремесел от сельского хозяйства. Стало быстро развиваться кораблестроение и керамическое искусство; к линейному письму добавились гласные буквы, преобразовав его в алфавитное; оформилась как отдельное занятие торговля.

Такое экономическое положение способствовало развитию городов из полисов гомеровской эпохи, сохранивших это название. В греческом обществе произошли качественные изменения, благодаря которым и стал возможен расцвет культуры в дальнейшем.

Культура

Именно в античной Греции были сформулированы первые философские понятия, заложившие те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется и современная наука.

Греческий историк Геродот стал буквально «отцом истории», именно его исторические труды являются образцами для трудов следующих поколений историков. Греческий лекарь Гиппократ стал «отцом медицины», его знаменитая «клятва Гиппократа» и по сей день выражает морально-этические принципы поведения врача. Уже упомянутый нами драматург Эсхил стал творцом театральной драмы, его вклад в театральное искусство и развитие театра просто огромен. Также как и огромны вклады греков Пифагора и Архимеда в развитие математики. А философа Аристотеля можно вообще назвать «отцом науки» в широком понимании этого слова, так как именно Аристотель сформулировал основополагающие принципы научного познания мира.

Так выглядит древнегреческий театр, появившийся из религиозных мистерий, он вскоре стал одним из любимых мест развлечения древних греков. Сами строения театров в древней Греции представляли собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для актеров. Все древнегреческие театры обладали отличной акустикой, таким образом, даже зрители, сидящие на дальних рядах, могли слышать все реплики (микрофонов то еще не было).

Древнегреческие олимпийские игры, на время проведения которых даже прерывались все войны, стали, по сути, фундаментом развития современного спорта и современных олимпийских игр, представляющих собой как раз таки возрождение древнегреческой спортивной традиции.

Много интересных изобретений было у греков и в военном деле, например их знаменитая фаланга, представляющая сплоченное боевое построение пехоты. Греческая фаланга могла запросто одерживать (и одерживала) победы над хотя и превосходящими числено, но не организованными персами, скифами, кельтами и прочими варварами.

Греческая фаланга.

Что такое Греческое чудо кратко

«ГРЕЧЕСКОЕ ЧУДО» — культурный переворот в Греции, начавшийся в эпоху архаики и последующий расцвет культуры в классическую эпоху (VIII-V века до н.э.).

Термин был введен в науку французским исследователем Э. Ренаном (XIX в.).

Содержание культурного переворота: возникновение и необыкновенный расцвет науки и философии (Фалес Милетский, Эмпедокл, Пифагор, Гераклит etc.), литературы (Гесиод, лирики Архилох и Феогнид, Алкей и Сапфо, Анакреонт и Пиндар, баснописец Эзоп etc.), искусства (архитектуры, скульптуры и вазописи). «Греческое чудо» определило культурный облик античности, как полис – политический и социальный.

О предпосылках «греческого чуда» дискуссия в науке шла со второй половины XIX в.; выдвигались и опровергались самые разные причины – от исключительной одаренности, якобы присущей грекам, до указаний на то, что в Древней Греции в отличие от Востока жрецы не имели монополии на знания и т.п.

Большинство исследователей склонны объяснять «греческое чудо» сочетанием многих обстоятельств: сыграли свою роль и географический фактор, и климат, и распространение железа, создавшее материальную базу для развития культуры, и своеобразная система ценностей. Грекам была свойственна вера в творческие силы личности, их отличала активная жизненная позиция, установка на то, чтобы собственными усилиями добиваться улучшения жизни.

И в то же время в мироощущении эллинов существовала мрачная, трагическая черта, рождавшая обостренное восприятие действительности. Это сочетание трагизма и оптимистической веры в человека создало уникальный «пессимизм силы» (выражение Ф. Ницше).

Сыграло свою роль и античное рабство: рабский труд высвободил для граждан досуг (греч. σχολή) – свободное время, которое греки использовали для занятия творческой и умственной деятельностью.

Некоторые ученые полагают важнейшей предпосылкой «греческого чуда» агональный дух, т.е. дух соревнования, соперничества и состязательности, который пронизывал древнегреческое общество сверху донизу, затрагивая практически все стороны частной и общественной жизни. Внешними проявлениями агонального духа были всевозможные состязания: атлетические и музические, театральные и поэтические, научная полемика, и состязание в судебном процессе, соревнования в различных видах профессиональной деятельности и даже конкурсы красоты.

Литература

  • Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб., 1998
  • Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII — V вв. до н.э. СПб., 2001

Культура Древнего Рима

Рим появился около 1000 года до нашей эры. Началось все с появления на территории Рима племен латинов. Уже в 7 веке до нашей эры Рим стал конгломератом поселений и попал под власть этруссков. Культура Древнего Рима делится на четыре периода представленные ниже.

Периоды культуры Древнего Рима

Первый период культуры Древнего Рима получил название этрусский, так как в рамках античной культуры он простирался от VIII в. до н. э., с момента основания «Вечного города», утверждения этрусской династии, принятия закона XII таблиц, и до Ш в. до н. э., завершения борьбы патрициев и плебеев и завоевания Римом всей Италии. Достижения данного периода выражены в правовом поле и в архитектуре.

Более интересным с точки зрения изучения античной культуры является период царства. Именно в этот период у римлян появился свой алфавит.

Позднее у римлян большое распространение получила скульптура. Считается, что одно время в Риме было больше скульптур чем жителей. В отличии от скульптуры Древней Греции, в Риме скульпторы меняют сюжеты и усиливают мифологическую трактовку образов. Пластика обнаженной натуры отличается от греческой.

С развитием Древнего Рима растут и его аппетиты. Первой фазой римских завоеваний стала экспансия Апенинского полуострова. Был повержен Карфаген. Первая и вторая Пунические войны превратили Рим в мощную державу.

Рим развивал различные виды искусства. Так, римские писатели создали в литературе новый жанр – жанр романа. Под влиянием греческой литературы, римская литература выпустила на свет целую плеяду драматургов и поэтов. В числе самых известных можно смело назвать Плавта и Теренция, чьи комедии сохранились до наших дней. Ливий Андроник, один из первых римских поэтов, перевел на латынь «Одиссею» Гомера. Среди поэтов этого времени наиболее известным является Луцилий. Он писал стихи на бытовые темы, осмеивал страсть к роскоши.

Ливий Андроник. Портрет

После того, как римское государство из республики стало империей, литература изменилась. Все это было обусловлено серьезными историческими изменениями. Так в 1 веке до нашей эры император Август уже владел большей частью Азии, Сирией и Египтом. Правление Августа часто называют «золотым веком». Он считал что правитель обязан покровительствовать искусству. Сам император оказывал поддержку и восхищался Горацием, Вергилием. Он покровительствовал Титу Ливию. Его примеры следовала римская знать. Отдельно следует остановиться на фигуре Вергилия авторе «Энеиды». Именно он предрек рождение младенца, который вернет людям золотой век. Христианские богословы нарекли Вергилия пророком.

Римские зодчие оставили после себя прекрасные памятники архитектуры. В числе величайших творений архитектуры Древнего Рима прочно занял место Колизей. Его строительство велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. Его начали строить в 72 году н. э. при императоре Веспасиане, а в 80 году н. э. амфитеатр был освящён императором Титом. Амфитеатр расположился на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому дому Нерона.

Колизей

Падение Римской Империи сопровождалось бурным развитием культуры и искусства. Однако искусства приобретало все более вычурные формы. Золотой век Римской Империи закончился на смерти Марка Аврелия.

Марк Аврелий

Марк Аврелий был выдающимся философом. Он оставил трон вспыльчивому сыну Коммоду. Именно его убийство вследствие заговора и привело к началу гражданской войны в Римской Империи. За время воин и междоусобиц влияние Римской Империи стало снижаться, культура и искусство приходить в упадок.

Император Диаклетан (284-305) разделил Римскую Империю на части. В каждой их них был свой император. При этом Рим, будучи столицей, перестал быть резиденцией императора. Это отрицательно сказалось на искусстве и поэзии.

Император Константин принял христианство и на месте Византии выстроил новый город – Константинополь и в 330 году нашей эры перенес туда столицу. После смерти Императора на христиан начались гонения. Однако христианство быстро распространялось по трритории Римской Империи. Именно благодаря христианству возникло новое государство Византия со столицей Константинополь, которое просуществовало еще 1000 лет.

Литература

  1. Культурология / Под ред. Мослова Л.М. – Академия, 2018
  2. Гомер. Приключения Одиссея.
  3. Головня В.В. История античного театра – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ИСКУССТВО», 1972

Основные ценностные доминанты античной культуры

Есть несколько отличительных черт античной культуры. Во-первых, пантеизм. Греки и римляне верили во многих богов. Религия — это основа любой культуры. Если сравнить античную классику и Средневековье, то разница в мировоззрении огромна. Возможно, именно из-за пантеизма античная культура была обречена. «В Европе жизнь конечна и лишена тайны… она пуста внутри! От этого когда-то рухнул Древний Рим, несмотря на все свои легионы» . Античные боги были лишены тайны, на которой покоится христианская культура. «Вера — это аргумент в пользу невидимого», — сказал герой Данте в «Божественной комедии». Для христианина Бог — это великое таинство, приобщение к которому становится целью жизни. В античном сознании боги мало чем отличались от людей, они сами были заложниками собственных страстей, редко были справедливы, и полагаться на них не стоило. Эпикур считал, что богам глубоко безразличен мир людей. Римляне в своей религиозности достигли апофеоза распущенности: завоевывая новый регион, они узнавали, каким богам там поклоняются, строили свои храмы местным божествам и пытались переманить их на свою сторону. Таким образом, римский пантеон разросся до чудовищных размеров. В любом случае, политеизм послужил основой для многих художественных произведений. Каждое древнее произведение имеет мифологическую основу.

Во-вторых, космоцентризм — восприятие мира как огромного и таинственного Космоса, гармоничного и многообразного в своих проявлениях. «Жизненная структура Вселенной обозначалась ими ясным и твердым словом «космос». По мнению пифагорейцев (VI век до н.э.), например, музыкальная гармония, выражаемая определенным числом, соответствует одновременно космической «музыке небесных сфер» и человеческой добродетели, которая, в свою очередь, служит основой эзотерического религиозного и социального союза. Уже тогда, в пору мировоззренческой юности человечества, внимательный ум постиг — хотя еще не знал, как это назвать — Единое, присущее как общее начало общей судьбы в таких различных видах совершенств, как космос, идея, душа, жизнь» . В представлении греков и римлян космос имел вид сферы (идеальная форма), был упорядочен и существовал по определенным законам, которым подчинялись даже боги. Больше всего античных философов интересовали вопросы мироустройства. Так, в досократовский период греческие мыслители пытались понять происхождение всех вещей, сущность окружающего мира. Именно поэтому их называли физиками. Фалес, представитель милетской школы, считал, что первоначалом является вода (вещество), Анаксимен объявил первопричиной воздух, Гераклит — огонь. Греки еще не дошли до мысли о Боге как первопричине всего сущего, в том числе и самих себя. Это понятно, если мы рассмотрим греческое ощущение времени.

Когда мы говорим о христианском восприятии времени, мы имеем в виду прямой вектор, идущий от потерянного рая к Страшному суду. «Суд Божий — это не только поражение, но и победа… всегда виден день первый и день последний» . Вектор, однозначно, направлен вниз: первые люди говорили напрямую с Творцом, а последними будет править Антихрист. В древнем мире все устроено гораздо гармоничнее: время циклично. Мир умирает, но затем возрождается вновь. Гераклит говорил: «Космос всегда был, есть и будет вечно живым огнем, с мерами пламени и мерами угасания». Как философский «огнепоклонник», Гераклит оказывается, по сути, истинным консерватором, ибо он направляет свои усилия на выявление и поддержание объективного ранга».

Изобразительное искусство. Вазопись

Греческая архитектура и скульптура давали много работы живописцам. Открытые части статуй окрашивали в телесный цвет, оружие – в золотой, глаза писали краской по мрамору. Детали храмов тоже раскрашивались. Любимыми цветами были синий и красный.
Картины, фрески и мозаики греческих живописцев из-за непрочности материалов не сохранились. Однако описания современников говорят, что они были не менее популярны, чем скульптуры, и столь же прекрасны.

В V в. до н.э. мастера Полигнот и его ученик Панайн (брат Фидия) создавали многофигурные картины, посвященные великим событиям: взятию Трои, Марафонской битве. Римский оратор Цицерон утверждал, что эти художники использовали только четыре краски – белую, желтую, красную и черную, создавая множество оттенков. В Афинах живописные работы были выставлены у входа на Акрополь – в залах специально построенной для этого и всегда открытой для граждан Пинакотеки.

Греческие живописцы, как и скульпторы, стремились достичь достоверности изображения. Про художников IV в. до н.э. рассказывали, что они состязались в умении так нарисовать предмет, чтобы никто не смог отличить его от настоящего. Например: будто бы виноград, нарисованный художником Зевксисом, пытались склевать подлетевшие птицы, а кони, подведенные Апеллесом к его картине, заржали, потому что увидели на ней кобылицу.

Мы можем получить представление о греческой живописи благодаря росписи на вазах. Образцов прославленной греческой керамики сохранилось множество. В VI в. до н.э. был распространен чернофигурный стиль: по красной глине художник наносил фигуры черным лаком. В V в. до н.э. он сменился краснофигурным: для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а лаком покрывали остальную поверхность вазы.

https://youtube.com/watch?v=gRAY8ZQWmyQ

Поделиться ссылкой

Архаическая культура

В эту эпоху общество развивалось наиболее интенсивно. В цивилизации античного типа окончательно соединились чувство коллективизма и состязательное (агонистическое) начало. Достигать победы над соперником в любой области без материальной выгоды считается ценным и благородным качеством. Агональный дух возник среди аристократов и стал исторической особенностью, характерной для всех сфер духовной и материальной жизни.

Появляются первые гипотезы о том, что Вселенная бесконечна и включает в себя множество миров. Ярким представителем архаической культуры был Пифагор, основавший со своими единомышленниками Пифагорейский союз — первую из научных школ. Он занимался далеко не одной математикой, его работы:

  • Учение о гармонии небесных сфер.
  • Доказательство зависимости высоты тона от длины звучащего тела.
  • Учение о консонансах и диссонансах.

Большая роль в архаической культуре отводится мифологии и пантеону богов. Аполлон и его спутницы музы обитают на горе Парнас, покровительствуют искусствам и наукам. Афина — богиня мудрости и покровительница главного центра Эллады, города Афины. В честь своих божеств древние греки проводят различные состязания.

В VIII в. до н. э. стали устраиваться всегреческие спортивные игры в Олимпии, посвященные Зевсу. Музыкальные исполнители на кифарах и арфах состязались в своем искусстве на Пифийских играх, посвященным победе Аполлона над змеем Пифием. Состязания в поэзии и музыке, конные и гимнастические проводились в Коринфе под покровительством Посейдона.

https://youtube.com/watch?v=h71R-XiL8X0

Религия

Религия древней Греции и ее мифология, пожалуй, изучены лучше всего, и имена многих греческих богов и богинь, во главе с верховным богом Зевсом у многих на слуху. Что интересно, греки наделяли своих богов вполне людскими качествами и даже пороками, свойственными людям, такими как гнев, зависть, мстительность, прелюбодеяния и прочая.

Также помимо богов существовал культ героев-полубогов, таких как, например Геракл, сын верховного бога Зевса и обычной смертной женщины. Часто многие греческие правители объявляли, что ведут свою родословную от того или иного полубожественного героя.

Что интересно, в отличие от многих других религий, древним грекам совсем не был свойствен ни религиозный фанатизм («Если Александр так хочет быть богом, то пусть будет им», – спокойно заметили как-то спартанцы в ответ на притязание Александра Македонского о своем божественном происхождении), ни особое преклонение перед богами. Общаясь со своими богами, греки никогда не стояли на коленях, а беседовали с ними, словно с равными людьми.

А греческие храмы посвященные тому или иному богу, помимо своих ритуальных функций имели и еще одно очень важно предназначение, они были самыми что ни есть настоящими банками античностями, то есть местами, где разные греческие олигархи и вельможи хранили свои нажитые правдами и неправдами ценности

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: