Наука как основа духовной культуры общества

Тема 10. наука в духовной культуре общества. популярная философия. учебное пособие

Введение

Наука является важнейшим элементом духовной культуры человека. Традиционно принято делить всю доступную научную информацию на две большие области – естественные науки, обобщающие знания об окружающей природе, и гуманитарные науки (от лат. humanitas – человеческая природа), включающие знания о человеке, обществе и духовной жизни людей. Для естественных наук объектом исследования являются предметы, вещи природы; в области гуманитарных наук объектом исследования являются события, субъекты.

Разница между научным и гуманитарным знанием заключается в том, что научное знание основано на разделении субъекта (человека) и объекта (природы, которую познает человеческий субъект), а гуманитарное знание касается прежде всего самого субъекта. В природе существуют объективные, спонтанные процессы, не зависящие от человека, а в обществе ничто не достигается без осознанных целей, интересов и мотиваций.

Методы исследования исторически возникли раньше в естественных науках, чем в гуманитарных. На протяжении всей истории развития научного знания предпринимались попытки перенести методы естественных наук в гуманитарные науки во всей их полноте и без учета соответствующей специфики. Такие попытки могли встретить лишь сопротивление и критику со стороны гуманистов, изучавших социальную жизнь и интеллектуальную культуру. Часто это сопротивление сопровождалось полным отказом от научных методов познания для изучения социокультурных и гуманитарных процессов.

Появление новых общенаучных и междисциплинарных областей исследований и значительное влияние научно-технической революции способствовали упразднению в современной науке былого противостояния между естествоиспытателями и гуманистами, применению гуманистами естественнонаучных методов и наоборот. В настоящее время социологи, юристы, педагоги и другие ученые гуманитарных наук часто используют в своих исследованиях такие междисциплинарные методы, как системный подход, идеи и методы кибернетики, теории информации, математического моделирования, теории самоорганизации и другие методы.

Таким образом, изучение основных концепций современного естествознания студентами гуманитарных и социально-экономических дисциплин представляется необходимым как для применения студентами-гуманитариями научных методов в своей деятельности, так и для четкого представления о научной картине мира, разработанной современным естествознанием.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Место науки в системе духовной культуры.

Культура – это воплощение человеческих стремлений, переживаний и достижений, провалов и разочарований, это именно то, что отличает человека от животных. Культура представлена в различных продуктах материальной и духовной деятельности, в системе норм и учреждений, в духовных и материальных ценностях. Культура – это и результат человеческой деятельности, и сама деятельность. Создавая новые культурные ценности, человек преодолевает свою социальную и природную ограниченность. Культура имеет динамичный, развивающийся характер, причем развивается не только вся система в целом, но и ее отдельные компоненты.

В культуре выделяют материальную и духовную сферы, которые различаются по способу воплощения результатов человеческих усилий. Материальная культура – это вся сфера материальной деятельности человека (орудия и предметы труда, жилища, одежда, предметы обихода, техника и т. п.). Понятием «духовная культура» обозначаются духовная деятельность людей, ее процесс, средства и результаты, т. е. сфера сознания, познания, воспитания и просвещения. Продуктом духовной деятельности являются идеи, представления, научные гипотезы, художественные образы, мифологические символы, моральные и правовые нормы, религиозные воззрения и т. п. Вместе с тем разделение на материальную и духовную культуру достаточно условно, так как все предметы материальной культуры являются воплощением идей и знаний, т. е. продуктом человеческого сознания, а явления духовной культуры всегда объективируются в материальных предметах – книгах, картинах, архитектурных сооружениях и т. п.

В универсум духовной культуры входят наука, философия, искусство, религия, мифология, право, мораль. Основные компоненты духовной культуры называют также формами общественного сознания. Каждая из названных форм имеет собственный предмет, выделяемый из общего конгломерата культуры, специфический способ функционирования и выполняет конкретные социально-культурные функции. В любом компоненте духовной культуры можно выделить ценности и знания, однако их доля различна в науке и религии, философии и мифологии, искусстве и морали. Наука представляет собой один из важнейших компонентов духовной культуры, в котором познавательный элемент преобладает над ценностным, смысл науки и научной деятельности заключается в получении объективных знаний о мире. Однако наука – это не только система знания. Как элемент духовной культуры она представляет собой и систему деятельности огромного числа людей, и особый социальный институт. Особенности научного познания, специфика естествознания, концепции, создаваемые в различных научных дисциплинах и определяющие современную научную картину мира,  – таковы основные темы, которые будут рассмотрены в настоящем курсе лекций.

Наука и искусство

Искусство – это самая многогранная характеристика общества: его биография, его анамнез и эпикриз, его обвинительный акт и свидетельство социальной зрелости. Но искусство – это не только портрет, это еще и автопортрет конкретного общества. Искусство сегодня – это барометр, чутко реагирующий на все изменения в политической, моральной и духовной атмосфере общества.

Поскольку характер развития науки и искусства в любую эпоху в конечном счете определяется социальными факторами, отражающими специфику этой эпохи, наукообразный характер нынешнего столетия, несомненно, оказывает влияние на современное искусство и эстетическую культуру в целом.

На самом деле наука влияет как на факторы, определяющие состояние и развитие искусства, так и на самые разные его параметры. Наука влияет на само искусство, особенно на его различные компоненты, стороны и аспекты, на сам процесс художественного творчества, на его субъект, художника, на продукты этого творчества, тем самым воздействуя на его содержание и формы, направления, масштабы и даже темпы развития, в какой-то мере определяя его эффективность и социальную значимость.

Наука изменяет окружающий мир, оказывает многообразное влияние на самого человека, а также влияет на предмет искусства. Наука, кроме того, вооружает художника новейшими и наиболее достоверными знаниями о мире, об обществе, о себе, влияет на его духовный мир и определяет всю философию его жизни и творчества. Наука влияет не только на характер и содержание творчества, не только на его формы, но и на направление его развития, количественные и качественные характеристики, формы и средства воспроизведения, распространения и восприятия, эффективность воздействия художественных произведений, способы их сохранения и воспроизведения.

Наука: что она собой представляет

Термин наука имеет несколько различных определений.

Во-первых, это область выработки, систематизации и преобразования знаний, система воздействия знания полученного человеком на окружающую среду, способ познания мира.

Во-вторых, наука – это важнейший элемент духовной жизни социума, продукт интеллектуальной и творческой деятельности индивида, наряду с культурой, искусством, образованием.

В-третьих, это система научных дисциплин, представляющих собой отдельные теоретические и практические отрасли знания (математика, биология, социология, химия, информатика и многие другие).

В-четвертых, это общественный институт, в котором научно-исследовательская деятельность принимает устойчивые формы, воспроизводится через специальные лаборатории, университеты, сообщества.

В соответствии с областями научного знания, на сегодняшний день выделяют следующие виды наук:

  1. Естественные – специализируются на познании всех явлений и объектов природы, существующих вне вмешательства человеческого общества. К естественным научным дисциплинам относят: географию, геологию, биологию, астрономию, химию, физику.
  2. Математические – занимаются воспроизводством знаковых систем, которые могут быть применимы на практике, использованы в обществе для решения познавательных и прикладных задач. К математическим наукам относят: информатику, математику, статистику, механику.
  3. Гуманитарные – занимаются познанием различных областей жизни социума (экономика, культурология, правоведение, социология, религиоведение, политология), изучают отдельных людей и крупные социальные общности в их прошлом, настоящем и будущем (психология, педагогика, этнография, история, философия).

Научное познание, представляющее собой особый вид познавательной деятельности, существенно отличается от всех других способов познания окружающего мира следующими характеристиками:

  • объективностью – все знания, полученные методами научного исследования объективны, не зависят от субъективного мнения и представлений человека, его пристрастий и интересов;
  • системностью – все отдельные знания, полученные различными методами и в различное время, не обособлены друг от друга, а наоборот, обобщены, приведены в определенный порядок, объединены в единую систему;
  • доказуемостью – знания могут быть проверены на практике, в том числе с применением специальных материальных средств и технического оборудования, подтверждены различными законами, теориями;
  • прикладным характером – большинство результатов познания, полученных с помощью научного метода, применимы на практике, в отдельных отраслях производства и сферах жизни общества.

Наука как категория философии.

Наука – это сфера человеческой деятельности, целью и содержанием которой является познание мира как единой системы на основе экспериментов и рациональных суждений.

Внешним условием для появления науки стало формирование классового общества, позволившее выделить умственный труд из общей системы разделения труда в самостоятельный вид человеческой деятельности. Внутренним основанием для развития науки явилось непрерывное накопление практических (эмпирических) знаний, осмысление которых рано или поздно должно было потребоваться.

В качестве объекта в научном знании выступают предметы и явления природной и социальной среды, включенные в систему общественной практики. Языком науки является мышление в понятиях.

Для понимания категории «наука» необходимо учитывать отличие этого вида духовного производства от обыденного познания Наука возникает на основе обыденного знания. Обыденное знание – это бессистемное, складывающееся под влиянием жизненных обстоятельств, формирующееся стихийно-повседневное знание каждого человека, которое обеспечивает ему элементарную ориентацию в мире.

Специфика научного знания заключается в том, что наука имеет дело с особым набором объектов, реальностей, которые не сводимы к объектам обыденного опыта. Наука нуждается и в особом наборе орудий для проведения исследовательской деятельности и формирует специфические способы обоснования истинности знания, к числу которых относится экспериментальный контроль за полученным знанием, выводимость одних знаний из других.

Наука имеет достаточно объемную структуру. По характеру и методу исследования она делится на: естественные науки, общественные науки, технические науки. Наряду со специализацией научного знания, происходит и процесс его объединения. Например, только на пересечении различных наук возможно полноценное исследование глобальных проблем современности.

В структуре науки выделяются два уровня организации знания.

· эмпирический (от гр. empeira – опыт) – его основная задача заключается в том, чтобы выводить все знания из чувственного опыта;

Получить полный текст

· теоретический – фиксирует получаемые знания в форме осмысления принципов, законов и научных теорий, в которых с помощью понятийного мышления раскрывается сущность познаваемых объектов и явлений.

Наука относится к сфере духовного производства и в конечном итоге необходима для того, чтобы направлять и регулировать практическую деятельность человека. Именно на этой основе формируются функции науки:

· культурно-мировоззренческая;

· непосредственно-производительная.

Проблема нравственной ответственности ученого за свою деятельность имеет глубокие исторические корни. Но именно сегодня в силу огромного влияния науки на все сферы жизни людей, на их элементарное выживание эта ответственность многократно усиливается. Деятельность современного ученого должна соизмеряться с принципами гуманизма и нормами общечеловеческой морали.

Философия и наука.

Студенческие работы

Во-вторых, и на “верхних этажах” науки есть свои неоднородности: теории, содержащие противоречия, недоказанные теоремы, чисто гипотетические построения, спекулятивные прогнозы, парадоксы, жестко конкурирующие друг с другом идеи и концепции и прочие не строго научные образования. В-третьих, наука – это общественный институт, т. е. социальное пространственно-временное многообразие, заполненное людьми, их исследовательскими и иными ролями, в котором находится место всему, вплоть до заблуждений, предрассудков и слухов.

Философия, разумеется, не беспочвенна – она опирается на общечеловеческий опыт, на достижения и обретения других форм общественного сознания, включая науку. Но произрастает философия из сокровенной сути человеческой свободы. Нужно ли доказывать философии, если сама она никаких конкретных проблем не решает? Задача у нее иная – предлагать самые общие мировоззренческие, методологические и смысложизненные ориентиры для поиска таких решений и доказательств.

Исторически данная тенденция просматривается достаточно четко. Когда-то, скажем, психология была частью философии, философской дисциплиной. Но как только у нее появились свои конкретно-эмпирические методы исследования, она стала вполне самостоятельной наукой, притом не только содержательно, но и организационно. Аналогичная ситуация и с логикой. Традиционная, аристотелевская, логика – область традиционного философского исследования. Современная же, или символическая, логика – это уже раздел математики, математическая дисциплина (с философскими вопросами логики).

Странной рассматриваемая связь является еще и потому, что она неоднозначна: различным философским школам и направлениям она представляется по-разному. Одни, как, например, экзистенциалисты, занимают откровенно антинаучную позицию. Для Хайдеггера, в частности, “измерение ценности философии идеей науки есть уже фатальнейшее принижение ее подлиннейшего существа”. Другие же, например, позитивисты, прямо-таки преклоняются перед наукой, ее нормами и идеалами. Ныне такая позиция называется также сциентизмом.

Канал спокойной музыки

Разумно, по всей видимости, было бы настаивать на союзе философии и науки, союзе, при котором философия критически и с мировоззренческой целью обобщает достижения и выводы конкретных наук, обогащая, расширяя и углубляя, вместе с тем их логико-методологическую и социально-аксиологическую культуру. Слишком резкие противопоставления философии и науки ни к чему хорошему нас не приведут. Можно и поспорить тут с Бердяевым, настаивающим на том, что “философия ни в каком смысле не есть наука и ни в каком смысле не должна быть научной”.

Пусть философия и не наука, но научной (ориентирующейся на науку, ее достижения, “гносеологические уроки”) она может быть вполне. Не очень неправильно будет и сказать, что философия – это особая, или весьма специфическая, наука.

Наука и технологии

Наука в ХХ веке характеризуется сильной и тесной связью с технологией, что является основой современной научно-технической революции, определяемой многими исследователями как главная культурная доминанта нашей эпохи. Новый уровень взаимодействия науки и техники в двадцатом веке привел не только к появлению новых технологий как побочного продукта фундаментальных исследований, но и к формированию разнообразных технических теорий.

Культурная цель технологии – освободить человека от объятий природы, дать ему свободу и независимость от нее. Но освободившись от суровости природы, человек заменил эту необходимость технической необходимостью, которая подвергает его непреднамеренным побочным эффектам технической среды, таким как деградация окружающей среды, нехватка ресурсов. Мы вынуждены приспосабливаться к законам технических аппаратов, таким как разделение труда, нормирование, пунктуальность, посменная работа, и мириться с их экологическими последствиями. За достижения технологий, особенно современных, неизбежно приходится платить.

Технология, заменяющая человеческий труд и приводящая к росту производительности труда, порождает проблему досуга и безработицы. За комфорт жизни мы платим цену человеческого уединения. Достижение мобильности с помощью индивидуального транспорта покупается шумовым загрязнением, некомфортными городами и изуродованной природой. Медицинские технологии, значительно увеличивающие продолжительность жизни, означают демографический взрыв для развивающихся стран.

Технология, позволяющая вмешиваться в генетический состав, угрожает человеческой индивидуальности, человеческому достоинству и индивидуальной неповторимости.

Систематичность и структурность

Наука отличается от других форм духовной культуры своей систематичностью и структурностью. Систематичность предполагает наличие строгой организации знаний в определенной области их изучения. Наука стремится к классификации фактов, их упорядочению и систематизации.

Структурность науки выражается в наличии четко выделенных разделов, позволяющих охватить все аспекты изучаемой проблемы. Каждый раздел включает определенные теории, методы, понятия и законы. Такая структура позволяет ученому больше точно определить свою специализацию и организовать свои исследования.

Систематичность и структурность науки позволяют ей развиваться и расширяться. Благодаря этим особенностям наука может систематизировать свои знания, создавать новые теории и доказательства.

  • Систематичность науки позволяет:
    • определить границы и предмет изучения;
    • разработать методы исследования;
    • создать систему классификации;
    • дать основу для сравнительного анализа.
  • Структурность науки обеспечивает:
    • разделение на отдельные области знания;
    • создание специализаций;
    • систематизацию и организацию данных;
    • построение цепочки логических рассуждений.

Систематизация и структурирование знаний позволяет науке устанавливать взаимосвязи между различными явлениями и обнаруживать закономерности. Благодаря этому ученые могут прогнозировать, объяснять и предсказывать различные процессы и явления в мире.

Место науки в системе культуры

Наукой занимаются не ради богатства. Напротив, богатство должно быть на службе у науки. Абай Кунанбаев.

В историческом процессе определенный уровень развития общества и отдельных людей, их познавательные и творческие способности, а также их влияние и взаимоотношения с природной средой определяются состоянием их культуры. Культура в переводе с латинского означает заботу, воспитание, образование и развитие. В более широком смысле культура – это все, что создано человеком, в отличие от того, что дано природой. Наука – это отрасль или отдел культуры

Если в древности мистика, в античности мифология, в средневековье религия занимали важное место в системе культуры, то можно сказать, что в современном обществе влияние науки является доминирующим

Наука – это рациональный способ восприятия мира, получение и систематизация знаний о реальности на основе эмпирической проверки и математического доказательства.

Как многофункциональное явление, наука представляет собой:

  1. Отрасль культуры;
  2. Способ познания мира;
  3. Определенная система организации (академии, университеты, колледжи, институты, лаборатории, научные общества и издания).

Существует определенная внутренняя структура и классификация современных наук.

Естественные, гуманитарные и математические науки считаются фундаментальными, а прикладные – это технические, медицинские, сельскохозяйственные, социологические и другие науки.

Результатами научных исследований являются теории, законы, модели, гипотезы, эмпирические обобщения. Все эти понятия, каждое из которых имеет свое специфическое значение, можно объединить одним словом “понятия”. Концепция (особый способ трактовки какого-либо объекта, явления, процесса) происходит от латинского conceptio- понимание, система. Концепция – это, во-первых, система взглядов, понимание определенного явления или процесса. Во-вторых, это одна определяющая идея, центральная идея произведения или научного труда и т.д.

Список литературы

  1. Берков В. Ф. Философия и методология науки – М., МИР+, 2013.
  2. История философии под ред. С. П. Кулика. – М., Владос, 2012.
  3. Мартынов М.Г., Кравченко Л. Г. Философия. Учебное пособие. – М., 2013.
  4. Спиркин А.Г. Основы философии. Учебник. М., 2015.
  5. Философский энциклопедический словарь. – М.,МИР+, 2010.
  6. Чуешов В.И. Таркан И.И. Философия – М., Перспектива, 2010.
  7. Фролов Введение в философию. Книга в двух частях. М., 2010..
  8. Философия под.ред. Я. С. Яскевич – М., Спектр, 2013.
  9. Философия под ред. Ю.А. Харина – М., СПЕКТР, 2013.
  10. Яскевич Я. С. Философия в вопросах и ответах. – М., МИР+, 2014.

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице “что такое реферат и как его сделать” я подробно написала.

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

  • Мифология как тип мировоззрения. Мифология в XIX в. и в XX в
  • Религия как тип мировоззрения. Сравнительный анализ католицизма, православия, протестантизма
  • Экзистенциализм как основное направление западной философии ХХ века 
  • Общее и особенное в этических принципах буддийской и конфуцианской этики
  • Структура социологического знания
  • О. Конт и его позитивная социология
  • Перспективный анализ макроэкономических показателей России
  • Теория, организация и технология аудиторской деятельности
  • Эволюция денег и их виды
  • Особенности налично-денежного обращения
  • Безналичный денежный оборот как часть совокупного оборота денег
  • Восточные славяне: хозяйственная жизнь, социальный строй, религия

Оформление рефератов для любых институтов и университетов:

  1. Рефераты МГУ
  2. Рефераты МФТИ
  3. Рефераты НИЯУ МИФИ
  4. Рефераты НИУ ВШЭ
  5. Рефераты СПбГУ
  6. Рефераты МГИМО
  7. Рефераты МГТУ
  8. Рефераты ТПУ
  9. Рефераты СПбПУ
  10. Рефераты УрФУ
  11. Рефераты ТГУ
  12. Рефераты КФУ
  13. Рефераты ФУпПРФ
  14. Рефераты РЭУ
  15. Рефераты НИТУ МИСиС
  16. Рефераты СФУ
  17. Рефераты РГУ нефти и газа
  18. Рефераты НИУ МЭИ
  19. Рефераты ИТМО
  20. Рефераты МГМУ
  21. Рефераты РУДН
  22. Рефераты НГТУ
  23. Рефераты РНИМУ
  24. Рефераты МГЛУ
  25. Рефераты ЮФУ
  26. Рефераты ННГУ
  27. Рефераты МАИ
  28. Рефераты СПбГЭУ
  29. Рефераты ВАВТ
  30. Рефераты СНИУ
  31. Рефераты КГМУ
  32. Рефераты ДВФУ
  33. Рефераты МГЮА
  34. Рефераты СПбГУТ
  35. Рефераты КГАСУ
  36. Рефераты ПГУТИ
  37. Рефераты ТюмГУ
  38. Рефераты КемГИК
  39. Рефераты СПбУТУиЭ
  40. Рефераты ЯГСХА
  41. Рефераты МПГУ
  42. Рефераты ИГАУ
  43. Рефераты УГПС МЧС
  44. Рефераты СПбГАСУ
  45. Рефераты СГМУ
  46. Рефераты СГУ
  47. Рефераты СГЮА
  48. Рефераты ТУСУР
  49. Рефераты РПА
  50. Рефераты СПбГЭТУ ЛЭТИ
  51. Рефераты УрГЭУ
  52. Рефераты ДГТУ
  53. Рефераты ЧелГУ
  54. Рефераты ВГУ
  55. Рефераты ТулГУ
  56. Рефераты ЮЗГУ
  57. Рефераты НГПУ
  58. Рефераты ОГУ
  59. Рефераты ТГПУ
  60. Рефераты УПП
  61. Рефераты УдГУ
  62. Рефераты РГУП
  63. Рефераты УГНТУ
  64. Рефераты МГППУ
  65. Рефераты ГУАП
  66. Рефераты ВГУЭС
  67. Рефераты РГЭУ (РИНХ)
  68. Рефераты ВятГУ

Наука и религия

В центре внимания 20-го века были взаимоотношения между наукой и философией, наукой и социальными структурами, наукой и экономикой, наукой и культурой, и, в гораздо меньшей степени, наукой и религией. Это, по-видимому, связано с особым характером взаимодействия науки и религии в современную эпоху. Этот особый вид отношений хорошо выражен Гейзенбергом, когда он пишет об отрыве религии от науки в связи с некоторыми особенностями самого христианства. Христианский Бог поднялся над миром, он непостижим, недоступен. Он удалился на небо, так что казалось разумным считать землю независимой от Бога. Природные объекты изучаются как существующие сами по себе, независимо от наблюдателя-исследователя и, в конечном счете, от самого Бога. В нормальные (по мнению Куна) периоды развития науки ученый может заниматься своими экспериментами, не связывая свою деятельность с верой (или неверием) в Бога.

Проблема взаимоотношения науки и религии становится актуальной, когда речь идет об основаниях науки, когда возникает вопрос о ее происхождении, например, о возникновении науки нового времени.

Ученый нуждается в религии и в другом случае: ему важно быть уверенным в том, что мир действительно существует, что он не иллюзия, что он упорядочен. Говоря о важности религии для ученого, Эйнштейн писал, что он “не смог найти лучшего термина, чем “религия”, для обозначения веры в рациональную природу реальности, по крайней мере, той ее части, которая доступна человеческому сознанию”

Там, где этого чувства нет, наука вырождается в бесплодный эмпиризм”. Эйнштейн отказывается обосновать и доказать свою веру в рациональное устройство мира. В беседе с Рабиндранатом Тагором он говорит, что если существует реальность, независимая от человека, то должна существовать и истина, соответствующая этой реальности, и что отрицание первого влечет за собой отрицание второго. “Наш естественный взгляд на существование независимой от человека истины нельзя ни объяснить, ни доказать, но в него верят все, даже первобытные люди.

Мы приписываем истине сверхчеловеческую объективность. Эта реальность, независимая от нашего существования, нашего опыта, нашего разума, необходима нам, хотя мы не можем сказать, что она означает”.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги – контрольЦенные бумаги – оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Like this post? Please share to your friends: