Тройственное значение: мораль, искусство и религия в духовной культуре

Духовные ценности

Духовная культура — это система определённых ценностей. Кратко познакомимся с основными из них, узнаем, какие компоненты включает каждая группа.

  • Мировоззренческие ценности лежат в основе формирования картины мира. К ним относится определение смысла жизни, роль судьбы и воли человека, отношение к прошлому и будущему, осознание своего места в окружающей действительности.
  • К религиозным ценностям можно отнести веру, любовь к Богу и к миру, отношения с другими людьми.
  • Нравственные ценности определяют особенности нашего поведения в той или иной ситуации в соответствии с представлениями о том, что правильно, а что нет.
  • Эстетические ценности лежат в основе представлений о прекрасном и безобразном. Они связаны с пониманием красоты мира в разных проявлениях.

Рис. 3. Схема «Духовные ценности».

Существует понятие «вечных» ценностей. Это те ценности, которые являются важными для всех людей во все времена. Примерами являются добро и польза, любовь, свобода, честь и достоинство, истина и справедливость, красота, верность.

Что мы узнали?

Духовная культура — это совокупность ценностей и идеалов и деятельность людей по их разработке и применению. Она включает следующие элементы: мораль, наука, образование, философия, религия, искусство. К духовным ценностям относятся мировоззренческие, нравственные, религиозные, эстетические.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Проверьте себя

Теперь пришло время выяснить, достаточно ли хорошо вы поняли, что представляет собой духовная сфера жизни общества. Для этого предлагаем выполнить задания ниже. Их результаты покажут, стоит ли повторить тему ещё раз.

Задание № 1

Прочтите утверждения ниже и определите, какие из них верные, а какие — нет. Пользуйтесь материалами этой статьи, чтобы проверить себя.

  1. Один из признаков духовной сферы — это её сложная структура.

  2. Существуют специальные учреждения, которые помогают создавать, сохранять, распространять и потреблять духовные ценности.

  3. Человек может «насытиться» и духовными, и материальными ценностями.

  4. Духовные ценности — это предметы искусства: картины, пластинки с музыкой, скульптуры.

  5. Духовные ценности существуют дольше материальных.

  6. Науки — это тоже духовная ценность.

  7. Духовная сфера влияет на развитие личности.

Задание № 2

Изучите примеры ценностей ниже. Определите, какие из них относятся к духовным, а какие — к материальным, через которые выражаются духовные:

  • письма поэтов серебряного века;

  • памятник «Медный всадник»;

  • народные предания;

  • рязанское наречие;

  • «Мона Лиза»;

  • праздничные обряды на день Ивана Купалы;

  • симфония № 6 Людвига ван Бетховена.

В этой статье мы лишь кратко рассказали о духовной сфере жизни, но помните: эта тема за 8 класс встречается и на ОГЭ по обществознанию. Поэтому советуем уделить ей больше внимания, когда начнёте готовиться к экзаменам. А ещё лучше — проработайте её вместе с учителем. Например, на курсах по обществознанию в Skysmart. Так вы сможете готовиться эффективнее: наши ученики, которые занимаются 2 раза в неделю, усваивают школьную программу по обществознанию в 2 раза быстрее. Присоединяйтесь и вы — начните с вводного урока. Это бесплатно!

Духовная культура

Духовная культура — это система духовных ценностей и творческой деятельности по их производству и освоению.

Духовные ценности культуры отражаются в сферах:

  • искусства;
  • философии;
  • науки;
  • религии;
  • морали и пр. 

Человеческая деятельность в рамках духовной культуры направлена на духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и политическое развитие человека и общества. Духовная культура существует во взаимосвязи с идеалами морали, нравственности, веры, науки, искусства, доминирующие в обществе. Духовность общества формируется осознанно, через приобщение к социальным ценностям, моральным законам и нормам.

К признакам духовной культуры относится:

  1. Активное стремление к совершенствованию себя и окружающего мира.
  2. Ориентация на идеальные формы.
  3. Глубокая нравственная традиция.
  4. Большая свобода творчества.
  5. Неутилитарность и бескорыстие.

Для каждого общества культура обладает особенными уникальными чертами, которые воплощаются в форме мифологической системы, эпоса, философских концепций и т. д. Духовная культура выполняет следующие функции:

  1. Хранение культурного опыта.
  2. Выступление в роли средства понимания и объяснения мира.
  3. Регулирование взаимодействия людей в социуме.
  4. Формирование общественных ценностей и идеалов.
  5. Воспитание и образование.

Нравственность как форма духовной культуры

Практическим воплощением требований морали является нравственность. Под ней подразумевают способность человека к самоограничению, самоанализу. Регулировать этот процесс помогают совесть и честь, стыд, долг. Нравственность возникла после того, как миф стал прошлым, символические запреты перестали контролировать деятельность человека, программировать его поступать бессознательно.

Сейчас при относительной внутренней независимости человека от природы и коллектива нужен самоконтроль. Главные понятия нравственности – добро и зло – выступают как позитивное, созидательное, приводящее к гармонии, качество личности, с одной стороны, а с другой – разрушительное, агрессивное и эгоистическое состояние индивида. Важным регулятором нравственности является долг. Это необходимость подчиняться другой, более значимой, чем своя, воле, выполняя какие-либо нравственные обязательства. Важнейшее правило нравственности можно сформулировать так: относись к другим так, как к себе самому.

Составляющим этого правила является гуманизм – признание того, что человек – это высшая ценность в обществе. В связи с этим требуется переориентация социальной системы в сторону добра и человеколюбия.

Способы развития духовной культуры

Чтобы понять, как человек может духовно развиваться, стоит обратить внимание на сферы влияния этой системы. Духовная культура и духовная жизнь основывается на общественном и личностном развитии в нравственном, экономическом, политическом, религиозном и других направлениях

Получение новых знаний в сфере науки, искусства и образования, дает человеку шанс развиваться, достигая новых культурных высот.

  1. Желание совершенствоваться, постоянно работая над собой. Искоренение недостатков и развитие положительных сторон.
  2. Необходимо расширять свой кругозор и развивать .
  3. Получение информации, например, при просмотре фильма или прочтении книги, для обдумывания, анализа и выводов.

Духовная культура определение. Духовная культура – многослойное образование, включающее в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую и др. культуры это совокупность нематериальных элементов нормы, правила, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, язык, знания, обычаи. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике, например – книга.

Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества.

Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности. Выступая качественным показателем духовной жизни общества, духовная культура по своей структуре идентична структуре духовной сферы общественной жизни, которая в качестве системы представляет собой единство таких компонентов, как духовная деятельность, духовные потребности, духовное потребление, социальные институты, духовные отношения и общение.

Духовное производство – деятельность общества по производству, сохранению, обмену, распределению и потреблению идей, представлений, идеалов, научных знаний и других духовных ценностей. В сфере распределения и освоения духовных ценностей духовное производство охватывает образование, нравственное и эстетическое воспитание и другие формы приобщения к духовной культуре.

Духовное развитие – процесс обогащения духовного развития человека и общества, направленный на реализацию идеалов духовного развития культуры гуманизма, свободы, индивидуальности, творчества и др. Духовное развитие общества воплощается в развитии форм общественного сознания морали, религии, философии, науки, искусства, политического и правового осмысления социального прогресса. Понятие духовной культуры содержит в себе все области духовного производства искусство, философию, науку и пр показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества истину добро красоту.

Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.

Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности.

Таким образом, содержанием культуры становится вся человеческая деятельность. Человеческое общество и выделилось из природы благодаря такой специфической форме взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность. 3.

Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Духовная культура

Культура выступает одним из ведущих признаков планетарной цивилизации, отличает жизнь людей от жизни других живых существ на земле и возможных.. В узком смысле слова культура облагораживания телесных, душевных склонностей и.. Культура начинается там, где содержание обретает совершенную форму. Культура представляет собой целостный системный..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Элитарная культура

Элементы элитарной культуры существенно отличаются от народной и массовой.

  • Они создаются профессиональными авторами — художниками, писателями, композиторами.
  • Цель их создания — не получение коммерческой выгоды, а донесение определённой идеи, часто завуалированной, представленной в символичной форме.
  • Они ориентированы не на массовую аудиторию, а на узкий круг подготовленных лиц, сложны для понимания.
  • Многие произведения элитарной культуры стали лучшими творениями искусства.
  • Такие творения обогащают культурную сферу общества.

Рис. 3. В картинной галерее.

Примерами элитарной культуры являются музыкальные произведения Моцарта и Баха, картины Пикассо и Дали, романы Булгакова и Набокова.

↑ Материальная и духовная культура

В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.

Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека – это предметы ремесел, техника, здания и сооружения, орудия труда и т. д.

Иными словами, это все материальные предметы, которые созданы руками человека. Предметы материальной культуры постоянно используются людьми, и в ходе исторического процесса непрерывно совершенствуются.

Духовная культура – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению – это все системы знаний и верований, нормы и ценности, которые накапливаются поколениями и передаются новым.

Кроме того, духовная культура включает в себя философию, этику, эстетику, право, религию, науку, искусство, литературу, мифологию, моральные и нравственные основы, правила обучения и воспитания.

Домашнее задание

1. Звезда телесериалов снялся в некоммерческом фильме, сложном по содержанию. Произведение получило высокую оценку критиков и знатоков, но в прокате не смогло собрать значительных средств. К какой форме культуры относится данное произведение? Укажите три признака, по которым вы это определили.

2. Какую форму культуры раскрывает следующее описание: «И тут, и там – яркие краски, длинноногие девицы, мускулистые красавцы, роскошные интерьеры и автомобили, безумно прекрасные наряды. Даже речь персонажей нередко складывается из фраз, напоминающих краткие словесные формулы рекламных объявлений?» Приведите три характерные черты данной формы культуры. Какая форма культуры является антиподом рассматриваемой?

* Виртуальный класс школы № 185 города Нижнего Новгорода/Уроки обществознания в 10 классе

Духовная культура личности

Часть общей культурной системы, которая учитывает духовную деятельность и ее результаты, называют духовной культурой. Она подразумевает сочетание литературного, научного, нравственного и других направлений. Духовная культура человека – это содержание внутреннего мира. По его развитию можно понять о мировоззрении, взглядах и ценностях личности и общества.

Духовная культура включает огромное количество элементов, которые формируют основные понятия.

  1. Общие моральные устои, научные обоснования, богатство языка и другие элементы. На нее невозможно повлиять.
  2. Формируется благодаря воспитанию родителей и знаниям, полученным путем самообразования и обучения в разных учебных заведениях. С ее помощью взращивается личность человека, имеющая собственные взгляды по поводу разных аспектов жизни.

Сознание как духовное отражение

Общественное сознание — это целостное духовное образование, включающее в себя чувства, установки, идеи и теории, художественные и религиозные образы, отражающие определенные стороны общественной жизни и являющиеся результатом активной мыслительно-творческой деятельности людей. Общественное сознание — явление социально обусловленное как механизмом его формирования и реализации, так и характером его существования и исторической миссии.

Общественное сознание имеет определенную структуру, в которой выделяются различные уровни (обыденный и теоретический, идеологический и социально-психологический) и формы сознания (философское, религиозное, нравственное, эстетическое, правовое, политическое, научное).

Сознание как рефлексия и активно-творческая деятельность способно, во-первых, адекватно оценивать бытие, обнаруживать его скрытый от обыденного зрения смысл и делать прогноз, а во-вторых, влиять на него и преобразовывать его посредством практической деятельности. Общественное сознание — это результат совместного понимания социальной реальности людьми, практически взаимодействующими друг с другом. В этом, собственно, и заключается ее социальная природа и главная особенность.

Общественное сознание обладает относительной автономией по отношению к общественному бытию. Оно не только отражает последнее, но и раскрывает его суть и внутреннюю логику. Общественное сознание может как обгонять развитие общественной жизни, так и делать достаточно точные прогнозы, отставая при этом из-за своей неподготовленности к происходящим изменениям.

Опираясь в своем развитии на достижения человеческой мысли и духа, общественное сознание обеспечивает преемственность в развитии интеллектуального наследия поколений. Следовательно, общественное сознание имеет свою логику развития, свои законы и принципы, что хорошо видно на примере философии, религии, морали, искусства, права, политики, науки.

Общественное сознание является сверхличным, но не внеличностным. Это означает, что общественное сознание вне индивидуального сознания невозможно. Носителями общественного сознания являются индивиды с их собственным сознанием, а также социальные группы и общество в целом. Развитие общественного сознания происходит в процессе постоянного включения в это сознание все новых и новых индивидов. Все содержание и формы общественного сознания создаются и кристаллизуются людьми, а не какой-либо внечеловеческой силой. Аукториальная индивидуальность идей и даже образов может быть устранена обществом, и тогда над ними господствует индивид в сверхличной форме, но само их содержание остается человеческим, а их происхождение — конкретно-индивидуальным.

Общественное сознание — это не количественная сумма индивидуальных сознаний, а их качественно новое состояние — реальность, идеально-объективная сама по себе и особым образом структурированная, с требованиями которой индивид должен считаться не меньше, чем с природными и социальными явлениями. По своему масштабу, возможностям и преобразующей силе общественное сознание, несомненно, превосходит субъективно ограниченное сознание, ограниченное отдельным человеком. Власть общественного сознания над индивидуальным выражается в безусловном восприятии индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, тех путей и средств, с помощью которых осуществляется производство духовной жизни общества, того смыслового содержания, которое накоплено человечеством на протяжении веков и вне которого формирование индивидуальности невозможно.

Элементы культуры

Культура состоит из множества различных элементов, которые можно разделить на такие группы:

  1. Символы — условный знак, слово или предмет, который раскрывает смысл и значение конкретной культуры. Например, в национальной культуре это язык, система традиций и ритуалов, эмблематика.

  2. Герои — реальные и вымышленные люди, которых стали воспринимать  в качестве примера для подражания после подвига или иной деятельности. Например, писатели, актеры, полководцы.

  3. Ритуалы — коллективная деятельность со строгой структурой и установленным порядком. Например, креститься перед входом в церковь.

  4. Ценности — это самый глубокий уровень культуры, который включает в себя общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном.

Выберите идеального репетитора по обществознанию
15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения
Выбрать!

Материальная культура

Материальная культура возникла вместе с появлением человека умелого около 2,6 млн. лет назад.

Материальная культура — это система материальных ценностей, возникающая в результате человеческой деятельности.

Ее основными задачами были: адаптация человека к окружающему миру и удовлетворение его потребностей в пропитании и убежище.

Под миром материальной культуры понимаются все предметы человеческого быта и обихода: одежда, утварь, сооружения, оружие, украшения, жилища и т. д.
Ее сущность заключается в преобразовании природного объекта и его материала в вещь, свойства и признаки которой обусловлены творческими способностями человека и направлены на удовлетворение его потребностей. В наследии материальной культуры отражены образ жизни, нравы, ценностей и устремления людей. Каждая вещь, созданная человеком, несет в себе определенную смысловую нагрузку. К примеру, артефакты предыдущих поколений, позволяют восстановить их быт, верования, историю, проследить траекторию развития.

В культурологическом контексте материальная культура хранит в себе материальные ценности прошлых эпох. К ним относятся памятники архитектуры, археологические находки, древние захоронения и т. д. Все это составляет культурное наследие человечества, ценность которого с годами только возрастает.

В культурологии материальное производство рассматривается с точки зрения его гуманитарной и гуманистической ценности. Для культурологов большую актуальность представляет степень совершенства и эстетичности архитектурного памятника, нежели его экономическая эффективность или технократическая составляющая.

Что такое сфера духовной культуры

Духовная (религия, искусство, наука, мораль) и материальная (техника, производство) культуры различаются по характеру потребностей социума и индивида, которые они удовлетворяют в процессе потребления.

Для счастливой жизни недостаточно лишь материального существования, поэтому человек занимается творческой деятельностью, то есть создает, распределяет и потребляет культурные ценности.

Духовные ценности обладают рядом особенностей:

  • долговечны — в случае, если объекты не сохранились в оригинале, могут быть сохранены их копии, а также память о них;
  • потребности людей в них не ограничены;
  • отображают особенности личности автора;
  • автор может быть назван, может быть анонимом;
  • для создания, сохранения и распространения духовных ценностей функционируют специальные учреждения (музеи, выставки, клубы, театры), а занимаются этим люди разных профессий (педагоги, художники, музыканты, ученые, библиотекари), которые имеют образование в соответствующей области;
  • принимать участие в создании духовных ценностей могут также и непрофессионалы.

Типология культуры

Существует множество типов культуры, которые выделяют на основании разнообразных критериев.

Ниже представлена классификация культур.

  1. По взаимосвязи с религией: светская и религиозная.
  2. По национальному признаку: русская, испанская, американская и т.д.
  3. По соотношению с историческим этапом развития общества: культура традиционного, индустриального и постиндустриального общества.
  4. По территориальному признаку: городская, сельская.
  5. По виду деятельности: производственная, политическая, экономическая, художественная, музыкальная.
  6. По типу удовлетворяемых потребностей: духовная и материальная.

Также выделяют три типа культуры в зависимости от аудитории ее потребляющей: элитарная, народная и массовая.

Элитарная (высокая) культура обладает следующими признаками:

  • создается по заказу профессионалами, привилегированной частью общества;
  • неподготовленному потребителю сложна для восприятия;
  • не нацелена на коммерческую выгоду;
  • находится в постоянном поиске нового, стремится к свободе и новаторству.

Признаки народной культуры:

  • основана на традициях, обычаях и ценностях конкретного народа;
  • не имеет автора с профессиональной подготовкой, автор обычно анонимен;
  • может быть массовой, групповой и индивидуальной;
  • тесно связана с религией региона;
  • входит в состав мировой культуры;
  • чаще всего существует в устной форме, может отражать как современность, так и прошлое.

Массовую культуру определяют следующие признаки:

  • сформирована в одно время с общем массового производства и потребления;
  • слабо выражены изысканный вкус и духовный поиск;
  • наиболее широкая аудитория потребителей;
  • утверждает простые и понятные истины;
  • легко воспринимается даже неподготовленной публикой, демократична;
  • настроена на получение коммерческой выгоды;
  • тиражируемая, серийная;
  • пассивно потребляется.

Наука. Функции и методы научного познания

Наука представляет собой сферу деятельности людей, в рамках которой формируется система истинных знаний о мире. Целью науки является получение точных сведений о человеке, обществе и природе.

Наука является социальным институтом и включает в себя следующие компоненты:

  1. Субъектов – ученых, их знания и опыт – они формируют и систематизируют полученные знания языком понятным как для научного сообщества, так и для обычных людей.
  2. Учреждения и организации. В качестве примером отметим: РАН (Российская академия наук), ЮНЕСКО (учреждение организации объединенных наций по вопросам культуры), интернациональный союз астрономии и другие.
  3. Оборудование, используемое для изучения, например, лаборатории, космические станции.
  4. Язык, основанный на особых знаках и символах. Примеры: математические формулы, таблица Менделеева в химии и тому подобные.
  5. Методика исследования – наблюдение за явлениями, проведение экспериментов и так далее. Системность в науке играет ключевую роль.

К характерным чертам науки относятся:

Универсальность – знание объективно, результат не зависит от человека, где бы и когда бы ни проводилось исследование, теории будут подтверждены. Например, вода закипает при температуре сто градусов, не имеет значения, проводят эксперимент в России или Австралии (при соблюдении идентичных условий проведения эксперимента).
Гласность – достижения науки открыты для всего человечества

Например, появление электричества сразу упростило жизнь всех людей, проживавших в ту эпоху.
Бескорыстие – в исследовании важно постижение истины, даже если она не привлекательна. Например, открытие возможностей атома поставило мир под угрозу ядерной войны, не смотря на то, что этот факт печален, отрицать его невозможно, как и договориться с элементом, не действовать разрушающим образом.

Рациональность в науке делает результаты исследований объективными, то есть независимыми от взглядов отдельного индивида.

Все современные науки допустимо подразделить на следующие группы:

  • естественные – изучение природы и космоса, закономерностей явлений (астрономия, геофизика, антропология);
  • общественные – изучение общества и человека, как социального существа (социология, политология, юриспруденция);
  • гуманитарные – изучение различных проявлений творческой деятельности индивида (языкознание, история, литературоведение, логика);
  • технические – изучение существующих законов физики и химии.

Как правило, отрасли науки связаны с направлениями деятельности людей. Например, комплексные отрасли юридической науки разделены в соответствии с отраслями права: административное, уголовное и так далее.

Науку принято подразделять на фундаментальную и прикладную. Задача первой – систематизация, универсализация принципов и открытий. Что касается второй, то ее задача – применить на практике фундаментальные теории.

Базовые характеристики современной науки:

  • рост количества научных дисциплин;
  • увеличение числа ученых и людей, занятых в исследованиях;
  • интернациональное изучение проблемных вопросов.

Итак, главные задачи и цели науки связаны с достижением истины и систематизацией существующих знаний.

Особую силу научные знания приобрели после НТР (научно-технической революции в середине двадцатого века). В рамках нескольких десятилетий произошел скачок в развитии техники. Последние шестьдесят лет характеризуются постоянным развитием научного знания.

Формы культуры

Народная, элитарная, массовая культура

В зависимости от уровня мастерства и типу аудитории выделяются следующие формы культуры: элитарная (высокая, салонная), народная, массовая (поп-культура).

Формы культуры Характерные черты (признаки) Что относится (примеры) Изучающие их науки
Элитарная(высокая, салонная) 1.Создаётся привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. 2. Рассчитана на её восприятие ограниченным кругом людей. 3.Сложна для понимания. 4. Не носит коммерческого характера, её девиз –«искусство для искусства» Классические живопись, скульптура, архитектура, музыка,литература, иконопись, мозаика и т.п. Искусствоведение, литературоведение.
Народная культура 1. Создаётся анонимными творцами. 2. Развивается как коллективное творчество на основе преемственности и традиций. 3. По происхождению является любительской, создаётся творцами не имеющими профессиональной подготовки. 4. Сохраняет присущие каждому народу характерные черты. Эпос, былины, предания, сказки, ритуал, обряд, обычай Этнография, антропология, фольклористика
Массовая (поп-культура) 1. Понятна и доступна всем слоям общества. 2. Удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому быстро теряет актуальность, устаревает. 3. Ориентирована на усреднённый уровень развития потребителей. 4. Является предметом потребления. 5. Свойственна стандартизация содержания. 6. Носит коммерческий характер. Реклама, эстрада, шлягер, сленг, кино, цирк, радио, китч Социология, философия

Массовая культура возникла в середине 20 века.

Предпосылки возникновения массовой культуры:

1. Индустриализация и связанная с ней урбанизация.

2. Прогрессирующий процесс демократизации общества.

3. Прогрессирующее развитие средств коммуникации.

Экранная культура

Экранная культура – культура, распространяемая через экранные средства информации. Экранная культура – это новая информационная среда, новая культура информационного общества, где основной ценностью являются не материальные товары, а информация и знание

Экранная культура включает три основных элемента – кинокультуру, телекультуру и компьютерную культуру органически взаимосвязанные друг с другом.

Признаки современной экранной культуры:

1. Синтез компьютера и видеотехники.

2. Подача представляемых объектов в сочетании звука и динамичного изображения.

3. Преобладание телекоммуникационных контактов людей.

4. Свободный выход личности в мир информации, преобладание электронных носителей информации

Материальная и духовная культура

По характеру удовлетворяемых потребностей различают следующие формы культуры: материальная и духовная.

Материальная культура – всё, что создаётся в процессе материального производства: техника, материальные ценности, производство.

Духовная культура – процесс и результаты духовного производства: религия, искусство, мораль, наука, мировоззрение.

Главным основанием разграничения материальной и духовной культур является характер потребностей (материальные или духовные) общества и человека, удовлетворяемых произведёнными ценностями.

Заключение

Таким образом, обладающие высоким уровнем духовной культуры люди отличаются не только хорошим вкусом и воспитанием, но и воспринятыми ими нравственными и моральными нормами. Как правило, они являются хорошо образованными и эрудированными людьми, а потому, даже работая в собственной узкой профессиональной сфере, такой индивид продолжает живо интересоваться происходящим вокруг него, расширяя багаж своих знаний и не замыкаясь исключительно в отведенной ему профессиональной области.

На протяжении веков люди преобразовывают окружающую действительность, создавая при этом комфортные условия жизни. Всё, что создано руками человека, принято считать культурой в широком смысле слова. В узком смысле это понятие означает созданные человеком духовные ценности, нравственные категории, которые воплощены в великих произведениях искусства. Рассмотрим, какие виды духовной культуры выделяются в современном обществознании.

Like this post? Please share to your friends: