Взаимодействие науки и философии: поиск глубинных истин

Отличие философии от науки - сходства и различия

Мыслители эпохи Возрождения

Идеи мыслителей эпохи Возрождения получили дальнейшее развитие в философии нового времени. Прогресс экспериментального знания, науки требовал замены устаревшего метода мышления новым методом познания, имеющим дело с реальным миром. Принципы материализма и элементы диалектики были возрождены и развиты, но материализм этого периода был в целом механистическим и метафизическим.

Родоначальником материализма нового времени был Ф. Бэкон, который считал высшей целью науки господство человека над природой. С другой стороны, Гоббс был создателем всеобъемлющей системы механистического материализма. Если Бэкон и Гоббс разработали метод эмпирического изучения природы, то Декарт попытался разработать универсальный метод познания для всех наук. Объективно-идеалистическую доктрину отстаивал Лейбниц, который высказал ряд диалектических идей.

Важнейшим этапом в развитии западноевропейской философии была немецкая классическая философия (Кант, Шеллинг, Гегель), которая развивала идеалистическую диалектику. Кульминацией немецкого классического идеализма стала диалектика Гегеля, ядром которой было учение о противоречии и развитии. Однако диалектический метод был разработан Гегелем на объективно-идеалистической основе.

В XVIII и XIX веках в России интенсивно развивалась прогрессивная материалистическая философская мысль. Его корни уходят в историческую традицию материализма, основателем которой был Ломоносов, и, начиная с Радищева, прочно входят в мировоззрение передовых деятелей русской общественной жизни. Выдающиеся русские материалисты — Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов — стали знаменосцами борьбы русской революционной демократии. Русская материалистическая философия середины XIX века подвергла резкой критике идеалистическую философию, особенно немецкий идеализм. Русский материализм XIX века развивал идею диалектического развития, но он не смог преодолеть идеализм в понимании общественной жизни. Философия революционных демократов стала важным шагом в мировом развитии материализма и диалектики.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Предназначение и смысл философии
  2. Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль— немецкий философ, основатель феноменологии
  3. Бессознательное в современной философии
  4. Влияние общества и личности на развитие сознания
  5. Реформация и контрреформация. Э. Роттердамский. Ж. Кальвин. М. Лютер. Значение протестантизма
  6. Проблема смысла истории
  7. Лидерство и власть — их связь и противоречие
  8. Конкретная метафизика П. А. Флоренского
  9. Сенсуализм и гносеология
  10. Антропология И. Канта. Практический и теоретический разум

Закономерности развития науки и философии

В закономерности развития обоих направлений есть своя определенная специфика. Причем в некоторых случаях она может иметь принципиальные различия, а в некоторых — абсолютное сходство.

Основным отличием развития науки является объективность истин, которые она раскрывает. Другими словами, она основана исключительно на фактах, нежели на домыслах. Эмпирические же знания зависят лишь от человеческих предрассудков, эмоций и чувств.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Более конкретную характеристику о закономерностях развития научного познания можно собрать в следующих пунктах:

  1. Оно обусловлено историческими потребностями развития общества.
  2. Неразрывность всего процесса познания, преемственность идей из поколения в поколение.
  3. Взаимосвязанность всех отраслей, благодаря которой предмет одной науки может исследоваться сразу с нескольких сторон.
  4. Самостоятельность. Она определяется уровнем развития самого процесса познания.
  5. Развитие характеризуется волнообразным движением: от спокойного (эволюционного) до активного (революционного). Либо и вовсе может стать поворотным и переломным.
  6. Открытость к критике. Любую теорию можно оспорить и пересмотреть с новой точки зрения.

Основные закономерности совершенствования философии соотносятся с утверждениями:

  1. Она основана на личном восприятии действительности. Таким образом, познания на Западе могут существенно отличаться от восточных.
  2. Тема философских трактатов зачастую определяется эпохой их написания.
  3. Как и наука, философия свободна для критики. Ее теории могут подвергаться оспариванию, вот только единственно верного ответа они дать не могут.
  4. Она тесно связана с религией и социологией. Ее истины основываются на соображениях человека об их «правильности». Хотя сами понятия «хорошо» и «плохо» придуманы именно человеком.

Как взаимосвязаны философия и наука

На данный момент существует четыре основных идеи их взаимосвязи:

  • трансценденталистская. Она основана на концепции «философия — царица наук». Согласно этой идее, истинное знание целостно и едино, а философия является объединяющим звеном всех известных истин.
  • позитивистская. Существует под лозунгом «наука сама себе философия».Ее идея основана на самостоятельности науки в решении собственных проблем, без помощи философии. Последнюю же в свою очередь можно воспринимать как самостоятельную науку.
  • антиинтеракционистская. Ее сущность заключается в следующей фразе: «Наука и философия – принципиально различные и во многом несовместимые виды познания по своему предмету, методам и характеристикам знания». Оба эти понятия между собой никак не связаны. Однако внешнее взаимодействие между ними все же существует. Как, например, между наукой и искусством или религией. Но и та, и другая культурно значимы. В особенности философия, ведь именно она формирует духовную составляющую человека и его мировоззрение.
  • диалектическая. Согласно этой концепции, они связаны между собой на основе целостности сознания и культуры. Взаимодействие между ними характеризуется одновременно взаимоотрицанием и взаимопологанием. То есть, основано на диалектическом противоречии.

Наука — сфера человеческой деятельности

Существует множество определений этого уникального явления как наука, но из-за его сложности и многогранности вряд ли возможно единое, универсальное определение. На протяжении своей истории она претерпела столько изменений, и каждое из ее определений настолько переплетено с другими аспектами социальной деятельности, что любая попытка дать определение науки — а их было немало — может более или менее точно выразить лишь один из ее аспектов. И все же, во всех случаях совершенно ясно, что существует два подхода к пониманию науки, когда она трактуется в широком или узком смысле.

В широком (собирательном) смысле — это вся сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Здесь термины «наука» и «ученый» не уточняются и понимаются как общие, собирательные термины. Именно в таком контексте термин «наука» часто используется по отношению к философии, а философов называют учеными, что в целом верно, но, как будет показано ниже, лишь отчасти.

Для обозначения конкретных научных дисциплин, таких как физика, химия, биология, история, математика и т.д., термину «наука» придается более узкое и, следовательно, более строгое значение. Здесь наука точно определена, а ученый выступает как узкий специалист, носитель конкретных знаний. Он уже не просто ученый, а всегда и обязательно физик, или химик, или историк, или представитель какой-то другой науки, которая обязательно является стройной, строго упорядоченной системой знаний о каком-то конкретном объекте (явлении) природы, общества, мышления.

Каждая из этих наук имеет специфические, присущие только ей законы и методы, свой язык, категориальный аппарат и т.д., общие для всех наук, которые позволяют правильно описать и объяснить происходящие процессы, адекватно понять настоящее и с определенной степенью точности предсказать, что обязательно наступит или может наступить при определенных обстоятельствах в данной области знаний. Как содержание науки, так и ее результаты являются общими для всех культур и народов и никак не зависят от позиции, точки зрения или мировоззрения отдельного ученого. Они преподаются как накопленные, проверенные и отработанные на практике знания, которыми необходимо овладеть, чтобы продвинуться в определенной области.

Наука — это сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, и включает в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и научное оборудование; методы исследовательской работы, понятийно-категориальный аппарат, систему научной информации, а также совокупность имеющихся знаний, которые выступают либо как предпосылка, либо как средство или результат научного производства. Таким образом, наука является одной из форм общественного сознания. Однако она отнюдь не ограничивается точными науками. Наука рассматривается как целостная система, включающая в себя исторически подвижную взаимосвязь частей: Естественные и социальные науки, философия и естествознание, метод и теория, теоретические и прикладные исследования. Наука является необходимым следствием общественного труда, поскольку она возникает после отделения умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в специфическое занятие особой — первоначально очень небольшой — группы людей.

В отличие от тех видов деятельности, результат которых известен заранее, научная деятельность приносит приращение новых знаний, то есть ее результат в принципе нетрадиционен. Именно поэтому наука выступает в качестве силы, которая постоянно революционизирует другие виды деятельности. Наука отличается от художественного способа обращения с реальностью, носителем которого является искусство, стремлением к логическому, максимально обобщенному знанию. Искусство часто называют «мышлением в картинках», а науку — «мышлением в понятиях». Наука, руководствующаяся критериями разума, была и остается по своей сути противоположностью религии, которая основана на вере в сверхъестественные явления.

Понятие мировоззрения

Понятие мировоззрения является общепринятым в обыденном сло­воупотреблении. Мировоззрение охватывает феномены как индивидуаль­ного, так и общественного сознания.

Мировоззрение – это системная организация внутреннего взгляда человека на мир и его место в мире, это нахождение морали, рели­гии, науки и искусства как факторов, детерминирующих человеческое мышление и поведение; это сочетание мироощущуения с миропониманием.

Альтернативное определение

Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также – жизненные позиции, программы поведения, действий людей.

Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого сознания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные “блоки” знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, образуют более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. 

Итак, мировоззрение – единство знаний и ценностей, разума и чувств, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования и веры, убеждений и сомнений. В нем переплетены общественно значимый и личный опыт, традиционные представления и творческая мысль. Соединены вместе понимание и действие, теории и практика людей, осмысление прошлого и видение будущего. Сочетание всех этих “полярностей” – напряженная духовно-практическая работа, призванная придать целостный характер всей системе ориентаций.

Объемля разные “пласты” опыта, мировоззрение помогает человеку раздвигать рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить себя с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается мудрость человеческой жизни, происходит приобщение к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то решительно осуждается, что-то бережно хранится и продолжается. 

В мировоззрении обобщенно представлены познавательная, ценностная, поведенческая сферы в их взаимосвязи.

Элементы структуры мировоззрения:

    1. Мироощущение – чувственная составляющая, характеризует эмоцио­нальную сферу человека; чувства и эмоции образуют ту ступень миро­воззрения, которая именуется мироощущением, миропереживанием (миро­ощущение – это образ мира, полученный на основе данных одного органа чувств; миропереживание имеет целостный характер мировоззрения на чувственном уровне, это совокупность мироощущений). Ми­ровоззрения без чувств и эмоций как целостного эмоционального процес­са взаимодействия человека с миром не бывает.
    2. Миропонимание – интеллектуальная составляющая, связана с определением роли информации, знания. Характеризует содержание тех установок и постулатов, на которых строятся представления субъекта о закономерностях, действующих в мире, фиксирует наиболее общие, атрибутивные (т. е. такие, без которых предмет перестает быть самим собой) характеристики объектов, включаемых в чело­веческую деятельность. Эти атрибутивные характеристики фиксируются в понятиях пространства, времени, движения, вещи, свойства, отношения, ко­личества, качества, меры, причинности, необходимости и т. п.
    3. Убеждения (некоторые ученые, см., напр., учебник под общей редакцией А.А. Атанова) .- выражают осознанную потребность общества и личности, побужда­ющую их действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждения, отра­жает определенное понимание природы и общества. (по моему мнению, выделено необоснованно).

История философии

Первые философские учения появились 2500 лет назад в Индии (буддизм), Китае (конфуцианство, даосизм) и Древней Греции. Ранние греческие философские учения были стихийно-материалистическими и наивно-диалектическими. Исторически первой формой диалектики была античная диалектика, величайшим выразителем которой был Гераклит. Атомистическая версия материализма была выдвинута Демокритом; его идеи были развиты Эпикуром и Лукрецием. Идеализм был разработан сначала элеатами и пифагорейцами, затем Сократом, и сформировался как антитеза материализму. Родоначальником объективного идеализма был Платон, который разработал идеалистическую диалектику понятий. Античная философия достигла своего апогея с Аристотелем, учение которого, несмотря на свой идеалистический характер, содержало глубокие материалистические и диалектические идеи. Ведущим направлением средневековой арабской философии был восточный парапатетизм, а Ибн Сина и Ибн Рушд были величайшими философами этого учения.

Развитие материального производства, обострение классовой борьбы приводят к необходимости революционного перехода от феодализма к капитализму. Развитие техники и естествознания потребовало освобождения науки от религиозно-идеалистического мировоззрения. Первый удар по религиозному мировоззрению нанесли мыслители эпохи Возрождения — Коперник, Бруно, Галилей, Кампанелла и другие.

Развитие науки на каждом историческом этапе

Хотя некоторые элементы научного знания начали зарождаться в более древних обществах (шумерская культура, Египет, Китай, Индия), возникновение науки относят к 6 веку до нашей эры, когда в Древней Греции сложились соответствующие условия. Формирование науки требовало критики и разрушения мифологической системы; для ее возникновения был необходим также достаточно высокий уровень развития производства и общественных отношений, ведущих к разделению умственного и физического труда и тем самым открывающих возможность для систематического изучения науки. Более чем двухтысячелетняя история науки ясно показывает ряд общих закономерностей и тенденций в ее развитии. Еще в 1844 году Фридрих Энгельс сказал: «…Наука продвигается вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предыдущего поколения…». Объем научной деятельности удваивался примерно каждые 10-15 лет вплоть до XVII века, что выражалось в ускорении количества научных открытий и научной информации, а также числа людей, занимающихся наукой. В результате число ученых и исследователей, живущих сегодня, составляет более 90% от общего числа ученых за всю историю науки.

Развитие науки носит кумулятивный характер: на каждом историческом этапе она обобщает свои прошлые достижения, и каждый результат науки является неотъемлемой частью ее общего фонда; он не стирается последующими успехами познания, а лишь переосмысливается и уточняется. Преемственность науки обеспечивает ее функционирование как особого рода «социальной памяти» человечества, в которой «теоретически кристаллизуется» прошлый опыт познания действительности и освоения ее законов.

Процесс развития науки выражается не только в увеличении объема накопленных позитивных знаний, он затрагивает и всю структуру науки. На каждом историческом этапе научное знание использует определенный набор когнитивных форм — базовые категории и понятия, методы, принципы и объяснительные схемы, то есть все то, что определяется понятием стиля мышления. Например, для античного мышления характерно наблюдение как основной метод получения знаний; наука нового времени основана на эксперименте и на преобладании аналитического подхода, который направляет мышление на поиск простейших, далее неразложимых элементов первоэлементов изучаемой реальности. Для современной науки характерно стремление к целостному и многоуровневому постижению объектов изучения. Любая конкретная структура научной мысли, после ее принятия, открывает путь к всестороннему развитию знания, к его распространению на новые сферы реальности. Однако накопление нового материала, который невозможно объяснить на основе существующих схем, заставляет искать новые, интенсивные пути развития науки, что время от времени приводит к научным революциям, то есть к радикальному изменению основных компонентов содержательной структуры науки, к выдвижению новых принципов познания, категорий и методов науки, Чередование экстенсивных и революционных периодов характерно как для науки в целом, так и для отдельных ее отраслей.

Научные дисциплины, образующие систему науки в целом, можно разделить на три основные группы — естественные, общественные и технические науки, которые различаются по своим предметам и методам. Между этими подсистемами нет резкой границы, поскольку ряд научных дисциплин занимает промежуточное положение.

Помимо традиционных исследований, проводимых в рамках одной отрасли науки, проблемно-ориентированный характер современной науки привел к широкому использованию междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых несколькими различными научными дисциплинами, иногда принадлежащими к разным подсистемам науки, конкретное решение которых определяется характером поставленной проблемы. Примером этого является изучение проблем сохранения природы, которое находится на пересечении инженерных наук, биологии, наук о Земле, медицины, экономики, математики и других. Этот тип проблем, возникающий в связи с решением крупных экономических и социальных задач, характерен для современной науки.

Like this post? Please share to your friends: