Взаимосвязь мифологии, религии и философии: соотношение знаний

Соотношение искусства, науки и философии в мировоззрении - философия | юрком 74

Соотношение искусства, науки и философии в мировоззрении

В мировоззрение входят и играют в нем важную роль обобщенные знания – жизненно-практические, профессиональные, научные. Степень познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности, внутренней согласованности мировоззрений бывает разной. Чем солиднее запас знаний у того или иного народа или человека в ту или иную эпоху, тем более серьезную опору – в этом отношении – может получить мировоззрение. Наивное, непросвещенное сознание не располагает достаточными интеллектуальными средствами для четкого обоснования своих взглядов, нередко обращаясь к фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям.

Потребность в мироориентации предъявляет к знаниям свои требования: простое их осмысление, без суммирования, не сулит успеха в науке. Еще менее эффективен сырой, разрозненный материал для формирования или обоснования мировоззрения. Здесь требуются обобщенные представления о мире, попытки воссоздания его целостной картины, понимания взаимосвязи различных областей, выявления общих тенденций и закономерностей.

Знания – при всей их важности – не заполняют собой всего поля мировоззрения. Кроме особого рода знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении уясняется также смысловая основа человеческой жизни

Иначе говоря, здесь формируются системы ценностей (представления о добре, зле, красоте и другие), наконец, складываются “образы” прошлого и “проекты” будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения, выстраиваются программы действия. Все три компонента – знания, ценности, программы действия – взаимосвязаны.

При этом знания и ценности во многом “полярны”: противоположны по своей сути. Познанием движет стремление к истине – объективному постижению реального мира. Ценности же характеризуют то особое отношение людей ко всему происходящему, в котором соединены их цели, потребности, интересы, представления о смысле жизни. Ценностное сознание ответственно за нравственные, эстетические и другие нормы, идеалы. Важнейшими понятиями, с которыми издавна связывалось ценностное сознание, выступали понятия добра и зла, прекрасного и безобразного. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание происходящего. Система ценностей играет очень важную роль как в индивидуальном, так и в групповом, общественном мировоззрении. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, действии так или иначе уравновешиваются, приводятся в согласие. Сочетаются в мировоззрении и такие противоположности, как интеллект и эмоции.

Философия, с одной стороны, сама является мировоззрением в его наиболее общей, теоретической форме, с другой стороны, способствует формированию осознанного взгляда на мир и место в нем человека. Философия базируется на обобщенных совокупных научных знаниях, отражении реального бытия, интеграции духовной культуры общества.

Искусство по сравнению с философией более выборочно, оно в отличие от философии занято поиском для человека не наиболее значимого, а художественно значимого. Сходство философии и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен эмоционально-личностный компонент, они всегда индивидуальны. Задача искусства – помочь человеку подняться от животного состояния до уровня человека. Искусство отражает и творит мир и человека на эмоциональном уровне, создавая художественные образы, философия же – на уровне понятий, категорий создаёт стройное учение, которые близки с наукой.

И философия, и наука, и искусство создают свою картину мира, дополняя друг друга.

Like this post? Please share to your friends: