Философия: путь к пониманию мира и освоению духовности

Взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии. религия, мораль, искусство как формы философского осмысления реальности

Истоки философии. Мифология, религия и философия

Философия (от греч. Phileo – люблю и Sophia – мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». Она зародилась около 2500 лет назад в странах древнего мира (Индия, Китай, Египет). Классическая форма – в др. Греции. Первый человек, называвший себя философом – Пифагор. В качестве особой науки философия выделена Платоном. Данная наука сначала включала в себя всю совокупность знаний, позже превратилась в систему общих знаний о мире, имея задачу дать ответ на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке.

Для раскрытия специфики философии важно обратиться к истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылке. Мифология

Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породили мифологию (от греч. Mifos – предание, сказание и logos-слово, понятие, учение). В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания

Мифология. Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породили мифологию (от греч. Mifos – предание, сказание и logos-слово, понятие, учение). В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.

Мифы – древние сказания разных народов о фантастических существах, о богах, о космосе. Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержат нравственные нормы и эстетические представления, сочетание реальности и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделяет себя из природы.

Мифы разных стран заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др.

Mифологическое сознание в рамках той исторической эпохи было основным способом понимания мира. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, поддерживались определенные формы поведения… Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.

С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как особая ступень развития общественного сознания изжил себя, сошел с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы – о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны происхождения и смерти. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения – религия и философия.

Религия (от лат. Religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхчувственный.

Религиозная вера проявляется в поклонении высшим силам: здесь сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам.

Вера – способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание.

Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, ценностей.

Философское мировоззрение ориентировано на рациональное объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом реальных наблюдений, обобщения, выводов, доказательства и логического анализа.

Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т. п., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. Бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое, рациональное истолкование.

Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что истоками философии являются мифология и религия.

Философия (Конспект лекций) (79 стр.)

Сам естествоиспытатель постмодернистской эпохи осознает себя уже не декартовским субъектом, не орудием гегелевской абсолютной идеи, посредством которого она якобы самопознает себя; он осознает себя одной из сложнейших синергетических систем, активно и нелинейно взаимодействующих с многообразием иных синергетических систем, входящих в глобальный эволюционизм.

Многообразие форм и видов познания

Многообразие форм духовно-практического освоения мира: язык, труд, игра, мораль, искусство, наука, религия, философия.

Выделяют такие виды познания: обыденное, художественное, религиозное, научное, философское.

Основные вопросы гносеологии. Что я могу знать? Где границы познания (сильный и слабый агностицизм)? Каковы методы познания? Существуют ли бесспорные, абсолютно достоверные знания? Каковы основные формы знания? Каковы критерии верного знания? Какова роль скептицизма и критицизма в процессе познания? В чем специфика философского познания?

(философский метод и всеобщие законы бытия)

Понятие метода как совокупности приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической преобразующей деятельности людей. Взаимосвязь философского метода с учением о бытии.

Понятие методологии как философской рефлексии над деятельностью человека. Методология как стратегия научного познания.

Природа метода познания

Метод — единство субъективного и объективного при определяющей роли последнего. Метод — сам себя конструирующий путь науки. Метод не навязывается предмету познания или действия, а изменяется в соответствии с их спецификой. Истинность метода всегда детерминирована содержанием предмета.

Субъективная сторона метода выражается не только в том, что на основе объективной стороны формулируются определенные принципы, правила, регулятивы. Каждый метод субъективен — его носителем является конкретный индивид. Человек — центр всей методологии. Метод есть орудие, через которое он соотносится с объектом.

Основные различия теории и метода. Теория — результат предыдущей деятельности; метод — исходный пункт и предпосылка последующей деятельности. Главные функции теории — объяснение и предсказание; метода — регуляция и ориентация деятельности. Теория — система идеальных образов, метод — система регулятивов, правил, предписаний, выступающих в качестве орудия дальнейшего познания и изменения действительности. Теория нацелена на решение проблемы, что собой представляет данный предмет; метод — на выявление способов и механизмов его исследования и преобразования.

Современная методология призвана решать следующие проблемы: проблему преодоления натурализма философского и методологического мышления; проблему выработки нового понимания и отношения к символическим системам и реалиям; проблему антропологического и психологического горизонтов; проблему высшего мира Космоса, Культуры, Реальности как единого целого для всех людей.

Многообразие видов человеческой деятельности как условие и предпосылка многообразного спектра методов научного познания. Общенаучные подходы и методы исследования.

Частнонаучные (специальные) методы — совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

Дисциплинарные методы — система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Методы междисциплинарных исследований как совокупность синтетических, интегративных способов, нацеленных на стыки научных дисциплин.

Источник

Like this post? Please share to your friends: