Наука: духовное производство или производитель духа?

Урок 9: наука и общество - 100urokov.ru

Автономия социального института науки

Автономия социального института науки, в отличие от других социальных институтов (экономики, образования и др.), имеет ряд особенностей.

— Она происходит в условиях господства определенной политической системы, а именно — демократического устройства общества, гарантирующего свободу любому виду творческой деятельности, в том числе и научным исследованиям.

— Дистанционирование от общества способствует формированию особой системы ценностей и норм, регулирующих деятельность научного сообщества, — в первую очередь это строгая объективность, отделение фактов от ценностей, установление специальных методов определения истинности знания.

— Создается особый язык науки, отличающийся строгостью определений, логической четкостью и непротиворечивостью. В развитых естественных науках этот язык настолько сложен и специфичен, что понятен только для посвященных, специалистов.

— Социальная организация науки характеризуется существованием особой системы социальной стратификации, в которой престижность ученого, его социальная позиция в этом сообществе оцениваются на основе специальных критериев. Этот тип социальной стратификации существенно отличается от стратификации общества в целом, что также способствует выделению социального института науки в качестве самостоятельного и независимого установления.

Список литературы

//URL: https://inzhpro.ru/referat/nauka-kak-osobyiy-vid-duhovnogo-proizvodstva/

1. Философия: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия “Золотой фонд российских учебников”.) — С. 508-516.

2. Философия в вопросах и ответах: учебное пособие для вузов/ Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В.; под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С. 390-396.

3. Введение в историю и философию науки: учебное пособие для вузов/под ред. проф. С.А. Лебедева. — М.: Академический Проект,2005.—С. 107-145.

4. Гадамер Г.Г. Миф и разум II Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного.— М., 1999.

5. Спиркин А.Г. Философия: учебник. — М.: Гардарики, 1999. — С. 606-6 12, 756- 762.

6. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. — М.: Высшая школа, 1992.

7. Ценностные аспекты развития науки. — М., 1990.

8. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. — М., 2004.

9. Эллюль Ж. Технологический бред //Это человек: сборник. — М., 1995.

10. Философия: учебник / под ред. В.П. Горюнова. — М.: Гардарики, 2005. С. 264-285.

11. Бэкон Ф. Собрание сочинений в 2-х томах. – М.: 1978.

12. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2001.

Бэкон Ф. Соч. в 2 т. М., 1978. Т. 2. С. 18.

Бэкон Ф. Соч. в 2 т. М., 1977. Т. 1. С. 40.

Когда возникает наука как высшая форма познания и специфический тип духовного производства?

Информация о философии / Свойства материи / Когда возникает наука
как высшая форма познания и специфический тип духовного производства?

«Наука» в переводе с латинского означает «знание». Исторически меняется понимание «науки». В античности «наука» понималась как составная часть деятельности, направленной на достижение какой-то цели, это как бы «теория» деятельности.

Наукой владеет знаток своего дела, он знает, как надо делать и почему надо так поступать. Аристотель выделял три вида наук;

1. теоретические, умозрительные, высшие науки, которые познают свой предмет с помощью разума (философия, физика, математика);

2. практические науки (изучают начала государства: политика, этика, экономика);

3. творческие, ремесленные, низшие науки, которые изучают искусственные вещи: строительство, медицина, военное дело, поварское искусство и т.п.

В XX в. наука рассматривается как деятельность по производству объективно-истинного знания и результат этой деятельности – систематизированное, достоверное, практически проверенное знание.

Наука – попытка увидеть мир, каким он является сам по себе, дать объективную картину реальности.

Сущность науки:

– достоверное обобщение фактов, истинное отражение исследуемых процессов, объективность;

– выявление законов, управляющих процессами в объекте исследования;

– предвидение тенденций развития и функционирования объекта;

– контроль и управление процессами в объекте.

Жизненный смысл науки: знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать.

В XX в. научная деятельность институциализирована, приобрела устойчивые социальные формы, организована.

Как вид деятельности наука характеризуется:

– определенной системой ценностей: ценности истины, ценность разума, ценность нового знания; ценность независимости суждений и готовности признать свои ошибки;

– определенным набором технических устройств, аппаратуры, средств, используемых в научной деятельности;

– совокупностью методов, используемых для получения нового знания;

– способом организации научной деятельности.

Наука – сложный социальный институт, включает три составляющих:

– производство нового знания;

– доведение знаний до их практического использования;

– подготовка научных кадров.

Научные исследования включают:

– использование методов научного исследования; установление фактов, результатов наблюдений и экспериментов;

– обобщение и объяснение фактов, построение гипотез и их проверка;

– установление закономерных связей между фактами;

– построение теории, законов, принципов;

– философское истолкование данных науки;

– накопление новых опытных данных;

– коррекция, пересмотр прежних теоретических представлений.

Важнейшими закономерностями развития науки являются:

– обусловленность развития науки потребностями общественно-исторической практики;

– относительная самостоятельность развития науки;

– преемственность в развитии идей и принципов, теорий и понятий, методов и приемов науки;

– постепенность развития науки, чередование периодов эволюционного развитая и революционной ломки теоретических основ науки;

– взаимодействие и взаимосвязь всех составных отраслей науки;

– свобода критики, свободное столкновение различных мнений, научных гипотез;

– дифференциация и интеграция научного знания;

– математизация науки.

Современная наука не только обслуживает запросы производства, но и выступает в качестве предпосылки технической революции, развития производительных сил общества. Объем научной деятельности и продукции в XX в. удваивается каждые 5–10 лет.

Способы, предшествующие научному освоению мира

Справедливости ради надо отметить, что прорыв за пределы повседневного опыта по-своему обеспечивали и предшествующие научному способы освоения мира — мифологический и религиозный. Но эти способы духовного обустройства человека оказались со временем слишком тяжеловесными и малоэффективными.

Миф, религия — это способы духовной защиты. Их задача — как-нибудь пристроить человека к огромному и враждебному ему миру, приютить это хрупкое создание природы под сенью каких-либо могущественных сил-покровителей. Наука — это уже средство нападения, орудие духовной экспансии поднимающего голову человека. Это попытка разговора с внешним миром на равных, а не униженным просителем.

Стоит отметить, что наука возникает не столько в противовес религии, а как бы рядом с ней. Это просто новый способ духовного освоения мира, у которого своя необходимость и свои задачи. Ведь не случайно настоящий атеизм встречается у мыслителей эпохи становления науки крайне редко. Наука может обойтись и вовсе без религии, но вытеснить ее из общественного сознания она до сих пор не может. Ибо, несмотря на все свои успехи, наука не в состоянии обеспечить человеку прочную духовную защиту.

Обычно в заслугу науке ставят то, что она вроде бы спустила взор человека с небес на грешную землю, обратила его к практике, принесла ощутимые материальные выгоды, существенно подняла комфортность человеческого существования. Это в общем-то верно, но только для развитой науки, какой она стала в Новое время. Наука же более ранних исторических эпох витала в облаках ничуть не меньше религии или искусства. Ее связь с материальным производством была очень незначительной. И тем не менее это была уже наука!

Ее европейской родиной считается Древняя Греция. В родоначальники науки древние греки попали вовсе не потому, что больше других накопили фактических знаний, изобретений или технических решений (последние они в основном заимствовали у своих географических соседей). Учеными в подлинном смысле этого слова их сделал необыкновенный интерес к самому процессу мышления, его логике и содержанию. Древнегреческие мудрецы прославились тем, что открыли в привычном мире принципиально новый класс объектов анализа, а именно: класс абстракций, понятий, суждений, законов мышления и т.д. Оказалось, что эта идеальная реальность в своем существовании и движении подчиняется каким-то особым правилам или законам, не совпадающим с привычным ходом вещей. Тому, что за обычными, чувственно воспринимаемыми вещами скрывается что-то совсем иное, древние греки не удивлялись. Они привыкли, что гром не гремит без Зевса, а море не волнуется без Посейдона. А вот то, что этот второй, чувственно недоступный мир строго логичен, упорядочен, закономерен и даже открывается людям в спокойном размышлении мудреца, — это было ново и необычно. Удивительным было и то, что различные операции с идеальными объектами (понятиями, числами и прочими абстракциями) оказались куда более плодотворными и значимыми даже и в практическом отношении, чем те же самые манипуляции с их материальными прототипами.

Вопросы бытия этого идеального мира, меры его самостоятельности до сих пор служат предметом философских дискуссий. Но именно он послужил основанием формирования особой сферы человеческой деятельности — науки.

Наука, таким образом, началась с установления факта, что окружающий человека мир в сущности своей совсем не таков, каким он дан людям в непосредственности их ощущений, восприятий и представлений. А чтобы до этой скрытой сущности добраться, нужно предпринять весьма серьезные мыслительные усилия, которые заметно отличаются от обычных умственных упражнений, требуемых повседневностью от каждого индивида.

Методы научного познания

Для получения объективных, достоверных знаний, наука использует следующие методы:

  1. Научное наблюдение – это познание окружающей действительности через восприятие свойств определенных предметов или явлений, с использованием различных технических средств, знаний и опыта исследователя.

Пример. Такой метод наблюдения использует криминалистика. Ученый-криминалист собирает информацию о преступнике в том числе и через наблюдаемую обстановку на месте совершения преступления. Он рассматривает отдельные предметы, орудие убийства, биологические следы оставленные преступником (капли крови, волосы, отпечатки пальцев), что помогает в дальнейшем криминалисту раскрыть личность правонарушителя, установить причинно-следственные связи совершения преступления.

  1. Научный эксперимент – исследование определенного процесса или явления путем создания специальных условий, необходимых для проведения данного опыта. Условия создаются искусственно и контролируются исследователем, вся процедура фиксируется (письменно, в виде аудио или видеозаписи), чтобы другие ученые имели возможность воссоздать аналогичную обстановку, провести аналогичный опыт.

Пример. Известный ученый Исаак Ньютон провел эксперимент по разложению света на цвета. Сначала он закрыл оконные ставни, предварительно проделав в них пробоину для проникновения светового луча. Затем он расположил на пути луча стеклянную призму, за которой стоял экран. Радуга, наблюдаемая на стеклянной призме, разложилась на отдельные потоки цвета, данный эксперимент получил название «дисперсия цвета».

  1. Научный синтез – это процесс мысленного объединения обособленных частей, элементов, свойств предмета или явления в одно целое.

Пример. Астроном сначала изучает отдельно различные планеты, спутники и другие небесные тела, а затем объединяет их в одно целое – единую солнечную систему нашей вселенной.

  1. Анализ – процесс познания, в котором исследуемый объект разделяется на составные части, элементы, признаки, для их детального изучения.

Пример. Школьный психолог, с целью выяснения психологической обстановки в классе проводит исследование. Он изучает взаимоотношения между всеми учащимися в классе, взаимоотношения между учениками и учителями, отношения в группах по интересам (входящих в состав данного класса). Кроме того, психолог определяет лидера класса и аутсайдеров (учащихся пользующихся наименьшей популярностью в классе).

  1. Моделирование – как научный метод представляет собой построение специального макета объекта исследования, на котором проводится ряд экспериментов, осуществляется познание этого объекта.

Пример. Неподалеку от Женевы в 2008 году был построен адронный коллайдер – ускоритель заряженных частиц. Эта огромная модель была создана учеными разных стран для проведения ряда физических экспериментов.

  1. Индукция – метод научного обобщения, заключающийся в подведении общих выводов из отдельных частных фактов. Индукция основывается на логическом мышлении, благодаря которому исследователь признает взаимосвязь всех явлений в природе, в человеческом обществе.

Пример. Выявив, что за текущий год в стране значительно упали объемы продаж мебели, бытовой и компьютерной техники, одежды, мяса – экономисты пришли к выводу, что уровень жизни населения снизился.

  1. Дедукция- метод рассуждения, заключающийся в выведении новых частных положений на основе предыдущих общих выводов.

Пример. Зная, что класс млекопитающих включает в себя животных, вскармливающих молоком своих детенышей, мы можем сделать вывод что кабан, лось, зубр, сибирская косуля, пятнистый олень – кормят своих детенышей молоком, так как все они относятся к этому классу.

Вступление

Наука — это сложное, многогранное социально-историческое явление. Представляя собой конкретную систему (а не простую сумму) знаний, она вместе с тем есть своеобразная форма духовного производства и специфический социальный институт, имеющий свои организационные формы. В ходе социального развития наука постепенно превращается в особую, относительно самостоятельную форму общественного сознания и сферу человеческой деятельности. Тем самым она выступает как исторический продукт длительного развития человеческой цивилизации, духовной культуры, постепенно складываясь в особый социальный организм, вырабатывая свои типы общения, взаимодействия людей, формы разделения исследовательского труда и соответствующие ориентации, нормы сознания ученых. Производство и воспроизводство нового объективно-исторического знания и его практическое применение становятся важнейшими социальными функциями науки, способы выполнения которых модернизируются в зависимости от этапа истории и характера социальной системы.

В современной науке остро стоит теоретическая и практическая задача: обеспечить соответствующими организационными формами взаимосвязь и взаимодополнительность усилий различных научных коллективов, научных дисциплин — естественных, технических, математических и социально-гуманитарных. Это не просто организационно-техническая проблема, а важнейшая социальная задача. Эта задача во многом определяет сейчас и направление совершенствования процесса подготовки научных кадров. Улучшение работы института науки, его социальная эффективность в немалой степени зависят от решения задачи систематизации научных знаний о самой науке как социальном явлении, вооружения этими знаниями будущих ученых.

Заключение

Наука по самой своей сути явление социальное. Она создается сообществом ученых на протяжении уже более двух тысячелетий и представляет собой, конечно, не только отношение ученого к познаваемой им действительности, но и определенную систему взаимосвязей между членами научного сообщества. В науке существуют свой специфический образ жизни, регулируемый системой, как правило, неписаных, но передаваемых по традиции норм, своя система ценностей.

Естественно, что способы социальной организации и взаимоотношений ученых на протяжении истории науки менялись в соответствии и с особенностями ее развития, с изменением ее статуса в жизни общества и с развитием самого общества в целом.

Наука как социальный институт за время своего существования претерпела огромные изменения. От деятельности десятков древнегреческих ученых, собиравшихся в философских школах, занимающихся исследованиями по своему собственному желанию, вплоть до современного пятимиллионного международного научного сообщества, объединенного профессионально, организовывающего свою деятельность как на национальном, так и на международном уровне, в исследовательских группах, лабораториях, институтах. Сегодня наука по существу представляет собой мощную отрасль но производству знаний с огромной материальной базой, с развитой системой коммуникаций. Научная деятельность сегодня — это совместная работа творческих коллективов. Это специализация не только по отдельным областям науки или даже отдельным ее проблемам, но и распределение различных функций в научной деятельности.

Источник

Like this post? Please share to your friends: