Философия: основной элемент культуры

Лекция 15. философия как рациональная отрасль духовной культуры. сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии, т.е. проанализируем духовную культуру

3. Научная картина мира. Исторические типы научной картины мира.

Научная картина мира —


это множество теорий в
совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система
представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Поскольку
картина мира — это системное образование, ее изменение нельзя свести ни к какому
единичному, пусть и самому крупному и радикальному открытию. Как правило, речь
идет о целой серии взаимосвязанных открытий, в главных фундаментальных науках.
Эти открытия почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода
исследования, а так же значительными изменениями в самих нормах и идеалах
научности.

Таких четко и однозначно фиксируемых радикальных смен научной картины мира,
научных революций в истории развития науки можно выделить три, обычно их
принято персонифицировать по именам трех ученых сыгравших наибольшую роль в
происходивших изменениях.

1) Аристотелевская (VI-IV века до нашей эры)

в результате
этой научной революции возникла сама наука, произошло отделение науки от других
форм познания и освоения мира, созданы определенные нормы и образцы научного
знания. Наиболее полно эта революция отражена в трудах Аристотеля

.
Он создал формальную логику, т.е. учение о доказательстве, главный инструмент
выведения и систематизации знания, разработал категориально понятийный аппарат.
Он утвердил своеобразный канон организации научного исследования (история
вопроса, постановка проблемы, аргументы «за» и «против», обоснование решения),
дифференцировал само знание, отделив науки о природе от математики и
метафизики.

2) Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII века).

Ее
исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к
гелиоцентрической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с
именами Н.Коперника, Г.Галилея, И.Кеплера, Р.Декарта.

И.Ньютон

подвел итог их исследованиям и сформулировал
базовые принципы новой научной картины мира в общем виде. Основные изменения:

1. Классическое естествознание
заговорило языком математики, сумело выделить строго объективные количественные
характеристики земных тел (форма величина, масса, движение) и выразить их в
строгих математических закономерностях.

2. Наука Нового времени нашла мощную опору в методах экспериментального
исследования, явлений в строго контролируемых условиях.

3. Естествознание этого времени отказалось от концепции гармоничного,
завершенного, целесообразно организованного космоса, по их представления
Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов.

4. Доминантой классического естествознания, становится механика, все
соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были
исключены из сферы научного поиска.

5. В познавательной деятельности подразумевалась четкая оппозиция субъекта
и объекта исследования. Итогом всех этих изменений явилась механистическая
научная картина мира на базе экспериментально математического естествознания.

3) Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков).

Ее
обусловила сери открытий (открытие сложной структуры атома, явление
радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В
итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира –
убежденность в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными
объектами, можно объяснить все явления
природы.

Фундаментальные основы новой картины мира:

1.
Общая и специальная теория относительности (новая теория пространства и
времени привела к тому, что все системы отсчета стали равноправными, поэтому
все наши представления имеют смысл только в определенной системе отсчета.
Картина мира приобрела релятивный, относительный характер, видоизменились
ключевые представления о пространстве, времени, причинности, непрерывности,
отвергнуто однозначное противопоставление субъекта и объекта, восприятие
оказалось зависимым от системы отсчета, в которую входят и субъект и объект,
способа наблюдения и т.д.)

2.
Квантовая механика (она выявила вероятностный характер законов микромира и
неустранимый корпускулярно-волновой дуализм в самых основах материи). Стало
ясно, что абсолютно полную и достоверную научную картину мира не удастся создать
никогда, любая из них обладает лишь относительной истинностью.

Позднее в рамках новой картины мира произошли революции в частных науках, в
космологии (концепция не стационарной Вселенной), в биологии (развитие
генетики) и т.д. Таким образом, на протяжении
XX века естествознание очень сильно изменило свой облик во всех своих разделах.

Философское понимание мира, его основных типов и способов

Отделение умственного от физического труда, с одной стороны, мифология и накопление эмпирических знаний, с другой, а также стремление человека понять свое собственное существо, способствовали появлению общего целостного взгляда на мир и место человека в нем — философии. Появился принципиально иной тип мировоззрения, который по-другому уловил представления о мире и человеке, сформировавшиеся в мифологии и религии, и выработал принципиально иные пути понимания и решения проблем мировоззрения. Отличительной чертой философского мировоззрения стала абстрактно-концептуальная, а не чувственная и образная, как в других типах мировоззрения, форма овладения реальностью.

Однако отличие философского мировоззрения от мифологического и религиозного заключается не в форме, а в содержании овладения реальностью. В нем уже проводится различие между миром природы и обществом, человеческой агентурой и проявлением природных сил и явлений. Это стало возможным благодаря накоплению математических, физических и астрономических знаний, появлению календаря и распространению письменности. Если раньше исторические типы мировоззрения можно было определить как переживание человеком реальности и его бытия в ней, то философское мировоззрение — это размышление человека о том, что существует, это самоощущение.

Когда человек хочет понять смысл своей жизни, он не обращается к научным трактатам. Научные знания могут объяснить ему многое, но не через эти знания он приблизится к своим идеалам. Они лежат в другом самолете. Смысл жизни является существенной чертой философских знаний. Философия дает человеку возможность оказаться в безбрежном океане событий, глубже понять не только внешний мир, но и свой духовный мир, понять, какая у него судьба в потоке бытия. Ни одна другая наука не учит тому, каким человеком должен быть человек.

Древнегреческий мыслитель Пифагор первым назвал себя «философом». Он указал на то, что человек не должен переоценивать свою способность приобретать мудрость, любовь к мудрости, стремление к ней, соответствует каждому живому существу. И мы до сих пор понимаем это древнегреческое слово как любовь к мудрости (phileo — любовь, sophia — мудрость).

Понятие мудрости в древнегреческой философии ассоциировалось с высшим идеалом знания и поведения. Нет ни одного крупного философа, который бы не внес свой вклад в концепцию мудрости. «Под мудростью, — писал Рене Декарт, — понимается не только благоразумие в делах, но и совершенное знание всего, что может знать человек: это знание направляет саму жизнь, служит сохранению здоровья, а также является открытием во всех науках». Эпистемологические, этические и экзистенциальные свойства мудрости, возникшие исторически, сохраняются и в наше время, и их нельзя игнорировать. Стремление представить феномен мудрости в интегрированном виде привело к пониманию мудрости как стремлению к интеллектуальному познанию природы мира.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В Осетии студенты проведут уроки вместо учителей старше 60 лет

Время чтения: 1 минута

Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников

Время чтения: 3 минуты

В МГУ разрабатывают школьные учебники с дополненной реальностью

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Определение структуры философского знания: диалектика, эстетика, познание, этика, философия культуры, права и социальная, философская антропология, аксиология (учение о ценностях), гносеология (наука о познании), онтология (первоначало всего сущего).

контрольная работа , добавлен 10.06.2010

Биография Николая Онуфриевича Лосского и его философская система, определенная как наука «о мире как целом». Диапазон интересов: гносеология, онтология, философская антропология, этика, аксиология (учение о ценностях). Гносеологический индивидуализм.

реферат , добавлен 22.03.2009

Предмет, структура и функции философии. Основные этапы развития философии: ранний эллинизм, Средневековье, эпоха Возрождения и Новое время. Характеристика немецкой классической философии. Онтология, гносеология, социальная философия, учение о развитии.

презентация , добавлен 24.09.2012

Любовь к мудрости. Краткий очерк истории философии. Философская картина мира. Философия человека. Философия деятельности. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений. Практическая философия.

книга , добавлен 15.05.2007

Структура философии: онтология, гносеология, методология, аксиология и ее функции. Мировоззрение как совокупность результатов метафизического мышления, исследования и познаваемости мира. Результаты сравнения философии с наукой, искусством и религией.

курс лекций , добавлен 10.08.2009

Цель настоящей работы — рассмотрение сущности философии, её предмета, места в культуре и жизни человека и общества. Место философии в системе общественной и духовной культуры. Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек — мир».

реферат , добавлен 27.12.2008

Система духовной культуры казахского народа, ее эволюция и современное состояние. Феномен казахской философии, значение в развитие общества страны, выдающиеся представители и направления их исследований. Национальная онтология бытия и ценности общества.

реферат , добавлен 05.04.2013

Философская антропология, выявление природы и сущности человека. Чувственное познание: память и воображение. Рациональное познание и мышление. Сознательное и бессознательное, надсознательное. Что есть истина. Аксиология — философское учение о ценностях.

реферат , добавлен 28.01.2010

Понятие мировоззрения. Его исторические типы. Философия в системе культуры. Функции и основной вопрос философии. Понятие материи. Философская мысль Древней Индии. Древнекитайская философия. Материализм древнегреческой философии. Средневековая схоластика.

книга , добавлен 06.02.2009

Специфика религиозной структуры и психологических особенностей мышления, духовной ориентации в Китае. Даосизм – важнейшая философская школа, возникшая во второй половине I тыс. до н.э. Видные представители средневековой даосской мысли, функция религии.

Карточки философов

Клавдий Птолемей

(ок. 100 — ок. 170) — позднеэллинистический астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ. Жил и работал в Александрии Египетской (достоверно — в период 127-151 гг.), где проводил астрономические наблюдения.

Автор классической античной монографии «Альмагест», которая стала итогом развития античной небесной механики и содержала практически полное собрание астрономических знаний Греции и Ближнего Востока того времени. Оставил глубокий след и в других областях знания — в оптике, географии, математике, а также в астрологии.

Сэр Исаак Ньютон (25 декабря 1642 года — 20 марта 1727 года) — английский физик, математик, механик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики. Разработал дифференциальное и интегральное исчисления, теорию цвета, заложил основы современной физической оптики, создал многие другие математические и физические теории
. Википедия

Презентация на тему: «Философия как рациональная отрасль духовной культуры»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Урок по дисциплине «Основы философии»

Разнообразие духовной культуры выражается в многочисленных проявлениях духовности человеческой жизни. К формам духовной культуры относятся: искусство мораль религия Наука Философия как форма духовной культуры представляет собой средство отражения духовной активности человека

Философия также как другие формы духовной культуры обладает фундаментальной основой духовности, что делает ее частью культурного кода общества. Ее духовные основы проявляются в следующих аспектах: Первое. Философия также как религия, наука, искусство, является средством осмысления окружающей реальности. Второе. Философия характеризуется высшим проявлениям мыслительной активности человека, которая внутренне совершенствует и преображает человека. Третье. Философия передает специфику духовной культуры конкретного общества.

ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ КАК ФОРМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Философию как форму духовной культуры характеризуют следующие признаки: 1.Научный характер философии 2.Объективность и субъективность философии 3. Системность и структурность философии

В ее основе положены фундаментальные направления, характеризующие теоретические аспекты философской мысли: Философия как форма духовной культуры имеет четкую структуру. -гносеология (учение о способах познания); -онтология (учение о сущности бытия); -антропология (учение о человеке); -аксиология (учение о ценностях).

социальная философия (изучение социальных закономерностей); история философии; эстетика (наука о выразительных формах прекрасного); этика (наука о морали и нравственности); логика (наука о мышлении); герменевтика (наука о толковании текстов) в рамках философии существуют отдельные направления:

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1146817

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: