Искусство и философия: взаимосвязь и влияние друг на друга

Философия искусства в XX веке

XX век примечателен в истории философии искусства тем, что начали применяться такие подходы к ее изучению и восприятию:

  • психологический;
  • социологический;
  • мифологический;
  • политический и другие.

Кроме того, именно в эту эпоху искусство становится автономным эстетическим феноменом, имеющим направленность на доставление удовольствия и наслаждения наблюдателям или слушателям. Некоторые философы того времени пришли к выводу, что предметы искусства являются олицетворением чувств, полета воображения художника, за счет чего им свойственна первобытная наивность.

При этом в XX веке оно по-прежнему не отражает реальный внешний вид вещей, которые оно изображает. Оно не морализирует и не стремится соответствовать категоричным правилам или канонам. Эстетическая реальность никак не зависит от внешней. Поэтому исчезает стремление основываться на подражании и все дальше отходит от того, чтобы быть актом познания мира, и становится актом творчества.

Если эпоха Возрождения характеризовалась тем, что живописцы были зеркалами, отражавшими внешний мир, то XX век создает новую, оригинальную реальность, которая может отражать разве что внутренний мир творца.

У произошедшего есть положительная и отрицательная стороны. К первой можно отнести тот факт, что серьезное искусство все больше и больше становится интересным только искушенным знатокам, в то время как большинство людей предпочитает прибегать к искусству как развлечению. Поэтому философы называют это время также «эпохой забвения бытия». Философ Джозеф Кошут даже кратко высказался о том, что оно заменило философское мышление.

Философия и наука

Философия и наука — это два взаимосвязанных вида деятельности, целью которых является изучение мира и людей, которые в нем живут. Философия хочет знать все: видимое и невидимое, ощущаемое и неощущаемое, реальное и нереальное. Философия не знает границ — она стремится понять все, даже очевидное. Наука, с другой стороны, изучает только то, что можно увидеть, потрогать, взвесить и т.д. Но это исследование, по сравнению с исследованием того же самого философией, хотя и одностороннее, но все же более тщательное. Например, для философов разных эпох молния — это гнев Зевса, искра от прикосновения облаков и т.д. Для ученых это просто электрический заряд, когда во время грозы генерируется электрическое поле, и из-за разности потенциалов между этим полем и землей происходит обмен зарядами высокого напряжения. Это также объясняет наличие озона в атмосфере: под действием электрического тока молекулы кислорода распадаются на атомы, которые рекомбинируют, образуя молекулы озона.

Философия и наука изучают картину мира и дополняют друг друга. Давайте попробуем рассмотреть различия и сходства философии и науки, их взаимосвязь и историю.

Несомненно, философия и политика взаимосвязаны. Этика — это вершина любой философской системы. Ну, вершиной этики является политика, то есть определенная политическая система, направленная на достижение добра. С другой стороны, решение «фундаментального философского вопроса» может иметь основу, принимаемую обеими сторонами, как когда-то в политике было модно говорить о «фундаментальных ценностях», на основе которых могли бы договориться партии с самой разной идеологией.

Это основание — фундаментальный дуализм . Это разделение бытия на трансцендентное и имманентное сознание. Его суть в том, что трансценденция актуализирует сознание, а сознание входит в трансценденцию через тело.

Трансцендентность создается имманентностью. Приняв это основание, остается вопрос о происхождении трансцендентности. Это поле битвы философских партий.

Отсюда онтология: бытие-в-имманентности и бытие-в-трансцендентности. Бытие — это саморасширяющаяся истина. Как говорил еще Парменид: бытие есть, небытия нет. Но это тавтология. Само слово «бытие» говорит само за себя; нет необходимости уточнять Парменида. Речь идет о двух доступных человеку сферах бытия (бытие-в-имманентности и бытие-в-трансцендентности), одна из которых опосредована. Это ни в коей мере не исключает других сфер, недоступных сознанию, т.е. мета-трансценденции. Эта онтология ориентирована на сознание. Это означает, что в фундаментальной метафизике онтология и эпистемология составляют единое целое.

Философия как системная наука, ее цели. Философия — один из древнейших способов понимания мира и определения человеком своего места в нем. Зарождение философии в древней цивилизации. Основные философские направления XX века и их характеристика.

Философия текущий философ

Иррационализм критикует гордый и высокомерный разум. Согласно иррационализму, мир неразумен и неупорядочен, он предстает перед человеком как нечто внешнее и абсурдное, спонтанное и неподвластное ему.

Рационализм — это совокупность философских школ, рассматривающих в качестве центрального пункта своего анализа разум, интеллект, мышление с субъективной стороны и рациональность, логический порядок вещей с объективной стороны.

Рационализм возник как выражение знаний, научно-технического прогресса и их огромного успеха в Новое время.

В двадцатом веке рационализм развивался под непосредственным влиянием научно-технической революции и перехода некоторых стран к стадии постиндустриальной цивилизации. Рационализм XX века характеризуется сциентизмом — преувеличением роли науки в общественной жизни. Это направление — культ научного и технического разума, его защита и оправдание.

К рационализмам двадцатого века относятся:

  • Неопозитивизм;
  • Структурализм;
  • Неорационализм;
  • Критический рационализм.

Философский рационализм двадцатого века представляет собой уверенность в способности знания быть социальной силой и источником дальнейшего восходящего развития цивилизации.

Наука и другие виды культуры: наука и искусство; наука и религия; наука и нравственность; наука и философия.

Наука есть социокультурный феномен. Это значит, что она зависит от многообразных сил, действующих в обществе, определяет свои приоритеты в социальном контексте и сама в значительной степени определяет общественную жизнь. Наука рассматривается в качестве социокультурного феномена потому что, границы сегодняшнего понимания науки, расширяются до границ “культуры”. Наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, на принятые ценности и нормы. Наука и искусство.Искусство – это форма общественного сознания, связанная с надэмпирической трансляцией опыта человечества посредством художественных образов. Художественный образ как основная единица искусства является неустранимым элементом научного исследования. В этом проявляется родственность науки и искусства. С другой стороны, художественный образ предстает как единство объективного и субъективного, тогда как наука стремится к объективизму, в чем заключается различие науки и искусства.Наука и религияКак и для религии, источником знаний для науки являются наблюдения, опыт (эмпирическая сторона познания). Научное познание мира является активным осмыслением полученных фактов (теоретическая сторона познания)

Важной отличительной чертой науки является проверка полученных знаний, законов на опыте, поэтому научные знания не зависят от нашего самочувствия или настроения и могут быть названы объективными. Знания, которые дают нам религия, искусство и наука взаимно дополняют друг друга. Можно сказать, что религия, искусство и наука – это взгляд человека на одно и то же с трех разных сторон

Они отличаются друг от друга не по существу, а лишь по методам познания окружающего мира и человеческой природы. Отличия науки от религии:1)Наука стремится понять как устроен мир. Религию интересует смысл существования мира.3)Наука стремится к объективной истине. Религия оперирует верой.4)Наука опирается на рациональные формы познания. Религия опирается на иррациональное сознание.5)Наука принципиально незавершенна. Религия претендует на абсолютную истинность и завершенность.6)Наука не доступна всем. Религия доступна каждому.Наука и нравственностьНаука – это совокупность теоретических представлений о мире, ориентированная на выражение в понятиях и математических формулах объективных характеристик действительности, то есть тех, которые не зависят от сознания. Нравственность (мораль), напротив, является совокупностью ценностей и норм, регулирующих поведение и сознание людей с точки зрения противоположности добра и зла. Нравственность проникает всюду, где встречаются два субъекта и где речь идет об их нуждах и угрозах для них. Наука не существует в неких чисто духовных сферах, не витает над миром, она касается огромного множества человеческих интересов.Во взаимодействии науки и нравственности можно выделить три сферы их взаимодействия. Первая сфера – соотношение науки и ученых с применением их открытий в практической повседневной жизни. Вторая – внутринаучная этика, т.е. те нормы, ценности и правила, которые регулируют поведение ученых в рамках их собственного сообщества. Третья – некое “срединное поле” между научным и ненаучным в самых разных областях.Наука и философияМожно выделить следующие общие черты философии и науки: Рациональность, Систематизированность, Обоснованность, Стремление к открытию законов, Практическая значимость.Отличия философии от науки:1)Наука испытывает постоянное движение вперед. Философия же возвращается к одним и тем же проблемам, ее проблемы вечны;3)В науке и философии различный понятийный аппарат. Язык науки – четкая фиксация объема и содержания понятий, философия же создает свой язык категорий и понятий;5)Частные науки могут учитывать опыт других наук. Философия стремится учесть весь имеющийся опыт.6)В науки ценностный аспект отнесен на второй план. В философии ценностный аспект является очень важным;

Философия искусства в средние века

Информацию о понимании термина «искусство» часто можно найти в трудах философов. Это верно и для периода Средневековья.

В средние века творчество понимается, как во времена античности – как изучение правил, которые ведут к созданию вещей. В эпоху Средневековья у философов и у деятелей искусства не было даже сомнения в том, что сами правила уже существуют и необходимо только освоить механизм, чтобы создавать шедевры. Художник приравнивался к строителю, ремесленнику или ритору, которым достаточно было хорошо овладеть делом, чтобы исполнять его легко.

Теория создания шедевров отождествлялась с теорией ремесла. Деятели искусства же создавали предметы, которые дополняли или исправляли представления людей о чем-то или улучшали то, что уже было рождено самой природой. В это время люди еще не осознавали такую цель искусства, как доставление эстетического наслаждения.

Очень часто оно принимало религиозную или символическую формы. Художники работали на церкви, храмы и мечети. Несмотря на существование светского искусства, направленного на развлечение высшего класса общества, оно не было определяющим для эпохи. Жизнь людей во многом направлялась и управлялась религией, которая накладывала отпечаток и на характер искусства. Так, оно использовало символы и аллегории, потому что большинство мировых религий говорили, что земные вещи не могут в полной мере отобразить небесное. Некоторые религии – например, ислам – запрещали использовать изображения людей.

Средневековое искусство включает в себя не только официальные религиозные идеи, переданные художественными средствами, но и мифологию, поэзию, народное творчество. В целом оно во многих государствах в средние века развивалось большими темпами. Самый большой расцвет оно переживало в Китае, Индии и некоторых европейских странах. При этом на разных континентах оно выглядело по-разному: например, для Византии были характерны отказ от земного и аскетизм, а для Индии – богатство чувственных образов, красочность и спонтанность.

Монументальная архитектура отражает высшие достижения средневекового искусства. Мечети в арабских странах, храмы Византии, европейские сооружения в готическом и романском стилях, индийские храмы – все это сегодня считают жемчужинами мировой художественной культуры.

Необходимо сделать акцент и на литературном творчестве, потому что в Средневековье оно уже было разделено на жанры, течения и направления. К литературе относились сказания и легенды, исторические хроники (воплотившиеся, например, в рыцарских романах), церковные писания, поэзия.

В это же время особенное внимание уделяется театральному искусству, которое переполняется мистикой, драмой и описанием страстей в жизни людей. Музыка в те времена воспринималась как научное познание, она была поделена на «человеческую» и «мировую»

Первая делилась на теоретическую и практическую. При этом теоретическая была воплощением философии математики. Еще античные философы стремились разгадать тайны музыки через математические формулы. Среди популярных философов этого времени: Лессинг, Гегель, Шопенгауэр, Хайдеггер

Музыка в те времена воспринималась как научное познание, она была поделена на «человеческую» и «мировую». Первая делилась на теоретическую и практическую. При этом теоретическая была воплощением философии математики. Еще античные философы стремились разгадать тайны музыки через математические формулы. Среди популярных философов этого времени: Лессинг, Гегель, Шопенгауэр, Хайдеггер.

Философию искусства средних веков можно охарактеризовать словами Августина, обращенными к верующим людям: «Не блуждай вне, но войди вовнутрь себя». Это значит, что человек начал попытки обращаться к своему внутреннему миру, исследованию эмоциональной жизни других людей. При этом господствовала над всем синтезом видов средневекового искусства архитектурное.

Сходства и различия между философией и религией

Философия и религия возникли несколько тысячелетий назад как основные формы интеллектуальной деятельности. Когда-то они были даже неразделимы, поэтому довольно сложно провести грань между философскими и религиозными взглядами древних. И все же между философией и религией есть не только сходства, но и различия.

Рассматривая сходство философии и религии, следует сказать, что религия, как и философия, занимается наиболее общими представлениями о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни; основные религиозные идеи – о Боге, о божественном сотворении мира, о бессмертии души, о заповедях Бога, которые человек должен исполнять.

Философия и религия стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношениях человека и мира, об источнике добра и зла. Философия, как и религия, характеризуется трансцендированием, то есть выходом за пределы опыта, за границы возможного, иррационализмом и имеет элемент веры. Но религия требует беспрекословной веры, вера выше разума, тогда как философия доказывает свои истины, апеллирует к разуму, к разумным аргументам. Философия всегда приветствует все научные открытия как условия для расширения наших знаний о мире.

Как и философия, религиозное мировоззрение предлагает человеку систему ценностей – нормы, идеалы и цели действия, по которым он может планировать свое поведение в мире, совершать акты оценки и самооценки. Как и философия, религия предлагает свое универсальное мировоззрение, основанное на божественном акте творения. Ценностный и универсальный характер религиозного мировоззрения сближает его с философией, однако между этими двумя основными сферами духовной культуры существуют принципиальные различия.

Философия основана на идеях и представлениях, в то время как религия базируется в основном на восприятии (т.е. на конкретных и осязаемых образах). Поэтому философия может понять религию, а религия не может понять философию. Религия делает акцент на вере, поклонении и откровении, а философия – на интеллектуальном понимании. Таким образом, философия предоставляет дополнительный способ понять смысл и постичь мудрость, присущую религии. Религия делает акцент на вере, а философия – на мысли и знании. Религия догматична, а философия антидогматична. Религия, в отличие от философии, имеет культ.

Религия имеет культ, она связана с особым, культовым сообществом людей и неотделима от мифа. Религия всегда имеет реальную связь человека с трансцендентностью в образе святого, встреченного в мире, отделенного от непосвященного или лишенного святости. Там, где этого больше нет или от этого отказались, специфика религии исчезает.

Напротив, философия как таковая не знает ни культа, ни общины во главе со священником, ни святости, лишенной мирского существования в мире. Ведь религия локализуется везде и всюду. Она развивалась для отдельного человека в свободных, несоциологически реальных контекстах, без гарантии сообщества. Философия не знает ни ритуалов, ни реальных по своей сути мифов. Она принимается в свободной капитуляции и преображается снова и снова. Хотя она принадлежит человеку как человеку, она остается делом рук отдельных людей.

Религия стремится преимущественно к воплощению, философия – только к эффективной подлинности. Религия представляет философского Бога жалким, бледным, пустым; она пренебрежительно называет позицию философов “деизмом”; философия представляет религиозные воплощения как обманчивые маскировки и ложные приближения к Божеству. Религия называет философского Бога пустой абстракцией; философия не доверяет религиозным образам Бога и рассматривает их как соблазн, как поклонение идолам, даже если они величественны.

В отличие от религии, философия, как форма нормативного ценностного сознания, избрала в качестве руководящего принципа прежде всего и главным образом познавательную установку.

Философские взгляды на мир

Философия, в отличие от науки и искусства, имеет свою особую сферу интересов и подходов к изучению мира. Философы стремятся понять сущность всего существующего, ответить на основные вопросы о природе реальности, человека, общества и значения бытия.

Одним из центральных вопросов, которыми занимаются философы, является проблема существования, то есть вопрос о том, что такое мир и как он устроен. Философы разрабатывают различные модели мира, отражающие разные философские течения и позиции. Некоторые философы считают, что мир состоит из материальных объектов, другие – что существуют только идеи и мысли, третьи – что все сущее – проявление единой Реальности.

Основные философские направления, занимающиеся проблемой существования, включают:

  • материализм – философское учение, согласно которому основой всего является материя;
  • идеализм – философское учение, согласно которому основой всего является дух, идеи или сознание;
  • пантеизм – учение, утверждающее, что мир является проявлением Бога или природной божественной силы;
  • диалектический материализм – философское учение, разработанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, основанное на материалистической философии Гегеля и диалектике Гегеля.

Кроме того, философы занимаются рассмотрением вопроса о природе познания и истинности. Один из главных вопросов – каким образом человек познает мир и может ли он достичь абсолютной истины. Некоторые философы утверждают, что истина субъективна и задается человеческим сознанием, другие – что существует объективная истина, которую можно открыть рациональным путем.

Также философия рассматривает вопросы о смысле жизни, свободе и ответственности, этике и морали. Философы разрабатывают разные теории о том, что делает жизнь смысловой и каким образом мы можем принимать этические решения. Некоторые философы считают, что смысл жизни заключается в достижении счастья, другие – в служении богу или обществу, третьи – что смысл несет с собой сама человеческая свобода.

В целом, философия предоставляет нам различные теории, концепции и системы мысли для понимания мира и нашего места в нем. Философские взгляды помогают нам задуматься над нашими ценностями, убеждениями и действиями, а также оценить их в контексте общей философской картине мира.

Достижение науки через методы и эксперименты

Наука отличается от других форм духовной культуры тем, что она базируется на методах и экспериментах. Методы научного исследования позволяют получать объективные и проверяемые результаты, а эксперименты помогают подтверждать или опровергать гипотезы.

Один из основных методов науки — это наблюдение. Ученые наблюдают природные явления, события или процессы и записывают все полученные данные. Наблюдение позволяет ученым сформулировать гипотезу — предположение, которое должно быть проверено.

Для проверки гипотезы используются эксперименты. Ученые создают определенные условия, в которых осуществляют измерения и наблюдения. Эксперименты позволяют ученым получать данные, которые затем анализируются и обрабатываются. В результате эксперимента ученые могут подтвердить или опровергнуть свою гипотезу.

Основные принципы научного метода — это объективность, систематичность и верификация. Ученые стремятся к объективности, избегая субъективных мнений и предположений. Также ученые систематично собирают и анализируют данные, чтобы получить достоверные результаты. И, наконец, научные исследования должны быть верифицируемыми — то есть, могут быть проверены и повторены другими учеными.

Именно благодаря методам и экспериментам наука достигает своих результатов. Ученые разрабатывают теории, модели и законы на основе наблюдений и экспериментов. При этом наука постоянно развивается, исправляя и расширяя свои знания и концепции.

Важно отметить, что наука является самокорректирующейся. Если результаты исследования подтверждаются в более чем одном эксперименте, они становятся научными фактами

Однако, если новые данные или эксперименты противоречат существующим теориям или законам, ученые вынуждены пересматривать свои представления и вносить изменения в научные концепции.

Таким образом, методы и эксперименты играют важную роль в науке, позволяя ученым достигать объективных и проверяемых результатов. Они являются фундаментальными принципами научного исследования и отличают науку от других форм духовной культуры.

Сущность философии и религии

Исторически религия существовала в форме мифа раньше философии, а с появлением последней, которая стала занимать ту же область знания, что и религия, их взаимоотношения приняли форму спора. Прежде всего, необходимо дать четкое определение терминам религия и философия.

Религию следует рассматривать как важнейший атрибут любого общества, а именно как систему ценностей конкретного общества, которая определяет вероятные цели его развития и опосредует конкретную деятельность личности и общества в соответствии с предназначением этой системы. В этом случае связь между ценностями, принятыми в конкретном обществе, и целями, обуславливающими идею общественного развития, выраженную в той или иной идеологии, наиболее прямая.

Слово “религия” означает “связывать”, “соединять”, что можно понимать как связь человека с высшими силами, с Богом. Религия обычно понимается как совокупность взглядов и идей, система верований и ритуалов. Религия – это “мировоззрение, понимание мира, мироощущение, а также связанное с ним поведение человека и формы его концептуализации, определяемые верой в существование сверхъестественной сферы, формулируемой в зрелых формах религии как Бог, божество.

Религия оказывает значительное влияние на мировоззрение, она придает смысл социальным реалиям и формирует убеждения о причинах и целях мира и общества. В качестве существенных мировоззренческих аспектов выделим онтологический, гносеологический, аксиологический и праксиологический. Совершенно очевидно, что эти аспекты взаимозависимы как части целого. Деятельность зависит от ценностных ориентаций, которые, в свою очередь, определяются отношением к бытию и представлениями о его познаваемости. Однако на систему ценностей, а значит, на онтологические и эпистемологические аспекты мировоззрения, влияет и деятельностная сторона социальной жизни. Более того, нельзя отрицать влияние теоретических концепций, формирующих онтологические и эпистемологические мировоззренческие аспекты, на системы ценностей и социальное действие. Взаимное влияние онтологии и эпистемологии в теоретическом понимании реальности также неоспоримо

И важно подчеркнуть, что все основные аспекты выбранного нами мировоззрения зависят от цели, определяющей смысловое понимание сущности бытия и возможностей его понимания, а также ценностных ориентаций деятельности

Таким образом, религии как основные факторы, способствующие формированию различных мировоззрений, могут быть справедливо интерпретированы как системы ценностей, влияющие на мировоззрение и задающие ориентиры общественного развития.

Философия – это “особая форма познания мира, которая вырабатывает систему знаний об основных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих существенных чертах отношений человека к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях”. Философия стремится создать рациональными средствами максимально обобщенную картину мира и места человека в нем.

Традиционно философия определяется как изучение первопричин и начал всего сущего – универсальных принципов, в рамках которых существуют и изменяются бытие и мышление, задуманный космос и задуманный разум. В традиционной философии мыслимое функционирует как бытие, одна из основных философских категорий. Бытие включает в себя не только реально происходящие процессы, но и мыслительные возможности

Поскольку мыслимое неизмеримо в своей конкретности, философы концентрируют свое внимание прежде всего на изначальных, наиболее общих понятиях, категориях. Эти категории различны в разные эпохи и для разных философских направлений (поэтому Гегель определял философию как “современную эпоху, схваченную в мысли”)

Философия включает такие разнообразные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и т.д., которые задают такие вопросы, как “Существует ли Бог?”, “Возможно ли объективное знание?”, “Что делает то или иное действие правильным или неправильным?”. Основным методом философии является построение выводов, оценивающих конкретные аргументы по таким вопросам. В этом отношении не существует четких границ и единой методологии философии. Существуют также споры о том, что следует считать философией, и фактическое определение философии варьируется среди многих философских школ.

Основные аспекты философии

Основные аспекты философии включают:

  • Метафизику: это область философии, которая исследует понятие бытия и рассматривает вопросы о природе реальности, сущности, причинности и целей.
  • Эпистемологию: это область, которая изучает познавательные процессы и возможности познания. Она исследует вопросы о природе истинности, возможности знания и ограничений познания.
  • Этику: это область, которая изучает ценности, мораль и нормы поведения. Этика стремится определить, что является хорошим и правильным, и каким образом люди должны поступать.
  • Политическую философию: она исследует вопросы о власти, обществе, праве и справедливости. Политическая философия стремится определить лучшую форму правления и обеспечить справедливость в обществе.
  • Эстетику: это область, которая изучает искусство, красоту и эстетические ценности. Эстетика исследует вопросы о природе и обосновании художественного опыта и оценки.

Хотя философия не обладает четкой и определенной методологией, ее аспекты исследования взаимосвязаны и помогают нам лучше понять смысл и цель человеческой жизни, а также больше размышлять о нашей роли и месте в мире.

Сущность философии и искусства

Если переводить термин «философия» дословно, то он означает «любовь к мудрости». Однако если раскрывать суть понятия, то становится понятным, что предметом науки является мышление как главное отличие человека от животных. Философствование идет еще дальше и превращает человеческое мышление в способ, которым можно познавать мир.

Главная цель философии – постижение всего сущего. Она постигает эпоху через мышление, становясь тождественной ей. При этом, не поднимаясь выше своего времени по содержанию, она возвышается над ним по форме, рассказывая об идеальной сущности предметов и явлений.

Если философия узнает мир посредством мыслительной деятельности, то творчество делает это через художественные образы. В этом – их отличие. Оно не имеет никакого отношения к тому, что создали природа или технический прогресс, но основывается на чувстве прекрасного и красоты, оно глубоко субъективно.

Значение искусства в жизни человека велико. Оно выполняет множество функций:

  • воспитательную, помогая сформировать представления о нравственности;
  • познавательную, выступая источником информации о внешнем и внутреннем мире;
  • социальную, призывая людей к общению и взаимодействию;
  • эстетическую через формирование представлений о прекрасном;
  • гедонистическую, позволяя человеку наслаждаться, любуясь произведениями искусства;
  • развлекательную и другие.

Несмотря на то, что философия и искусство показывают мир и человека с его эмоциональными переживаниями с разных точек зрения и разными методами, в них много общего.

Заключение

Философия – это сложно организованная система знаний, претендующая на обобщение, синтез всех имеющихся знаний и накопление человеческой культуры. Поэтому она имеет сложные взаимодействия со всеми другими формами интеллектуальной деятельности человека – наукой, искусством, нравственным сознанием, идеологией и так далее.

Особенно сложным и многомерным является взаимодействие философии с религией, религиозным сознанием.

Религия, в свою очередь, есть нечто возвышенное, абсолютное, сверхчеловеческое, и нельзя говорить о существовании религии без Бога. Подводя итог, можно сказать, что и философия, и религия пытаются ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимосвязи человека и мира.

Но между ними есть и различия. Религия – это массовое сознание. Философия – это теоретическое и элитарное сознание. Религия требует беспрекословной веры, в то время как философия доказывает свою истинность, апеллируя к разуму. Философия всегда приветствует все научные открытия как условия для расширения наших знаний о мире.

Отношения между философией и религией меняются от эпохи к эпохе, от культуры к культуре и варьируются от состояния мирного сосуществования и почти полного растворения друг в друге (как в раннем буддизме) до непримиримой конфронтации, как это было характерно для Европы XVIII века. В настоящее время усиливается тенденция к диалогу философии и религии с целью формирования синтетического мировоззрения, гармонично сочетающего современные научные факты и теоретические обобщения с проверенными веками религиозными ценностями и основополагающими положениями систематической философской мысли.

Like this post? Please share to your friends: