Духовность в современном обществе: вызовы и перспективы

Содержание

  • Слайд 1

    Выполнил: Михайлов Дмитрий,
    учащийся 10А класса
    ГБОУ СОШ №262
    Руководитель: Бриченко Л.В.
    Санкт-Петербург
    2013
    5klass.net

  • Слайд 2

    Наука
    Религия
    Искусство
    Философия
    Нравственность
    Научные учреждения
    Учреждения культуры
    Религиозные организации

  • Слайд 3

    ТИТАНЫ
    ВОЗРОЖДЕНИЯ

  • Слайд 4

    Виды духовной жизни

    Духовно-теоретическая
    Мысли
    Идеи
    Теории
    Идеалы
    Художественные образы
    Духовно-практическая
    Сохранение
    Воспроизведение
    Распределение
    Распространение
    Потребление

    Результат: изменение сознания людей

  • Слайд 5

    Культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все ее результаты

  • Слайд 6

  • Слайд 7

    Традиции – стабильный элемент культуры
    Суммирование, накопление опыта и культурных ценностей
    Новаторство – динамичный элемент культуры
    Приращения культурного богатства, создание культурных ценностей

  • Слайд 8

  • Слайд 9

    Приспособления к окружающей среде
    Накопления, хранения и передачи культурных ценностей
    Целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека
    Социализаторская
    Коммуникативная

  • Слайд 10

  • Слайд 11

    МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ

    Массовая
    Достаточный уровень образования масс
    Наличие у потребителя свободнoгo времени
    Наличие свободных средств, чтобы оплатить свой дocуг
    Необходимый уровень средств коммуникации
    Элитарная
    Формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству
    Свобода творчества
    Достаточный уровень развития общества и производительных сил

    УСЛОВИЯ
    появления

  • Слайд 12

  • Слайд 13

  • Слайд 14

    Философия
    Культурология
    Искусствознание
    Лингвистика
    История
    Археология
    Эстетика
    Политология
    Этнология
    Психология
    Педагогика
    Социология
    Этнография
    Этика

  • Слайд 15

  • Слайд 16

    Производство и применение орудий труда
    Уровень воспитанности человека
    Совокупность результатов преобразовательной деятельности человека
    Уровень цивилизованности конкретного общества

  • Слайд 17

    Ориентацию на извлечение прибыли
    Навязывание упрощенных «версий жизни»
    Нацеленность на социальную борьбу
    Доступность узкому кругу знатоков

  • Слайд 18

    На содержание продуктов массовой культуры оказывает влияние
    А) процесс глобализации современного мира
    Б) эмоционально-психологическое состояние современного человека

  • Слайд 19

    Вера в сверхъестественные силы
    Теоретическое обоснование законов развития природы и общества
    Выражение субъективного отношения к миру
    Предложение законченной мировоззренческой системы

  • Слайд 20

    Вопрос 5. Воспроизведение и преобразование действительности в художественных образах осуществляется средствами

    Искусства
    Науки
    Философии

    Образования

  • Слайд 21

    А) Основная задача искусства – получение и постоянное обновление знаний о мире
    Б) Художественный вымысел совершенно недопустим в процессе познания мира с помощью искусства

  • Слайд 22

    Вопрос 7. Установите соответствие

    ПРИЗНАКИ
    А) Стремление к достоверности
    Б) Обоснованность предположений
    В) Субъективность
    Г) Чувственное отражение реальности
    Д) Изучение закономерностей развития природы и общества

    ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
    Наука
    Искусство

  • Слайд 23

    Вопрос 8. Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением двух, относятся к видам искусства. Укажите цифрами понятия, «выпадающие» из этого ряда

    1. Этика
    2. Хореография
    3. Театр

    4. Эстетика
    5. Кино
    6. Графика

  • Слайд 24

    Вопрос 9. Область духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом, называют

    Идеологией
    Искусством
    Наукой
    Моралью

  • Слайд 25

    Вопрос 10. Установите соответствие

    СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ
    А) Премьера телесериала
    Б) Конкурс фольклорных коллективов
    В) Празднование дня Ивана Купала
    Г) Скандал с участием поп-звезды
    Д) Переиздание детектива-бестселлера

    ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
    Народная культура
    Массовая культура

  • Слайд 26

    Вопрос 11. Новаторство в развитии культуры проявляется в

    Прочтении стихотворения А.Блока
    Создании нового направления в музыке
    Просмотре нового модного фильма
    Решении задачи из школьного учебника

  • Слайд 27

    Вопрос 12. Живопись художников-авангардистов является примером культуры

    Народной
    Массовой
    Популярной
    Элитарной

  • Слайд 28

    Вопрос 13. Мыльные оперы, популярные блокбастеры, литературные бестселлеры характерны для культуры

    Народной
    Массовой
    Андеграундной
    Элитарной

  • Слайд 29

    Вопрос 14. Слой образованных и мыслящих людей, выполняющих функции, которые предполагают высокую степень развития интеллекта и профессиональной образованности, носит название…

  • Слайд 30

    Вопрос 15. Народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем, называются

Посмотреть все слайды

Культура

Культура является совокупностью духовных и материальных ценностей, способов их создания и возможностей использовать их для дальнейшего развития человечества и личности в частности. Мы можем сказать, что человеческий труд является первым источником развития культуры.

Культура – это совокупность духовных достижений человечества. Но недаром говорят, что у каждой страны или у каждой нации есть своя культура. Это связано с тем, что каждая страна развивалась по-своему и у каждой страны есть своя история.

В результате культурного развития каждая нация обладает определенным культурным и духовным наследием, которые и создают культурные обычаи. Есть культурные достижения, которые принято называть «надвременными» – это те культурные и духовные явления, которые не подвластны изменениям и времени.

Что такое духовная жизнь общества

Одним из основных компонентов духовной жизни общества является религия. Религиозные верования, культы и обряды играют важную роль в формировании мировоззрения и поведения людей. Они способствуют созданию единства и солидарности в обществе.

Также в духовную жизнь общества входят искусство и культура. Литература, живопись, музыка, театр, кино — все это приносит эстетическое удовлетворение и помогает людям осмыслить и понять мир вокруг себя.

Образование и наука также имеют важное значение в духовной жизни общества. Они не только помогают людям получить определенные знания и навыки, но и развивают их интеллектуальные и творческие способности

Образование способствует формированию критического мышления и развитию личности.

Другим важным компонентом духовной жизни общества являются ценности и мораль. Каждое общество имеет свои собственные ценности и нормы поведения, которые определяют, что является правильным и неправильным. Они помогают людям ориентироваться в мире и принимать решения на основе моральных принципов.

В целом, духовная жизнь общества является сложным и многофакторным явлением, которое включает в себя религию, искусство, культуру, образование, науку, ценности и мораль. Эти компоненты взаимосвязаны и вместе формируют духовную сферу общества, определяющую его идентичность и существование.

Отличие духовных ценностей от материальных

У человека имеется широкий спектр материальных потребностей, которые в значительной мере являются не только биологическими, но и социальными. К примеру, выбирая одежду, мы смотрим не только на её практичность, но и на внешнее оформление, поскольку нам не безразлично, как нас воспринимают. К духовным потребностям это относить нельзя, поскольку стремление быть успешным в обществе объясняется социальными инстинктами, которые есть даже у животных.

Духовные потребности полностью противоположны материальным. Они не направлены на выживание, завоевание статуса или удовлетворение биологических нужд. При этом формируются и развиваются они в процессе социализации. Становясь зрелой личностью, индивид формирует свой собственный набор духовных ценностей и потребностей.

Удовлетворение духовных потребностей происходит посредством двух видов деятельности, которые мы рассмотрели выше: создания и воспроизведения духовных ценностей. В первом случае индивид создаёт что-то новое (например, композитор пишет музыку), получая удовольствие от самого процесса и от осознания того, что это оценят другие люди. Во втором случае человек получает удовольствие от того, что сам потребляет духовную ценность (слушает музыку) или способствует тому, чтобы она стала доступна другим людям (исполняет на концерте, создаёт аудиозапись).

Образование

Процессом и результатом усвоения человеком знаний, умений и навыков принято называть образованием. Именно таким образом развивается ум и чувства человека, формируется его собственное мнение, система ценностей, мировоззрение и познавательные процесс.

Образование – это главный путь к взрослению и пониманию окружающего мира. Детей начинают учить с ранних лет – сначала просто звукам и движениям, затем азбуке и счету, и с каждым годом ребенок познает что-то новое.

В подростковом возрасте человек не только накапливать систематизированные знания, он уже учиться мыслить критически и творчески – самостоятельно оценивать окружающие его явления и историческое прошлое. 

Получить образование важно для каждого человека – ведь без системы общеобязательных знаний он не сможет полноценно общаться с людьми и комфортно ощущать себя в социуме. Образование является общественно организуемый процесс

7.3.2. Ценности

На более высоком уровне культурная регуляция человеческой деятельности осуществляется через систему ценностей. В отличие от норм, которым следуют, ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, которые имеют более высокий статус. Ценности помогают обществу и человеку отделить хорошее и плохое, идеальное или избегаемое состояние, истину и заблуждение, красоту или безобразие, справедливое и несправедливое, допустимое и запретное, существенное и несущественное и т.д.

Из сопутствующих понятий следует упомянуть “интерес”, “потребность”, “стремление”, “долг”, “идеал”, “ориентация” и “мотивация”. Однако объем этих понятий обычно уже, чем понятие “ценность”. Под интересом или потребностью обычно понимаются социально обусловленные влечения, связанные с социально-экономическим положением различных слоев, групп или индивидов, и в этом случае остальные ценности (идеалы) — лишь отвлеченное отражение интересов. Мотивация скорее включает в себя те субъективные побуждения, которые рассматриваются социальной психологией. Позитивные мотивации опираются на ценности, которые осваиваются индивидом и становятся ценностными ориентациями, направляющими его сознание и поведение.

Между ценностью и повседневными ориентациями может возникать разрыв, определяемый как расхождение между долгом и желанием, должным и практически реализуемым, идеально признаваемым состоянием и жизненными условиями, которые не дают шанса человеку. Но такое расхождение между признанием высокого значения какой-либо ценности и ее недостижимостью могут осваиваться человеком по-разному.

Важным средством снятия разрыва между ценностью и поведением является воля, снимающая колебания и неуверенность и заставляющая человека действовать. Воля может проявляться и как внутреннее побуждение, и как внешняя сильная мотивация в форме приказа.

Классификация ценностей. Всякая классификация ценностей по типу и уровню неизменно условна в силу того, что в нее вносятся социальные и культурные значения. К тому же трудно вставить ту или другую ценность, имеющую свою многозначность (например, семья), в определенную графу. Тем не менее мы можем дать следующую условно упорядоченную классификацию ценностей.

Витальные: жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, физическое состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость, качество жизни, природная среда (экологические ценности), практичность, потребление, комфорт, уровень потребления и т.д.

Социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, труд, профессия, семья, патриотизм, терпимость, дисциплина, предприимчивость, склонность к риску, равенство социальное, равенство полов, способность к достижениям, личная независимость, активное участие в жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее, локальная (почвенная) или сверхлокальная (государственная, интернациональная) ориентация.

Политические: свобода слова, гражданские свободы, государственность, законность, хороший правитель, порядок, конституция, гражданский мир.

Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим и любовь к детям.

Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал. Священное Писание и Предание, церковь.

Эстетические: красота (или, напротив, эстетика безобразного), идеал, стиль, гармония, следование традиции или новизна, эклектика, культурная самобытность или подражание престижной заимствованной моде.

Что входит в духовную сферу общества

Духовная сфера включает в себя все, что необходимо для нравственного и интеллектуального развития личности: образование, науку, религию, искусство, культуру, нравственность, мораль. Все это элементы, способствующие формированию человеческого сознания.

Человеческое общество, даже с самым высоким уровнем развития экономики трудно назвать полноценным, без духовной составляющей. Страшно представить себе социум, лишенный духовных человеческих ценностей: любви, сострадания, нравственных идеалов, религиозных норм, культуры. Культура включает в себя традиции, язык, одежду, мировоззрение, повседневный быт народа. Без нее, народ потеряет идентичность, сольется с другими нациями, народностями.

К функциям духовной сферы общества относятся:

  • Формирование мировоззрения (взглядов на мир и представлений о нем);
  • Регулирование поведений людей в обществе (гармоничная жизнь возможна только благодаря нравственности, морали, представлениям о добре и зле);
  • Развитие самосознания;
  • Производство и передача научных знаний;
  • Воспитание подрастающего поколения;
  • Художественное освоение мира;
  • Развитие эстетики (восприятия прекрасного).

Упрощенно основные элементы духовной сферы общества делят на 3 области:

  • Научную сферу. Она позволяет людям познавать окружающее пространство, накапливать и передавать полученный опыт, информацию.
  • Религиозную сферу. Она регулирует поведение людей в обществе на основе религиозных правил и предписаний, понятий добра, нравственности, справедливости.
  • Сферу культуры. Произведения искусства, традиции, обычаи, язык передаются как особые ценности из поколения в поколение.

Главное отличие духовной сферы от других сфер общества – производство нематериальных благ. При этом их создание все же не обходиться без достижений экономики.

Пример. Мелодия, созданная композитором, является нематериальным благом. Но ее воспроизведение невозможно без музыкальных инструментов – продукта экономической деятельности человека. Художник, так же не напишет картину без холста, красок, кистей.

Таким образом, духовная сфера неразрывно связана с остальными сферами жизни человеческого общества.

Наука, как часть духовной сферы

Наука- специфическая сфера духовной деятельности, без нее трудно представить себе развитие человеческой цивилизации. Наука обеспечивает поиск, накопление и передачу знаний об окружающем мире, ищет способы применения этих знаний на практике.

Наука выполняет важные функции в человеческом обществе:

  1. Создание научной картины мира (благодаря развитию науки люди знают, что Земля имеет форму шара, инфекционные заболевания вызывают опасные бактерии, микробы, вирусы);
  2. Развитие научно-технического прогресса (с каждым годом благодаря научным достижениям появляются новые технологии, электроника, различные приборы и устройства);
  3. Подготовку научных кадров, будущих деятелей науки;
  4. Обучение подрастающего поколения.

Таким образом, образование и наука неразрывно связаны между собой.

Сбор объективных знаний об окружающем мире, наука производит методами:

  • Анализа;
  • Статистики;
  • Эксперимента;
  • Исследования (проверки теории на практике);
  • Измерения;
  • Наблюдения;
  • Выдвижения гипотез (предположений).

Определение и сущность

В сущности духовная жизнь общества является неотъемлемой частью его существования. В отличие от материальных потребностей, духовные потребности человека связаны с его внутренним состоянием, поиском смысла и целей в жизни. Они определяют его отношение к окружающему миру, его поведение и выборы.

Компоненты духовной жизни общества включают в себя религиозность, этические нормы и ценности, искусство и культуру, науку и образование, философию и мировоззрение. Все эти аспекты взаимосвязаны и влияют на формирование духовного облика общества и его развитие.

Духовная жизнь общества не только отражает состояние и уровень развития общества, но и является движущей силой его прогресса. Она способствует формированию и поддержанию духовной культуры, преображению человека и общества в целом.

Описание духовной жизни общества

Основными компонентами духовной жизни общества являются:

  1. Религия и вера. Религиозные убеждения и практики играют важную роль в формировании духовной жизни общества. Религия дает людям ответы на вопросы о смысле жизни, моральных ценностях и руководство для поведения.
  2. Мораль и этика. Моральные принципы и этические нормы служат основой для духовной жизни общества. Они определяют стандарты правильного поведения и отношений между людьми.
  3. Культура и искусство. Культура и искусство играют важную роль в формировании духовности общества. Они позволяют выражать и передавать ценности, идеи и эмоции, а также служат источником вдохновения и развлечения.
  4. Образование и наука. Образование и наука способствуют развитию интеллектуальной и духовной жизни общества. Они позволяют людям расширять свои знания, развивать свои способности и познавать мир вокруг себя.
  5. Социальные отношения и общение. Социальные отношения и общение между людьми являются важными компонентами духовной жизни общества. Они позволяют людям создавать смысловые связи, взаимодействовать друг с другом и развивать эмпатию и понимание.

Духовная жизнь общества играет важную роль в формировании и поддержании гармоничного и цивилизованного общества. Она помогает людям находить смысл и направление в своей жизни, а также создает условия для развития личности и общества в целом.

Роль духовной жизни в обществе

Духовная жизнь общества включает в себя множество компонентов, которые направлены на эмоциональное, душевное и духовное развитие людей. Она объединяет людей вокруг общих ценностей, позволяет сформировать коллективные убеждения и понимание моральных норм.

Одним из главных компонентов духовной жизни общества является религия. Религиозные убеждения и практики оказывают существенное влияние на формирование ценностей и нравственности людей. Религия способствует развитию духовной сферы личности и помогает найти смысл жизни.

Культура также играет важную роль в духовной жизни общества. Искусство, литература, музыка и другие формы культурного выражения способствуют познанию и расширению границ духовного мира. Они позволяют людям выразить свои эмоции и идеи, а также способствуют формированию духовного опыта каждого человека.

Образование является также важным компонентом духовной жизни общества. Образование позволяет людям получить знания о старых и новых духовных традициях, истории религий и культур. Оно формирует нравственные ценности и созидательный подход к нахождению своего места в обществе.

Таким образом, духовная жизнь общества играет решающую роль в формировании и развитии общества. Она позволяет людям осознать свои нравственные принципы и ценности, а также найти свое место в коллективе. Духовная жизнь способствует созданию гармоничного общества, основанного на высоких моральных и духовных ценностях.

Духовная сфера

Духовная сфера общества представляет собой систему отношений между людьми, которая и отражает нравственную жизнь данного общества.

Духовная сфера представлена такими многогранными подсистемами, как религия, наука, культура, образование, искусство и идеология. Почему же духовная сфера так много значит для любого развитого общества?

Прежде всего, значимость духовной сферы заключена в ее функции выявления ценностной системы общества. Именно благодаря определению ценностей можно понять уровень развития общественного сознания.

Без развитой духовной сферы довольно тяжело представить развитое общество людей. Посредством образования люди становятся более умными и познают окружающий мир с новых сторон, благодаря культуре общество постоянно духовно обогащается, так как у людей есть возможность выразить свои личностные качества и творческий потенциал.

Like this post? Please share to your friends: