RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

4. ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ

XII. ОБНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ

Учебные предметы

1620."Важный период в развитии ребенка лежит между 12-м и 13-м годом. В это время происходит усиление духовно-душевного; ас. тело здесь сильнее связывается с эфирным, что выражается в повышении понимания импульсов, действующих во внешнем мире, исторических сил". 294(8)



1621.Мало спящий ребенок плохо ощущает музыку и не понимает историю, много спящий слаб в пластических представлениях, в геометрии. 300-в с.59



1622. "Нужно знать: до 14 лет ребенок не может судить, и если его побуждают к суждению, то разрушают его мозг. ... Суждение нужно воспитывать с 14 лет". Тогда следует учить логическому постижению мира.
     От 14 до 21 года ни один человек не должен воспитываться, не получая представлений о земледелии, торговле, промышленности. Это должно даваться и как учебные предметы, которые тогда более необходимы, чем то многое вздорное, чему в этом возрасте учат теперь. 192(4)



1623. "Будет хорошо, если вы преподавание географии используете для того, чтобы остальные предметы свести в единство. Наихудшим для географии является сведение ее в строго ограниченный учебный план..." 294(11)



1624. В определенном смысле правомерно научиться использовать при письме и в других делах и правую и левую руку. Но говорить об этом следует при более глубоком взгляде на жизнь, имея в виду будущие отношения, когда пробудится полнота человечности, возрастет активность душевной, волевой жизни. "Если же люди и далее будут воспитываться так, как сегодня, все более застревая в абстракциях... то через некоторое время, если обе руки в равной мере приучить к писанию, можно бы было убедиться, что человека охватывает в некоторой степени слабоумие, ибо ныне наше поведение как людей мало связано с равнозначным использованием обеих рук. Весь человек в отношении некоторых органов построен не симметрично и обучение писанию обеими руками означает глубокое вмешательство во всю человеческую организацию.
     Я бы не стал говорить об этих вещах, если бы сам их много не исследовал, если бы, например, не пробовал писать левой рукой. ... Левая рука хороша тогда, когда человек достиг в определенной степени независимости духовно-душевного от телесности; но пока он зависим, как это имеет место у современного человека, то употребление при писании в равной мере правой и левой руки вызвало бы колоссальную революцию в самой телесности. Благодаря этому прежде всего правая часть тела, правая часть головы отяжелели бы неким. образом, к чему современный человек совсем не привык". Но вальдорфская педогогика может ввести в воспитание обучение писанию обеими руками. 301(12)



1625. "Если ребенку целый час рассказывают, не возбуждая его фантазии, то собирается желудочная кислота, и ребенок тогда имеет в желудке много пепсина", который, однако, имеет и духовную задачу.
     "Когда ребенок приходит к учителю пения, то пепсин вызывает внутреннюю щекотку, которую ребенок должен переживать во время пения". Но пепсин не должен оставаться в желудке; и если присутствует фантазия, то пепсин расходится по всему телу, ребенок тогда поет охотно. 302(1)



1626. "Обращение с темпераментами с музыкальной точки зрения и в связи с библейской историей:
ФлегматикиCангвиники
ХолерикиМеланхолики
Фисгармония и фортепианоДуховые инструменты
Ударные инструменты и барабаныСмычковые инструменты
ГармонияМелодия
РитмКонтрапункт (что прорабатывается более интеллектуально)
Хоровое пениеЦелый оркестр
Сольные инструментыСольное пение
Ев. от Матфея(многообразие)Ев. от Луки(сердечность)
Ев. от Марка(сила)Ев. от Иоанна(духовное углубление)
295(2)



1627. "Движения рук и ног проявляют тот же конституционный тип, что и процессы, формирующие зубы. Поэтому можно оказать большое влияние на формирование зубов, если мы будем учить детей, насколько возможно, бегать проворно, с разнообразными поворотами ног, вроде детской игры в "классы", в которых тыльная сторона с некоторой силой действует против пятки, или подобными упражнениями. Если это ведет к приобретению ловкости в пальцах, то будет очень заметно способствовать формированию зубов". 312(17)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru