RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

4. ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ

XII. ОБНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ

Проблема наказания

1606.Во время урока у ребенка должен пробуждаться интерес, сопровождающийся тонким чувством удовольствия. "Это должно быть постоянно. Это тонкое чувство удовольствия отпечатывается физически в выделении желез, а благодаря этому выделению желез рассасывается происходящее при чтении, при слушании рассказа отложение соли. Мы должны постараться не давать детям скучать, не давать им такого, что вызывает скуку, ибо это не пробудит интереса и в теле останется нерастворенная соль; позже это приведет к тому, что ребенок получит всякие болезни обмена веществ (например, диабет). Особенно внимательным нужно быть в этом отношении с девочками. Мигренеобразные состояния являются следствием таких вещей". 302(4)



1607."Домашние задания (в школе) нередко являются существенной, но очень-очень скрытой причиной плохого пищеварения. Внешне эти вещи выступают всегда позже, но они чрезвычайно действенны". 313 с.73



1608."Каждый класс (в школе) — это индивидуальность". 300-в с. 57



Половое воспитание

1609.Умные люди современности говорят: "мы не хотим больше врать нашим детям насчет того, что их принес аист. Им следует все объяснить. — Но это объяснение как раз и было бы ложью. Наши потомки вновь узнают, что детская душа действительно как птицеподобное духовное образование спускается вниз из высших миров... и нет для этого лучшей имагинации, чем история с аистом". 130(15)



1610."До определенного времени в отношении вещей, которые совершаются без его сознания, ребенок должен оставаться наивным". 300-в с.129



1611."Покажите ребенку гусеницу, потом как она окутывается куколкой, как затем из куколки появляется бабочка — это прекраснейший пример для показа, как возникает из матери ребенок". Это следует делать в ответ на вопрос ребенка: как рождаются дети? 96(4)



1612.Часто встречаешь вопрос: когда следует давать детям разъяснения на сексуальную тему? Здесь много можно сказать за и против. "В основном здесь имеется три вопроса. Следует рассмотреть: кто должен давать эти разъяснения? — Кто со всей серьезностью, со всей ответственностью воспитателя вдумается в это, тот скоро заметит, что исключительно трудно взять на себя эту задачу. Я уверен, вы совсем неохотно согласились бы 12-14-летним мальчишкам и девчонкам давать эти разъяснения. Второе заключается в следующем: как следует давать эти разъяснения? Это тоже нелегко, как здесь приступить к делу. И в-третьих: где следует это давать? Где это поместить? В естественнонаучном курсе и т. п.?
     Если бы преподавание велось на основе правильных педагогически-дидактических принципов, то дело решилось бы само собой. Если бы вы могли поступать так, что процесс роста могли бы объяснить детям в связи со светом, воздухом, водой, землей, то ребенок воспринял бы такие понятия и вы постепенно смогли бы перейти к процессу оплодотворения у растений, затем у животных и у людей. (В предыдущих лекциях этого цикла д-ром Р.Штайнером дан большой материал для педагогов о методике преподавания ботаники и т. д. — Сост.) Но вы должны рассматривать деле широко: дать растениям возникнуть в свете, воде, земле, — короче, подготовить те представления, которые вообще предрасположили бы детей к пониманию комплексных процессов роста и оплодотворения. Что же касается большой болтовни о сексуальных разъяснениях, то это доказывает, что методы воспитания сегодня находятся не в порядке, иначе уже давно нашли бы умные элементы из таких целомудренных, чистых представлений, как разъяснение процессов роста в связи со светом, воздухом, водой и т. д.". 295(13)



Проблема наказания

1613."Все действительные наказания (в школе) я считаю излишними, даже вредными. Что действительно необходимо — это возбудить чувство объективного вреда, который нанесен и который необходимо сгладить". 295(5)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru