RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

4. ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ

XII. ОБНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ

Проблема наказания

Проблема наказания

1613."Все действительные наказания (в школе) я считаю излишними, даже вредными. Что действительно необходимо — это возбудить чувство объективного вреда, который нанесен и который необходимо сгладить". 295(5)



1614."Если ребенка постоянно бьют, то это действует не просто на физ. тело ... а на ас. тело. В результате этого ас. тело делается как побитая собака. Вы можете безошибочно отличить собаку, которую часто избивают, от собаки, с которой обращаются хорошо. Так же это бывает и с человеком. ... его ас. тело остается избитым на всю жизнь, ибо оно стоит еще на животной ступени. ... Физическое избиение оставляет в крайнем случае рубцы. Но физическое избиение — это не то, что избивает ас. тело, его избивает моральное впечатление. В ас. теле мы носим моральные впечатления всю земную жизнь". Если кого-то били в детстве, то его ас. тело выглядит как побитая собака, а если его бил воспитатель — случается и такое, — то его ас. тело напоминает льва. Внутренне, астрально человек получает тот или иной облик в зависимости от моральных впечатлений. У одного — рабская натура, в нем выступает что-то собачье, он позволяет делать с собой что угодно. У другого природа свободная, его ас. тело наиболее человекоподобно. Когда человек проходит врата смерти, то он в некотором роде становится тем животным, которое он вырастил в своем ас. теле: битый с детства — собакой, мужественный — львом и т. д. Но это не следует брать совсем в прямом смысле. Во время Камалоки человеческая душа приобретает лишь некое подобие того или иного животного (о реинкарнации же в виде животного не может быть и речи). 349(9)



Учебные предметы

1615."В старые времена грамматика ... была искусством соединять, разделять и т. д. мысли и слова. Обучение грамматике было в определенном смысле художественным обучением, и тем более это относилось к искусству диалектики и риторики. Все было направлено на то, чтобы дать молодежи ощущение: человек что-то может, он может говорить, думать и давать красоте господствовать в речи". Лишь после того, как молодые люди достаточно видели, что они могут, им давали нечто для знания: арифметику, геометрию, астрономию, музыку как гармоническое, методическое пронизание всего миропорядка; они давались также художественно. 217(9)



1616.В обучении первых классов должно присутствовать много сказочного. Примерный порядок тем на уроках свободных рассказов от 7 до 14 лет:
     "1. Некоторые собрания сказок.
     2. Истории из мира животных в связи с баснями.
     3. Библейская история, как часть всеобщей истории (Ветхий Завет).
     4. Сцены из древней истории.
     5. Сцены из истории средних веков.
     6. Сцены из новой истории.
     7. Рассказы о племенах.
     8. Познание народов". 295(1)



1617.Вопрос: что давать на уроках религии в 9-м классе? Р.Штайнер: "Августина, Фому Кемпийского". 300-в с.129



1618."Никто не должен вначале изучать научную ботанику. Позже он может подойти к более научной системе растений. Это большая разница — пытаемся ли мы сначала описать растение, а затем подходить к нему научно, или наоборот. В человеке омертвляют очень многое, если с самого начала дают ему научную ботанику, а он еще не получил тех понятий, которые мы теперь пытаемся представить. Нужно из души, из памяти увлечь такое всеобщее человеческое понятие растения, если хотят подойти к научной систематике". 295(10)



1619."Если все больше и больше переводить мысли с душевных качеств, какими они развиваются в детстве, на растения, то явится возможность все подразделить соответствующим образом. Поэтому можно сказать:
     Младенчески-душевные радости: грибы, губки
     Первые детские душевные радости, душевные страдания и аффекты: водоросли, мхи
     Переживания при возникновении самопознания: папоротники.
     Переживания в дошкольном возрасте, до 4-5 лет: голосеменные, хвойные.
     Первые школьные переживания, с 7 до II лет: растения с дугонервным жилкованием, однодольные.
     Переживания одиннадцатилетних: растения с простым околоцветником. простые двудольные.
     Школьные переживания от 12 до 15 лет: растения с сетчатыми нервами, двудольные с зеленой чашечкой и цветными лепестками..."
     Четырнадцатилетним можно сказать: вот твоя перспектива, ты можешь стать столь душевно богатым, что тебя можно будет сравнить с розой, у которой цветные лепестки и зеленая чашечка. Радость должно нести будущее. Оплодотворение растений можно, далее, сравнить с 16-17-летними свойствами (появляется астральное), но и тогда говорить следует о росте, ибо процесс оплодотворения детям не понятен. Это дает колоссально много: представить ребенку весь растительный мир как образ развивающейся детской души. 295(11)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru