Философия в контексте религии, морали и искусства

Наука, её значение и роль в духовной жизни общества - основные черты научного знания

Диалектический материа­лизм –

Подобное учение, равно как и другие формы теоре­тического мировоззрения, не должно представляться в виде некой завершенной совокупности неопровержимого знания. Превращение философии в непререкаемую док­трину лишает ее качества быть «живой душой» культуры. Только в саморазвитии, на основе синтеза новейших результатов познавательной и социально-практической деятельности, философия может претендовать на объек­тивную истинность и оптимально выполнять свое предна­значение. Например, социально-политическая философия тесно связана с идеологией современного белорусского государства, являясь ее мировоззренческой и методологической основой.

экспликации

Наука и общество

Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание — сила» сегодня актуален как никогда. Особенно когда в обозримом будущем человечество будет жить в так называемом информационном обществе, в котором основным фактором общественного развития станет производство и использование знаний, научно-технической и иной информации. Возрастание роли знаний (и еще больше — методов их производства) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знаний наук, в частности, анализа знаний, познания и методов исследования. Такими науками являются эпистемология (гносеология, эпистемология), методология, социология науки, психология научного творчества и др. Анализ науки должен избегать таких крайностей, как узкий когнитивизм и социологизм. Характеристики научного знания и познания не могут быть выведены только из научной модели, присущей физикализму и натурализму.

Поскольку она в конечном счете определяется общественной практикой и ее потребностями, наука в то же время развивается по своим собственным законам. К ним относятся преемственность (сохранение позитивного содержания старого и нового знания), чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «резкого крушения» фундаментальных законов и принципов (научных революций), сложное сочетание процессов дифференциации (выделение новых научных дисциплин) и интеграции (синтез, познание, объединение «усилий» отдельных наук и их методов), углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации, теоретизация и диалектизация современной науки, усиление ее роли во всех сферах жизни

Бурное развитие науки в 20 веке, усиление ее взаимосвязи с техникой, со всеми другими сферами общественной жизни и т.д. привело к различным, порой полярным, оценкам самой науки и ее возможностей со стороны философов, социологов и академических специалистов. Например, М. Вебер считал, что позитивный вклад науки в практическую и личную жизнь людей заключается, во-первых, в том, что она вырабатывает «приемы овладения жизнью» — как внешними вещами, так и действиями людей — и, во-вторых, методы мышления, их «рабочие инструменты» и развивает навыки их использования. Но, по мнению Вербера, науку не следует рассматривать как путь к счастью, а тем более как путь к Богу, потому что она не дает ответов на вопросы: что нам делать?, как нам жить?, есть ли смысл в этом мире и есть ли причина для существования в этом мире?

Г. Башелар был убежден, что обвинять науку в жестокости современного человека — значит перекладывать бремя преступления с убийцы на орудие преступления. Все это не имеет никакого отношения к науке. Мы отклонились бы от сути проблемы, если бы обвинили науку в извращении человеческих ценностей.

Вполне разделяя позиции рационализма и науки, К. Поппер считал «бунт против разума» со стороны «иррационалистических оракулов» очень опасным для человеческой цивилизации. Он считал иррационализм и мистицизм причинами «интеллектуального расстройства», столь модного в наши дни, и заявил, что эта «интеллектуальная болезнь», если ее не лечить, может представлять опасность своим влиянием на сферу общественной жизни. Более того, согласно Попперу, интеллектуал, «для вкуса которого рационализм слишком тривиален» и который наслаждается мистицизмом, не выполняет свой моральный долг перед близкими. Это результат «романтической враждебности к науке». С другой стороны, современная наука, по мнению Поппера, укрепляет наш интеллект, подчиняя его дисциплине практического контроля. Научные теории контролируются практическими выводами, сделанными на их основе, в отличие от безответственности мистицизма, который избегает практики и заменяет ее созданием мифов, и рассматривает науку как нечто преступное.

К. Поппер разделяет идею о том, что наука — это не только (и не столько) «набор фактов», сколько «одно из самых важных интеллектуальных движений» нашего времени. Те, кто не стремится понять такое движение, тем самым выталкивают себя из этого самого замечательного феномена цивилизации.

Отличия науки от других сфер духовной культуры

Наука как отдельная сфера духовной культуры имеет свои принципиальные отличия от других сфер. Главное отличие науки состоит в том, что она базируется на объективных фактах и методах исследования, в отличие от религии и искусства.

Наука стремится к достижению истины и пониманию устройства окружающего мира через систематическое исследование и проверку гипотез и теорий. В отличие от религии, наука основана на эмпирическом подходе и опирается на наблюдения и эксперименты.

Другой важный аспект отличия науки от других сфер духовной культуры заключается в ее универсальности и объективности. Наука стремится к получению знания, которое будет верным для всех и применимым в любой ситуации. Религия и искусство, в свою очередь, основаны на вере, эмоциях и индивидуальном восприятии.

Кроме того, наука отличается от других сфер духовной культуры своим методом работы и формированием знания. Научный метод предполагает постоянную проверку и обновление информации, а также диалог и обсуждение результатов исследований. Религия и искусство, в свою очередь, часто основаны на авторитете и не требуют такой степени доказательности.

Однако, несмотря на свои отличительные черты, наука, религия и искусство являются важными компонентами духовной культуры и могут взаимодействовать друг с другом, обогащая наши знания и понимание мира.

Основные черты научного знания

1Основная задача научного познания — открытие объективных законов действительности — природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и т.д. Отсюда исследование ориентируется прежде всего на общие, существенные свойства объекта, его необходимые характеристики н их выражение и систему абстракций. Если их нет, то нет и науки, потому что понятие научности предполагает открытие законов, углубляющих суть изучаемых явлений.

2.непосредственной целью и высшей ценностью научного знания является объективная истина, которая постигается прежде всего рациональными средствами и методами, но, конечно, не без участия живого созерцания. Отсюда характерная черта научного знания — объективность, устранение субъективистских моментов в максимально возможной степени во многих случаях для осуществления «чистоты» созерцания своего объекта. Следует помнить, что активность субъекта является главным условием и предпосылкой научного познания. Последнее невозможно без конструктивно-критического отношения к действительности, которое исключает инерцию, догматизм и апологетику.

3 Наука в большей степени, чем другие формы знания, ориентирована на то, чтобы быть укорененной в практике, быть «руководством к действию» для изменения реальности и управления реальными процессами. Жизненное значение научного поиска можно выразить формулой: «знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать практически» — не только в настоящем, но и в будущем.

4.научное знание в гносеологическом плане — это сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующий целостную, развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, зафиксированных в языке — естественном или — что более характерно — искусственном (математические символы, химические формулы и т.д.). Научное знание не просто фиксирует свои элементы, а постоянно воспроизводит их на собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. Процесс постоянного самообновления концептуального арсенала науки является важным показателем научности.

5.в процессе научного познания используются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», часто очень сложное и дорогое (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т.д.). Кроме того, наука в большей степени, чем другие формы познания, характеризуется использованием для изучения своих объектов и самой себя таких идеальных (умственных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, кибернетический и другие общенаучные методы и приемы (см. ниже).

6.научное знание характеризуется строгостью доказательств, обоснованностью полученных результатов и надежностью выводов. В то же время существует множество гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и так далее. Поэтому логическая и методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование их мышления, умение правильно применять свои законы и принципы имеют здесь первостепенное значение.

В современной методологии существуют различные уровни критериев научности, включающие, помимо вышеперечисленных, такие критерии, как внутренняя непротиворечивость знания, его формальная согласованность, экспериментальная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т.д. В других формах знания рассматриваемые критерии могут проявляться (в разной степени), но они не являются там определяющими.

Наука и религия: конфликт или сотрудничество?

Сегодня все больше ученых и деятелей религии приходят к пониманию, что их области деятельности имеют разные цели и задачи, и могут сосуществовать, не пересекая друг друга. Наука стремится к познанию объективных истин о мире на основе доказательств и фактов, в то время как религия ориентируется на веру и духовные практики. Таким образом, эти два подхода могут дополнять друг друга и сотрудничать в своих областях компетенции.

Например, наука может исследовать природу и процессы во Вселенной, позволяя нам получить более глубокое понимание мироздания. Религия же может помочь нам осмыслить эти открытия и увидеть в них более глубокий смысл. Вместе они могут сотрудничать, создавая комфортное и гармоничное окружение для человека, который может сочетать ученые знания и духовные ценности.

Однако, несмотря на потенциальное сотрудничество, иногда возникают конфликты между наукой и религией. Некоторые научные открытия могут противоречить верованиям и догмам определенных религий

В таких случаях важно сохранять уважительное и конструктивное отношение к мнениям и убеждениям других людей, даже если они кажутся нам противоположными

В конечном счете, наука и религия могут существовать рядом друг с другом, предлагая разные подходы к пониманию мира и сознания. Каждая из этих сфер духовной культуры имеет свое значение и может приносить пользу и развитие человечеству. Главное – находить взаимопонимание и сотрудничество, чтобы создать гармоничное и глубокое понимание нашего мира.

Сущность философии и религии

Исторически религия существовала в форме мифа раньше философии, а с появлением последней, которая стала занимать ту же область знания, что и религия, их взаимоотношения приняли форму спора. Прежде всего, необходимо дать четкое определение терминам религия и философия.

Религию следует рассматривать как важнейший атрибут любого общества, а именно как систему ценностей конкретного общества, которая определяет вероятные цели его развития и опосредует конкретную деятельность личности и общества в соответствии с предназначением этой системы. В этом случае связь между ценностями, принятыми в конкретном обществе, и целями, обуславливающими идею общественного развития, выраженную в той или иной идеологии, наиболее прямая.

Слово “религия” означает “связывать”, “соединять”, что можно понимать как связь человека с высшими силами, с Богом. Религия обычно понимается как совокупность взглядов и идей, система верований и ритуалов. Религия – это “мировоззрение, понимание мира, мироощущение, а также связанное с ним поведение человека и формы его концептуализации, определяемые верой в существование сверхъестественной сферы, формулируемой в зрелых формах религии как Бог, божество.

Религия оказывает значительное влияние на мировоззрение, она придает смысл социальным реалиям и формирует убеждения о причинах и целях мира и общества. В качестве существенных мировоззренческих аспектов выделим онтологический, гносеологический, аксиологический и праксиологический. Совершенно очевидно, что эти аспекты взаимозависимы как части целого. Деятельность зависит от ценностных ориентаций, которые, в свою очередь, определяются отношением к бытию и представлениями о его познаваемости. Однако на систему ценностей, а значит, на онтологические и эпистемологические аспекты мировоззрения, влияет и деятельностная сторона социальной жизни. Более того, нельзя отрицать влияние теоретических концепций, формирующих онтологические и эпистемологические мировоззренческие аспекты, на системы ценностей и социальное действие. Взаимное влияние онтологии и эпистемологии в теоретическом понимании реальности также неоспоримо

И важно подчеркнуть, что все основные аспекты выбранного нами мировоззрения зависят от цели, определяющей смысловое понимание сущности бытия и возможностей его понимания, а также ценностных ориентаций деятельности

Таким образом, религии как основные факторы, способствующие формированию различных мировоззрений, могут быть справедливо интерпретированы как системы ценностей, влияющие на мировоззрение и задающие ориентиры общественного развития.

Философия – это “особая форма познания мира, которая вырабатывает систему знаний об основных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих существенных чертах отношений человека к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях”. Философия стремится создать рациональными средствами максимально обобщенную картину мира и места человека в нем.

Традиционно философия определяется как изучение первопричин и начал всего сущего – универсальных принципов, в рамках которых существуют и изменяются бытие и мышление, задуманный космос и задуманный разум. В традиционной философии мыслимое функционирует как бытие, одна из основных философских категорий. Бытие включает в себя не только реально происходящие процессы, но и мыслительные возможности

Поскольку мыслимое неизмеримо в своей конкретности, философы концентрируют свое внимание прежде всего на изначальных, наиболее общих понятиях, категориях. Эти категории различны в разные эпохи и для разных философских направлений (поэтому Гегель определял философию как “современную эпоху, схваченную в мысли”)

Философия включает такие разнообразные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и т.д., которые задают такие вопросы, как “Существует ли Бог?”, “Возможно ли объективное знание?”, “Что делает то или иное действие правильным или неправильным?”. Основным методом философии является построение выводов, оценивающих конкретные аргументы по таким вопросам. В этом отношении не существует четких границ и единой методологии философии. Существуют также споры о том, что следует считать философией, и фактическое определение философии варьируется среди многих философских школ.

Современная наука и ее значимость для развития общества

Современная наука играет ключевую роль в развитии общества, определяя его научно-технический прогресс и поддерживая экономическое благополучие. Она вносит существенный вклад в улучшение качества жизни, предоставляя инновационные решения и разработки, которые существенно влияют на различные сферы общества.

Одной из главных значимых особенностей современной науки является ее междисциплинарный характер. Ученые из разных областей знания сотрудничают, обмениваются опытом и идеями, что способствует более комплексному подходу к решению сложных проблем. Междисциплинарность науки позволяет объединить различные методы исследования и использовать их в иные сферы знания, что расширяет возможности применения научного знания.

Современная наука также характеризуется повышенной скоростью развития. Благодаря современным технологиям и доступности информации, исследователи могут проводить более сложные исследования в более короткие сроки. Это позволяет науке быть более реактивной и своевременно решать насущные проблемы общества, такие как климатические изменения, энергетическая эффективность и медицинская помощь.

Еще одной важной особенностью современной науки является ее открытость и доступность. Ученые вкладывают усилия в том, чтобы их исследования были публично доступными для других ученых и общественности, что позволяет извлекать пользу из новых открытий и применять их на практике

Современная наука также играет важную роль в образовании и развитии человеческого потенциала. Она стимулирует научное мышление, развивает критическое мышление и способности к анализу. Ученые являются важными образовательными лидерами и вдохновляют новое поколение ученых и исследователей.

Заключение

В заключение хочу сказать, что созданная в настоящее время наука – это магический кристалл, в который нужно заглянуть, чтобы увидеть проблеск будущего. Часто технические изменения, которые претерпевают биология и физика, социология и история первобытного общества, и особенно философия, являются открывающими жестами нового времени. Тонкая материя науки чувствительна к мельчайшим колебаниям жизни и может по тончайшим предвестиям зарегистрировать то, что спустя годы примет гигантские очертания на сцене будущего….. Завтрашняя жизнь на площадях зависит от сегодняшней жизни”.

Нельзя утверждать, что существует тесная параллель между экономической и политической структурой общества и преобладающим научным мировоззрением, нельзя также рассматривать науку как надстройку над социально-историческим базисом. Однако было бы неправильно рассматривать науку как некую независимую переменную. Наука – это открытая система, встроенная в общество и связанная с ним сетью обратных связей. Наука находится под сильным влиянием внешней среды, и ее развитие определяется тем, насколько культура восприимчива к научным идеям.

” …Недавнее развитие науки предоставляет нам уникальную возможность пересмотреть место науки в общественной культуре. Современное естествознание возникло в специфических условиях, сложившихся в Европе в XVII веке. Для нас, живущих в конце ХХ века, накопленный опыт позволяет утверждать, что наука выполняет некую универсальную миссию, влияя не только на взаимодействие человека и природы, но и человека и человека” (И. Пригожин).

Like this post? Please share to your friends: