Синтез духовных ценностей: наука, искусство, идеология

Огэ. теория.сфера духовной культуры. 2.1 сфера духовной культуры и ее особенности.

Структура духовной сферы

В качестве основных составляющих духовной сферы жизни общества социологи выделяют такие элементы как:

  • Мораль. Это действующая в определённом обществе совокупность представлений о том, что хорошо, а что плохо, а также набор правил поведения, основанных на этих представлениях. Мораль возникла на ранних этапах существования человеческого общества и регулировала общественную жизнь задолго до появления права.
  • Наука. Это совокупность объективных знаний о мире, а также деятельность, направленная на получение, систематизацию и хранение этих знаний.
  • Религия. Как и мораль, религия существует с момента появления первого человеческого общества и решает примерно те же задачи. Вера в сверхъестественную природу различных явлений была необходима для формирования целостного представления об окружающем мире до появления науки.
  • Образование. Это процесс получения знаний и навыков. Благодаря образованию индивид получает как базовые знания, необходимые для полноценной жизни в обществе, так и более продвинутые, позволяющие ему реализовать свой потенциал в выбранных областях деятельности. Также в процессе образования формируется мировоззрение человека, корректируются моральные и нравственные ценности.
  • Искусство. Это сложное и немного размытое понятие, но в общем случае к искусству относят продукты человеческой деятельности, способные доставлять эстетическое удовольствие, выражать идеи, пробуждать эмоции.
  • Культура. Это совокупность духовных и материальных ценностей, накопленных обществом и отражающих исторический путь этого общества.

Являясь частью социума, каждый человек взаимодействует с этими элементами духовной жизни и развивается под их влиянием. При этом каждый сам для себя выбирает баланс между ними, но так или иначе использует их все, чтобы найти своё место в обществе.

Наука. Функции и методы научного познания

Наука представляет собой сферу деятельности людей, в рамках которой формируется система истинных знаний о мире. Целью науки является получение точных сведений о человеке, обществе и природе.

Наука является социальным институтом и включает в себя следующие компоненты:

  1. Субъектов – ученых, их знания и опыт – они формируют и систематизируют полученные знания языком понятным как для научного сообщества, так и для обычных людей.
  2. Учреждения и организации. В качестве примером отметим: РАН (Российская академия наук), ЮНЕСКО (учреждение организации объединенных наций по вопросам культуры), интернациональный союз астрономии и другие.
  3. Оборудование, используемое для изучения, например, лаборатории, космические станции.
  4. Язык, основанный на особых знаках и символах. Примеры: математические формулы, таблица Менделеева в химии и тому подобные.
  5. Методика исследования – наблюдение за явлениями, проведение экспериментов и так далее. Системность в науке играет ключевую роль.

К характерным чертам науки относятся:

Универсальность – знание объективно, результат не зависит от человека, где бы и когда бы ни проводилось исследование, теории будут подтверждены. Например, вода закипает при температуре сто градусов, не имеет значения, проводят эксперимент в России или Австралии (при соблюдении идентичных условий проведения эксперимента).
Гласность – достижения науки открыты для всего человечества

Например, появление электричества сразу упростило жизнь всех людей, проживавших в ту эпоху.
Бескорыстие – в исследовании важно постижение истины, даже если она не привлекательна. Например, открытие возможностей атома поставило мир под угрозу ядерной войны, не смотря на то, что этот факт печален, отрицать его невозможно, как и договориться с элементом, не действовать разрушающим образом.

Рациональность в науке делает результаты исследований объективными, то есть независимыми от взглядов отдельного индивида.

Все современные науки допустимо подразделить на следующие группы:

  • естественные – изучение природы и космоса, закономерностей явлений (астрономия, геофизика, антропология);
  • общественные – изучение общества и человека, как социального существа (социология, политология, юриспруденция);
  • гуманитарные – изучение различных проявлений творческой деятельности индивида (языкознание, история, литературоведение, логика);
  • технические – изучение существующих законов физики и химии.

Как правило, отрасли науки связаны с направлениями деятельности людей. Например, комплексные отрасли юридической науки разделены в соответствии с отраслями права: административное, уголовное и так далее.

Науку принято подразделять на фундаментальную и прикладную. Задача первой – систематизация, универсализация принципов и открытий. Что касается второй, то ее задача – применить на практике фундаментальные теории.

Базовые характеристики современной науки:

  • рост количества научных дисциплин;
  • увеличение числа ученых и людей, занятых в исследованиях;
  • интернациональное изучение проблемных вопросов.

Итак, главные задачи и цели науки связаны с достижением истины и систематизацией существующих знаний.

Особую силу научные знания приобрели после НТР (научно-технической революции в середине двадцатого века). В рамках нескольких десятилетий произошел скачок в развитии техники. Последние шестьдесят лет характеризуются постоянным развитием научного знания.

Отличие духовных ценностей от материальных

У человека имеется широкий спектр материальных потребностей, которые в значительной мере являются не только биологическими, но и социальными. К примеру, выбирая одежду, мы смотрим не только на её практичность, но и на внешнее оформление, поскольку нам не безразлично, как нас воспринимают. К духовным потребностям это относить нельзя, поскольку стремление быть успешным в обществе объясняется социальными инстинктами, которые есть даже у животных.

Духовные потребности полностью противоположны материальным. Они не направлены на выживание, завоевание статуса или удовлетворение биологических нужд. При этом формируются и развиваются они в процессе социализации. Становясь зрелой личностью, индивид формирует свой собственный набор духовных ценностей и потребностей.

Удовлетворение духовных потребностей происходит посредством двух видов деятельности, которые мы рассмотрели выше: создания и воспроизведения духовных ценностей. В первом случае индивид создаёт что-то новое (например, композитор пишет музыку), получая удовольствие от самого процесса и от осознания того, что это оценят другие люди. Во втором случае человек получает удовольствие от того, что сам потребляет духовную ценность (слушает музыку) или способствует тому, чтобы она стала доступна другим людям (исполняет на концерте, создаёт аудиозапись).

Искусство и его функции Особенности современного искусства

Определение слова «искусство» предполагает отражение действительности посредством образов. Оно не стремиться к точности и достоверности информации и носит субъективный характер.

К базовым функциям искусства относятся:

  • преобразовательная – изменяет общество и природу благодаря действиям;
  • художественная – отражение мира;
  • воспитательная функция искусства нацелена на формирование у молодого поколения чувств и стимуляцию эмоций;
  • рекреационная – организация отдыха и досуга людей.

Современное определение термина «искусство» связано с указанными функциями и многообразием видов и форм.

Виды искусства представляют собой сложившиеся в рамках истории, формы проявления деятельности людей. К ним относятся:

  • литература;
  • музыка и танец;
  • живопись;
  • архитектура;
  • театр, цирк и кино.

Эстрада как вид искусства представляет собой зрелищное сценическое выступление артистов.

К особенностям современного искусства относятся:

  1. Появление новых художественных форм, например, графика, в том числе и компьютерная, радио, искусство и тому подобное.
  2. Смешение жанров, например, в кинофильмах и музыке. В качестве частного примера можно привести фильм «Мстители», в котором есть элементы приключений, комедии, детектива.
  3. Отход от принятых ранее канонов и импровизация.

Виды современного искусства отвечают на запросы молодого поколения – они быстрые, яркие, наполненные смыслом.

Словарь

1. Канон – неизменная традиционная совокупность норм и правил.

2. Импровизация – вид искусства, который создается непосредственно перед зрителем; неожиданное творение.

Религия: определение, функции, мировые религии

Религия – это социальный институт, в основе которого вера в силы сверхъестественного происхождения. К базовым элементам культуры относятся:

  1. Идеология – систематизирование представления о мире и силах, действующих в нем.
  2. Культ – совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей. К примерам проявления культа относятся: богослужение, молитвы, милостыня, обряды и таинства.
  3. Иерархия – деление верующих в зависимости от их роли и приближенности к богу или богам. Например, миряне и клир (религиозные руководители).

Все религии допустимо подразделить по количеству богов на монотеизм (один) и политеизм (группа). Для ранних религиозных верований характерно преобладание политеистических религий.

В современном мире все религии допустимо подразделить на три направления. Рассмотрим их в таблице:

Функции религии:

  1. Мировоззренческая – формирование взглядов и принципов восприятия жизни.
  2. Коммуникативная – организация взаимодействия верующих друг с другом и с высшими силами.
  3. Компенсаторная – помогает в преодолении жизненных трудностей.
  4. Регулятивная – управляет поведением людей посредством социальных норм.
  5. Интегрирующая – объединение людей с общими взглядами и идеалами.

Общественное и индивидуальное сознание

Духовные ценности — категория, указывающая на человеческий, социальный и культурный смысл различных духовных образований (идей, теорий, образов), рассматриваемых в контексте «добра и зла», «истинного или ложного», «прекрасного или безобразного», «справедливого или несправедливого». Духовные ценности выражают социальную природу самого человека и условия его бытия. Ценности — это форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития общества. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла и других человечество выражает свое отношение к существующей действительности и противопоставляет ее некоему идеальному состоянию общества, которое должно быть установлено.

Каждая ценность «возвышается» над реальностью и содержит в себе действительное, а не существующее. С одной стороны, это задает цель, вектор общественного развития, с другой — создает условия для отрыва этого идеального бытия от его «земной» основы и может дезориентировать общество через мифы, утопии и иллюзии. Кроме того, ценности могут пережить свое время и, таким образом, безвозвратно потерять свое значение и перестать соответствовать новой эпохе.

Духовное потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Она может быть спонтанной, когда ее никто не направляет, и человек выбирает определенные духовные ценности самостоятельно, по собственному вкусу. В других случаях духовное потребление может быть навязано людям рекламой, средствами массовой информации, массовой культурой и т.д. В результате можно говорить о манипуляции сознанием, усреднении и стандартизации потребностей и вкусов людей.

В то же время сознательное потребление истинных духовных ценностей — познавательных, художественных, нравственных и других — выступает как целенаправленное созидание и обогащение духовного мира человека. Любое общество заинтересовано в повышении духовного уровня и культуры отдельных людей и социальных сообществ в долгосрочной перспективе и с прицелом на будущее. Снижение духовного уровня и культуры ведет к деградации общества практически во всех его измерениях.

Духовные отношения — категория, выражающая взаимозависимость элементов духовной сферы общества; различные отношения, возникающие между индивидами, социальными группами и общностями в процессе их духовной жизни и деятельности.

Духовные отношения существуют как отношение интеллекта и чувств человека или группы людей к определенным духовным ценностям (воспринимает он их или нет), а также его отношения с другими людьми по поводу этих ценностей — их производства, распределения, потребления. Основными видами духовных отношений являются познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также духовные отношения, возникающие между наставником и учеником.
Духовное общение — это процесс связи и взаимодействия между людьми, в котором происходит обмен идеями, ценностями, деятельностью и ее результатами, информацией, опытом, навыками, умениями; одно из необходимых и универсальных условий формирования и развития общества и личности.

Структурирующим элементом духовной жизни общества является общественное и индивидуальное сознание.

Сознание как духовное отражение

Общественное сознание — это целостное духовное образование, включающее в себя чувства, установки, идеи и теории, художественные и религиозные образы, отражающие определенные стороны общественной жизни и являющиеся результатом активной мыслительно-творческой деятельности людей. Общественное сознание — явление социально обусловленное как механизмом его формирования и реализации, так и характером его существования и исторической миссии.

Общественное сознание имеет определенную структуру, в которой выделяются различные уровни (обыденный и теоретический, идеологический и социально-психологический) и формы сознания (философское, религиозное, нравственное, эстетическое, правовое, политическое, научное).

Сознание как рефлексия и активно-творческая деятельность способно, во-первых, адекватно оценивать бытие, обнаруживать его скрытый от обыденного зрения смысл и делать прогноз, а во-вторых, влиять на него и преобразовывать его посредством практической деятельности. Общественное сознание — это результат совместного понимания социальной реальности людьми, практически взаимодействующими друг с другом. В этом, собственно, и заключается ее социальная природа и главная особенность.

Общественное сознание обладает относительной автономией по отношению к общественному бытию. Оно не только отражает последнее, но и раскрывает его суть и внутреннюю логику. Общественное сознание может как обгонять развитие общественной жизни, так и делать достаточно точные прогнозы, отставая при этом из-за своей неподготовленности к происходящим изменениям.

Опираясь в своем развитии на достижения человеческой мысли и духа, общественное сознание обеспечивает преемственность в развитии интеллектуального наследия поколений. Следовательно, общественное сознание имеет свою логику развития, свои законы и принципы, что хорошо видно на примере философии, религии, морали, искусства, права, политики, науки.

Общественное сознание является сверхличным, но не внеличностным. Это означает, что общественное сознание вне индивидуального сознания невозможно. Носителями общественного сознания являются индивиды с их собственным сознанием, а также социальные группы и общество в целом. Развитие общественного сознания происходит в процессе постоянного включения в это сознание все новых и новых индивидов. Все содержание и формы общественного сознания создаются и кристаллизуются людьми, а не какой-либо внечеловеческой силой. Аукториальная индивидуальность идей и даже образов может быть устранена обществом, и тогда над ними господствует индивид в сверхличной форме, но само их содержание остается человеческим, а их происхождение — конкретно-индивидуальным.

Общественное сознание — это не количественная сумма индивидуальных сознаний, а их качественно новое состояние — реальность, идеально-объективная сама по себе и особым образом структурированная, с требованиями которой индивид должен считаться не меньше, чем с природными и социальными явлениями. По своему масштабу, возможностям и преобразующей силе общественное сознание, несомненно, превосходит субъективно ограниченное сознание, ограниченное отдельным человеком. Власть общественного сознания над индивидуальным выражается в безусловном восприятии индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, тех путей и средств, с помощью которых осуществляется производство духовной жизни общества, того смыслового содержания, которое накоплено человечеством на протяжении веков и вне которого формирование индивидуальности невозможно.

Примеры функционирования духовной сферы

Практически у каждого человека присутствует внутреннее стремление к созданию, сохранению и воспроизведению продуктов творческой деятельности, ценность которых имеет не материальную, а духовную природу. Поэтому люди генерируют идеи, основывают новые направления в искусстве, создают картины и литературные произведения, занимаются просветительской и преподавательской деятельностью.

По сути, духовная жизнь общества подразумевает два вида деятельности:

  • Создание духовных ценностей. Это любая творческая деятельность, а также исследования, эксперименты и иные изыскания, направленные на получение новых знаний и совершенствование имеющихся технологий.
  • Сохранение и распространение духовных ценностей. Это все действия, которые человек может осуществлять с уже существующими духовными ценностями: их сохранение, воспроизведение, распространение и распределение, усвоение и потребление.

Духовная сфера отличается от остальных тем, что основана на бескорыстных стремлениях. Во всех остальных сферах любая деятельность подразумевает получение определённой выгоды для себя. И только в духовной сфере личность создаёт нематериальные ценности ради того, чтобы подарить их человечеству

А главной наградой обычно является общественное признание ценности и важности проделанной работы (хотя это совсем не отрицает получения материального вознаграждения)

Особенности духовной деятельности

Духовная работа, оставаясь универсальной по содержанию, является индивидуальной и персонифицированной по сути и форме — даже в современных условиях, при высочайшей степени разделения. Прорывы в духовной жизни достигаются в первую очередь усилиями отдельных людей или небольших групп под руководством выдающегося лидера, которые открывают новые направления деятельности для постоянно растущей армии духовных работников. Возможно, именно поэтому Нобелевские премии не присуждаются авторским коллективам. В то же время существует множество научных или творческих групп, чья работа явно неэффективна в отсутствие признанных лидеров.

Особенностью интеллектуальной деятельности является принципиальная невозможность отделить используемые в ней «средства труда» (идеи, образы, теории, ценности) от непосредственного производителя в силу их идейного характера. Поэтому отчуждение в обычном смысле, характерное для материального производства, здесь невозможно. Более того, главное средство интеллектуальной деятельности остается практически неизменным с момента ее создания, в отличие от материального производства — интеллект отдельного человека. Поэтому все в психической деятельности закрыто для творческой индивидуальности. В этом, собственно, и проявляется основное противоречие духовного производства: средства духовного труда, имеющие всеобщее содержание, могут применяться только индивидуально.

Духовная деятельность обладает огромной внутренней привлекательностью. Ученые, писатели, художники, пророки могут творить, не обращая внимания на признание или его отсутствие, потому что сам процесс творчества приносит им сильнейшее удовлетворение. Духовная деятельность похожа на игру, где удовлетворение приносит сам процесс. Природа этого удовлетворения имеет объяснение — в психической деятельности продуктивно-творческий подход доминирует над репродуктивно-ремесленным.

Следовательно, сама умственная деятельность поддается оценке и часто имеет смысл безотносительно к результату, что практически невозможно в материальном производстве, где производство ради производства абсурдно. Более того, если в сфере материальных благ исторически больше ценился и ценится их владелец, а не производитель, то в сфере интеллектуальных интересов производитель ценностей, идей, произведений, но не их владелец.

Диалектика интеллектуальной деятельности существенно отличается от диалектики материального производства. В материальном производстве товаропроизводитель закреплен за самим трудом, а его результаты обычно отчуждены от работника, он лишен возможности их потреблять. В интеллектуальной сфере производством занимаются лишь несколько человек, а продукты — идеи, теории, ценности, образы — навязываются большинству, и процесс их создания остается недоступным для большинства. В первом случае задача заключается в расширении возможностей для потребления, во втором — для производства.

Особым видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей, чтобы их усвоило как можно больше людей. Особую роль играют учреждения науки, культуры, образования и образовательная система.

Значение и функции духовной сферы

Значимость духовной сферы заключается в том, что она формирует ценностно-нормативную систему общества, развивает его интеллектуальный и нравственный потенциал, обеспечивает развитие общественного сознания. Это происходит как на уровне всего общества, так и на уровне каждого отдельно взятого индивида. Кроме того, духовная сфера напрямую связана с остальными тремя, и эта связь действует в обоих направлениях, благодаря чему обеспечивается благополучное и гармоничное развитие общества.

При этом духовная сфера выполняет такие функции как:

Регулирование поведения. Чтобы общество было благополучным, все люди должны соблюдать определённые правила, продиктованные не только законом, но и моралью, нравственностью и здравым смыслом.

Формирование мировоззрения

Для человека важно, чтобы его представление о мире было целостным, завершённым и гармоничным.

Развитиесамосознания. Чтобы найти своё место в мире и обществе, человек должен сформировать представление о себе, а также научиться понимать, как окружающие воспринимают его и реагируют на его поступки.

Воспитание и образование

Обучение новых поколений – залог успешного развития общества и человеческой цивилизации в целом, и эту функцию также выполняет духовная сфера.

Создание и распространение научных знаний. Развитие человеческой цивилизации полностью опирается на достижения науки. При этом большинство открытий было сделано людьми, ведомыми жаждой знаний, а не наживы.

Роль образования в современном обществе

Образование представляет собой процесс, в рамках которого происходит становление личности, за счет усвоения знаний, накопленных предыдущими поколениями. Основная цель образования – приобщение индивидов к нормам и ценностям социума, в котором они проживают.

К принципам современного российского образования относятся:

  • сфера образования – одна из приоритетных среди направлений государственной политики;
  • общедоступность среднего образования для всех граждан;
  • гуманистический характер – жизнь, здоровье и достоинство человека первостепенны;
  • светский (не религиозный) характер предоставления знаний, например, еще два века назад получить образование было возможно только при монастырях.
  • все ученики обладают равными правами и обязанностями.

Сущность понятия «образование» связана с передачей знаний и навыков новым поколениям посредством специально созданных институтов общества.

Тенденции развития науки и образования, связанные с современной моделью образовательного процесса:

  1. Демократизация – возможность получить образование доступна гражданам России даже в самых удаленных уголках. Проект — открытая образовательная среда.
  2. Продолжительность образования – процесс становится длиннее в связи с появлением большего объема знаний и их доступностью.
  3. Гуманизация – интеграция в образовательный процесс лиц с ограниченными возможностями на равных основаниях.
  4. Гуманитаризация – рост числа гуманитарных наук в рамках школьной программы.
  5. Интернационализация – международный характер учебы.
  6. Компьютеризация – внедрение передовых технологий в процесс обучения. Включает в себя современные технические средства обучения в образовательном процессе.

Таким образом, смысл понятия «образование» в современном мире приобретает новые акценты, связанные с общедоступностью и непрерывностью процесса обучения. А также новые формы организации образовательного процесса допускают получение дистанционных знаний.

Под содержанием образования понимают объем и специфику знаний. В РФ существуют следующие основные элементы системы образования:

  • до школы – ясли и детский сад;
  • школьное – три уровня (начальная, средняя и старшая школы);
  • среднее профессиональное — колледжи, училища;
  • высшее университетское – бакалавриат, магистратура, аспирантура и далее.

Не все указанные элементы структуры системы образования обязательны. В соответствии с Конституцией граждане обязаны получить основное общее (закончить девять классов). Базовые цели и задачи образования связаны с передачей ключевых накопленных знаний.

В зависимости от возможностей и предпочтений людей выделяют следующие способы получения образования: очно (стандартное регулярное посещение учебного заведения), заочно (периодическое присутствие на занятиях), экстернат (досрочная сдача экзаменов) и самообразование. Современные формы организации образовательного процесса зависят от учебного заведения и возможностей студентов.

Стратегическая цель государства в образовании – переход на западноевропейскую систему многоуровневого конкурса. Педагоги как субъекты образовательного процесса являются не столько носителями знаний, сколько должны привить интерес к их получению. В качестве главного результата образования ставится желание человека учиться дальше.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: