Роль образования в современном обществе
Образование представляет собой процесс, в рамках которого происходит становление личности, за счет усвоения знаний, накопленных предыдущими поколениями. Основная цель образования – приобщение индивидов к нормам и ценностям социума, в котором они проживают.
К принципам современного российского образования относятся:
- сфера образования – одна из приоритетных среди направлений государственной политики;
- общедоступность среднего образования для всех граждан;
- гуманистический характер – жизнь, здоровье и достоинство человека первостепенны;
- светский (не религиозный) характер предоставления знаний, например, еще два века назад получить образование было возможно только при монастырях.
- все ученики обладают равными правами и обязанностями.
Сущность понятия «образование» связана с передачей знаний и навыков новым поколениям посредством специально созданных институтов общества.
Тенденции развития науки и образования, связанные с современной моделью образовательного процесса:
- Демократизация – возможность получить образование доступна гражданам России даже в самых удаленных уголках. Проект — открытая образовательная среда.
- Продолжительность образования – процесс становится длиннее в связи с появлением большего объема знаний и их доступностью.
- Гуманизация – интеграция в образовательный процесс лиц с ограниченными возможностями на равных основаниях.
- Гуманитаризация – рост числа гуманитарных наук в рамках школьной программы.
- Интернационализация – международный характер учебы.
- Компьютеризация – внедрение передовых технологий в процесс обучения. Включает в себя современные технические средства обучения в образовательном процессе.
Таким образом, смысл понятия «образование» в современном мире приобретает новые акценты, связанные с общедоступностью и непрерывностью процесса обучения. А также новые формы организации образовательного процесса допускают получение дистанционных знаний.
Под содержанием образования понимают объем и специфику знаний. В РФ существуют следующие основные элементы системы образования:
- до школы – ясли и детский сад;
- школьное – три уровня (начальная, средняя и старшая школы);
- среднее профессиональное — колледжи, училища;
- высшее университетское – бакалавриат, магистратура, аспирантура и далее.
Не все указанные элементы структуры системы образования обязательны. В соответствии с Конституцией граждане обязаны получить основное общее (закончить девять классов). Базовые цели и задачи образования связаны с передачей ключевых накопленных знаний.
В зависимости от возможностей и предпочтений людей выделяют следующие способы получения образования: очно (стандартное регулярное посещение учебного заведения), заочно (периодическое присутствие на занятиях), экстернат (досрочная сдача экзаменов) и самообразование. Современные формы организации образовательного процесса зависят от учебного заведения и возможностей студентов.
Стратегическая цель государства в образовании – переход на западноевропейскую систему многоуровневого конкурса. Педагоги как субъекты образовательного процесса являются не столько носителями знаний, сколько должны привить интерес к их получению. В качестве главного результата образования ставится желание человека учиться дальше.
Слайд 12ДД.ММ.20XXДОБАВИТЬ НИЖНИЙ КОЛОНТИТУЛКак форма духовной культуры, религия сосредоточена на внутреннем,
духовном мире человека и держится на стремлении человека к приобщению
к высшим силам окружающего мира. Религия – это своеобразный духовный мир со своими законами и ценностями, это особое мироощущение и мировоззрение. Нередко именно религия является источником гуманности в отношениях людей.Существуют мировые религии, которые предполагают большое количество последователей данной религиозной веры, включая различные страны и континенты. Мировые религии (ислам, христианство, буддизм), как правило, основаны на признании равенства всех людей и являются понятными для человека вне зависимости от его пола, расы, нации, этноса и пр.