RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

4. ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ

VII. СОЦИОЛОГИЯ (Продолжение). СОЦИАЛИЗМ И СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕХЧЛЕННОСТЬ

5. Учение о социальной трeхчленности.

Трeхчленные взаимосвязи

749. "Мы не наследуем нашей головы... т.к. то, что функционирует в нашей голове, мы приносим из предыдущей инкарнации. Мы не наследуем нашей системы обмена веществ, т.к. она через оплодотворение дается нам Землeй. Мы наследуем то, что живeт внутри системы лeгких и сердца, все те силы, что живут в дыхании и циркуляции крови".
     "Через сердце и легкие человек чувствует себя поставленным в среду людей. Через систему обмена веществ он чувствует себя принадлежащим к Земле, членом Земли". Через голову он чувствует себя гражданином внеземного. Рассудок же хочет всe это свести к простоте, к какому-либо mono. Люди от этого болеют. И так будет до тех пор, пока эта трeхчленность человека не отразится вовне, в социальной трeхчленности. 190(1)



750. "Мы видим троичность, которая должна состоять из трeх членов: во-первых, из питательной основы жизни, из всей хозяйственной жизни, экономики; во-вторых, из законодательного регулирования, что отвечает среднему человеку, ритму; в-третьих, из духовной жизни.

И мы видим, как эту троичность хотят унифицировать, так что хозяйство, экономика постепенно подминается государством, которое желает стать единственным предпринимателем. Духовная жизнь, та вообще уже подмята государством. ...
     Три члена социальной структуры: хозяйство, законодательное регулирование, духовная жизнь — они столь радикально различны, как голова, грудь и нижняя часть тела. Если вы хотите государство нагрузить хозяйством, то это означает то же самое, что захотеть питаться через лeгкие и сердце вместо желудка. ... 188(7)



751. "Произведeнное сферой нервов и чувств является питанием для социального организма. Что у человека является ритмической системой, этому в социальном организме соответствует всe то, что должно быть передано государству. ... Что составляет хозяйственную жизнь, природную основу, всe то, что производится, это в некотором роде голова. Всe здесь наоборот по сравнению с индивидуальным человеком. Так что можно сказать: что человек производит через нервы и чувства, то социальный организм производит через природную основу, и как человек свой обмен веществ получает от природы, так социальный организм своe питание получает из человеческой головы".


     "Материалистический век потерял дух в мировоззрении, а социальный организм потерял, соответственно, материю из хозяйства, из социальной взаимосвязи", потерял род и способ, каким следует производить. Это не игра аналогиями, но взгляд на истинную действительность. 188(8)



752



753. "Человек, с одной стороны, имеет грудь, голову, в которой действует духовный мир, а с другой — организм питания, где действует физическая сторона. Благодаря этому человек является трeхчленным существом. Но также и социальный организм трехчленен, поскольку в нeм, с одной стороны, действует всe то, что рождает сами потребности, которые, как таковые, никогда не могут родиться через народнохозяйственный процесс, а с другой стороны — то, что порождает природа. Это ведeт к трeхчленности. В середине находится то, что связывает обе эти части".
     "Ни в какой мере потребность не должна порождаться самим социальным процессом, самим хозяйственным процессом, но потребность должна развиваться извне, через этический или какой-либо иной культурный процесс. В нездоровые времена потребность развивается чисто народнохозяйственно, и нездорово мыслящие люди этому рады". Ныне рекламой вызывают интерес к продукту. "Социальный организм должен товары получать на природной основе, а потребности — из самого человеческого развития". 188(9)



Трeхчленные взаимосвязи

754. "Духовная жизнь — это то, что образует Я, когда оно само себя внутренне перерабатывает. Вся духовная жизнь является внутренней переработкой Я. Всe, что Я берeт из минерального царства и преображает в искусстве, религии, науке и т.д., — это духовный мир, преобразованное минеральное царство, духовная область. А что возникает благодаря одному тому, что ас.тело, которое ведь остаeтся у большинства людей в подсознательных глубинах, имеет постоянную тенденцию принимать всевозможные растительные формы? Если вы преобразуете то, что живeт в ас.теле, если это полуинстинктивно, в полусознательной форме засветит в сознание, что тогда получится? Тогда получится правовая, или государственная, область.
     А если вы рассмотрите то, что теперь противоположным образом во внешней жизни переживается в связи с тем, что человек несeт в эф.теле от животного царства, если вы рассмотрите это, идущее от человека к человеку, то вы получите третью область социального трeхчленного организма. ... В эф.теле мы не образуем подсознательно животный мир, но видоизменяем это тело как люди. И мы это делаем в социальной ... жизни, когда живeм вместе". 199(12)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru