Философия: взгляд на отношение к другим формам духовной культуры

Массовая культура

Элементы массовой культуры создаются конкретным автором. Часто он обладает достаточно высоким уровнем профессионализма.

  • Ориентированы эти произведения на широкие массы.
  • Они доступны для понимания, так как создаются по запросу населения.
  • Срок их существования ограничен — как только интерес общества к данному проявлению массовой культуры исчезает, ему на смену тут же приходит другое.
  • Они ориентированы на получение коммерческой выгоды, поэтому являются яркими, насыщаются различными эффектами.

Ярким примером массовой культуры является творчество популярных исполнителей, создающих две-три песни. Как правило, они в течение нескольких недель или месяцев занимают верхние строчки хит-парадов. Затем тексты теряют свою актуальность, быстро забываются, а исполнители пропадают из эфира, не имея дальнейших путей развития.

Религия: определение, функции, мировые религии

 

Религия – это социальный институт, в основе которого вера в силы сверхъестественного происхождения. К базовым элементам культуры относятся:

  1. Идеология – систематизирование представления о мире и силах, действующих в нем.
  2. Культ – совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей. К примерам проявления культа относятся: богослужение, молитвы, милостыня, обряды и таинства.
  3. Иерархия – деление верующих в зависимости от их роли и приближенности к богу или богам. Например, миряне и клир (религиозные руководители).

Все религии допустимо подразделить по количеству богов на монотеизм (один) и политеизм (группа). Для ранних религиозных верований характерно преобладание политеистических религий.

В современном мире все религии допустимо подразделить на три направления. Рассмотрим их в таблице:

Функции религии:

  1. Мировоззренческая – формирование взглядов и принципов восприятия жизни.
  2. Коммуникативная – организация взаимодействия верующих друг с другом и с высшими силами.
  3. Компенсаторная – помогает в преодолении жизненных трудностей.
  4. Регулятивная – управляет поведением людей посредством социальных норм.
  5. Интегрирующая – объединение людей с общими взглядами и идеалами.

Признаки духовной культуры

Чтобы лучше понять, чем духовная культура отличается от других областей, следует учесть некоторые черты.

  1. В сравнении с технической и социальной сферой, духовная является бескорыстной и неутилитарной. Ее задача развивать человека и дарить ему счастье, а не получать выгоду.
  2. Духовная культура – это возможность свободно проявлять свой .
  3. Духовность связана с нематериальными сферами и существует по индивидуальным законам, поэтому отрицать ее влияние на реальность нельзя.
  4. Духовная культура человека является чувствительной к каким-либо внутренним и внешним изменениям в личности и обществе. Например, во время реформ или других глобальных перемен о культурном развитии все забывают.

Функции культуры

В обществознании выделяется ряд важных функций, которые выполняет культура:

  • познавательная (расширение кругозора, развитие интереса);
  • гуманистическая (культура оказывает благоприятное воздействие на людей);
  • регулятивная (лежит в основе общественных норм и ценностей, служит основой для развития социума);
  • коммуникативная (служит средством взаимодействия отдельных людей и групп);
  • творческая (в основе культуры лежит создание нового, необычного);
  • информационная (накопление и передача информации);
  • интегративная (объединение носителей, осознание ими своей принадлежности).

Искусство как форма духовной культуры

Искусство как форма духовной культуры возникло и существовало одновременно с мифом и религией. Оно является способом реализации потребности человека в выражении самых важных, содержательных, ярких моментов его жизни. В широком смысле искусство – это мастерство, исполнение профессиональной деятельности на высочайшем уровне. В узком понимании – сфера профессионального творчества.

В любом случае, искусство – явление социальное, потому что оказывает на личность эстетическое и культурное влияние. Особенность искусства в том, что окружающая человека реальность выражается в художественной форме, причем передается она путем творческого переосмысления, видения, этой реальности, часто с попыткой додумать реальную жизнь.

Эстетическое сознание как форма общественного сознания

Главной формой общественного сознания является эстетическое. И в этом смысле эстетическое сознание – это форма общественного сознания (общества), представляющая собой совокупность конкретно-чувственных художественных произведений (образов), которые отражают бытие посредством прекрасного и безобразного, имеют специфическую форму освоения, осознания людьми действительности, закономерности и принципы создания совершенных форм отображения сущностных признаков, внутренней природы реально существующего мира.

Эстетическое сознание является специфической формой отражения окружающего мира и его практическое усвоение, которое, в свою очередь базируется на эмоционально-образном и художественном представлении о нем.

Определение 8

Эстетическое сознание – это часть искусства на уровне выражения художественной культуры. Именно поэтому в литературе эта форма общественного сознания называется искусством.

Г. Гегель в своих работах рассматривал искусство как форму общественного сознания. Он называл его «мышлением в образах», как мир представлений и образов, параллельных реальному. Благодаря художественным образам мир открывается человеку и одновременно обогащает его духовно, так как мышление в образах сосредоточивается на открытии красоты мира. Сущностные силы человека формируются из красоты мира, добра мира, истины мира. Однако отсутствие хотя бы одного из них делает сомнения в его принадлежности к обществу.Человек, который не способен делать добро и понимать красоту этого мира, способен только на зло.

Для того чтобы подчеркнуть это обстоятельство необходимо сказать о том, что триада истины, доброты и красоты имеет свой религиозный аналог. В религии вера и надежда связаны с истиной, надежда – с добром, любовь – с красотой. В итоге, любое соприкосновение человека с прекрасным, позволяет человеку возвыситься над миром суеты и стать немного добрее, умнее и красивее.

Конечно, эстетическое сознание как форма общественного сознания было ответно на общественную потребность. При этом происходит процесс общественного разделения и потребности культуры воспроизводить деятельность человека в соответствии с ее первоначальной полифункциональностью. С одной стороны это означает, что одновременно с этим и слитно осуществлять материальные и духовные методы освоения мира.

Можно сказать, что искусство не только отображает действительность, но и показывает в полной степени ее потенциал, который имеет более существенное содержание, нежели внешние проявления. И он же и дает возможность входить в будущее настоящему, поскольку указывает направление человеческих желаний и стремлений, обнажает неучтенные потребности и показывает на нереализованные желания, но требует своего осуществления.

Эстетическое сознание регулирует поведение человека. Это отличие от норм морали в том плане, что оно ориентировано на конкретное поведение личности посредством художественно-образных средств, которые задают настрой на жизнь. Настрой этот состоит в чувственно-эмоциональной основе образа, суть которого – почувствовать и пережить невидимое, но воображаемое, почти реальное содержание и тем связать его с идеалом прекрасного или безобразия. А такое восприятие необходимо для того, чтобы понять произведения искусства. Однако не стоит забывать, что многое зависит и от вкуса самого человека. Необходимо помнить, что искусство – это творческий тандем: исполнителя и потребителя.

Из этого следует то обстоятельство, что не достаточно для искусства быть красивым и совершенным, оно должно еще и быть действенным. Кроме того, нужен и оппонент, который бы помог ему совершенствоваться. В этом процессе возникнет человек, способный создавать себя по законам красоты и осваивать мир опираясь на них.

Сферы духовной культуры

Есть большое количество форм, через которые выражается духовная культура и к основным вариантам можно отнести.

  1. Миф
    – исторически самая первая форма культуры. Человек использовал мифы, чтобы соединить людей, природу и общество.
  2. Религия
    как форма духовной культуры подразумевает отделение людей от природы и очищение от страстей и стихийных сил.
  3. Нравственность
    – самооценка и саморегуляция человека в сфере свободы. Сюда можно отнести стыд, честь и совесть.
  4. Искусство
    – выражает творческое воспроизведение реальности в художественных образах. Она создает некую «вторую реальность», через которую человек выражает жизненные переживания.
  5. Философия
    – особый тип мировоззрения. Выясняя, что включает в себя сфера духовной культуры, нельзя упустить из внимания философию, выражающую взаимосвязь человека с миром и его ценности.
  6. Наука
    – используется для того, чтобы воспроизвести мир, используя существующие закономерности. Тесно контактирует с философией.

Народная культура

Элементы этого вида культуры не имеют конкретного автора. Они существуют на протяжении длительного времени в устной форме. При этом они могут меняться, искажаться в зависимости от того, каким образом идёт передача. Например, одна и та же народная песня, известная на территории России, может отличаться по содержанию в разных регионах страны.

Произведения народной культуры ориентированы на широкую аудиторию. Они доступны и понятны для восприятия большинству людей. Темы, которые они поднимают, близки многим. Часто эти элементы культуры носят поучительный смысл, воплощают идею народного единства.

Примерами таких произведений являются пословицы и поговорки, песни, сказки, былины, легенды и мифы. Они помогают составить представление об историческом и культурном наследии народа.

Рис. 2. Выступление ансамбля песни и пляски.

↑ Материальная и духовная культура

В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.

Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека — это предметы ремесел, техника, здания и сооружения, орудия труда и т. д.

Иными словами, это все материальные предметы, которые созданы руками человека. Предметы материальной культуры постоянно используются людьми, и в ходе исторического процесса непрерывно совершенствуются.

Духовная культура — совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению — это все системы знаний и верований, нормы и ценности, которые накапливаются поколениями и передаются новым.

Кроме того, духовная культура включает в себя философию, этику, эстетику, право, религию, науку, искусство, литературу, мифологию, моральные и нравственные основы, правила обучения и воспитания.

Деление культуры на материальную и духовную условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно всё же существует.

Материальная и духовная культура настолько обширны, что были названы «второй природой», потому что также как и натуральная природа стала средой обитания человека, только не естественной, а искусственной. Материальная и духовная культура тесно взаимосвязаны.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: