RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

4. ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ

VII. СОЦИОЛОГИЯ (Продолжение). СОЦИАЛИЗМ И СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕХЧЛЕННОСТЬ

3. Пролетариат и классовое сознание

Пролетариат и буржуазия

696. "Пролетарий, который действительно включен в новый хозяйственно-экономический импульс, живeт в реальности, но в реальности только чувственно-наглядного порядка. ... Со времени изобретения в XVIII в. прядильной машины и механического ткацкого станка изменилось всe народное хозяйство. И в существенном возникновение новейшего пролетариата полностью связано с появлением механического ткацкого станка и прядильной машины. Он, таким образом, — творение нового времени. И это существенно. Буржуа не есть творение нового времени, но пролетарий — творение. Ибо существовавшее раньше, если его сравнить с пролетариатом нового времени, не было пролетариатом; это был какой-нибудь отдельный член старого патриархального устройства, а оно абсолютно отлично от того, что является распорядком, строем в эпохе машин. Пролетариат был введeн в нечто, полностью вырванное из живой природы, — в чисто механическое. Он был полностью предоставлен работе в области чувственно-воспринимаемого, но он жаждал иметь определeнное миросозерцание, и он пытался сконструировать себе весь мир наподобие того, как было сконструировано всe то, во что он там был заключeн своим телом и своей душой, т.к. люди, в сущности, видят в строении мира сначала то, в чeм они находятся сами. ... Нет ничего странного в том, что пролетариат в строении мира видит большую машину, в которую он и сам включен. Таким же он хочет строить и социальный порядок: как большую машину". 185(4)



697. "Не работа как таковая рождает сегодня непосредственно стоимость, если мыслить народнохозяйственно, а то, что за неe получают на рынке товаров, куда товары поступают готовыми и включаются в циркуляцию через различные факторы. Так что при образовании народнохозяйственной стоимости в современном мире следует спрашивать ни о чeм другом, как о том, какова обстановка на товарном рынке для того-то и того-то. — В широком смысле следует так мыслить. Карл Маркс высказал то, что инстинктивно чувствовали люди, тяготевшие к пролетариату благодаря жизненным отношениям, благодаря их карме. ... Карл Маркс пришeл к формулировке того, что пролетарии чувствовали из своих инстинктов... что в современном производстве ... "рабочая сила" может быть оценена как товар. Человек покупает — так формулирует Карл Маркс — вишни, сорочки, лошадей и т.д., но так же, как товар, покупают и рабочую силу". Кто владеет средствами производства, землeй, тот продаeт зерно, костюмы, машины; неимущий вынужден продавать рабочую силу.
     "Но что это означает? Это означает, что необходимо подумать, как оплачивается товар. Его оплачивают, прежде всего, в соответствии с тем, что необходимо для его производства ... процесс циркуляции определяет стоимость товара. Но товар "рабочая сила" должен покупаться из его источника. Сам человек должен идти к тому, кто хочет еe купить. ... Из чего должно состоять возмещение, покупная цена товара "рабочая сила"? — Из стоимости изготовления. Здесь нужно подумать о том, сколько часов в день необходимо работать, чтобы рабочий ... мог содержать в исправности свою рабочую силу: питаться, одеваться и т.д. ... Необходимое для содержания в исправности рабочей силы, для порождения товара "рабочая сила" буржуа компенсирует. Он оплачивает питание, одежду, содержание семьи рабочего, если таковая имеется и т.д. Для этого, например, необходимо работать 5-6 часов. Но рабочий продаeт себя, и когда он себя продаeт, то через общий процесс обращения он вступает в необходимость работать больше 5-6 часов. Он тогда работает на предпринимателя. Тогда рождается прибавочная стоимость".
     Пролетарий говорит: "фабрикант может быть благотворителем, испытывать братские или какие-либо иные человеческие чувства, но он при этом не может ничего иного — к тому его принуждает историческое развитие, — как только покупать товар "рабочую силу" за стоимость еe воспроизводства, а остальное по-своему вводить в процесс обращения. — Поэтому пролетарий не придаeт никакой цены социальному мышлению, когда проповедуют мораль, когда спекулируют на импульсах братства, а дело заключается в том, что предприниматель не может ничего иного, как сгребать прибавочную стоимость".
     "Принадлежащий к касте пролетариата вступает в борьбу с имущим классом, ибо они враги через сам исторический процесс". Пролетариат хочет соучаствовать в прибавочной стоимости, "хочет сам стать предпринимателем, хочет как пролетарий, как компаньон, коммунистически владеть средствами производства". Лишь тогда прекратится классовая борьба. — Так думает пролетарий. И этой проблемы не решить, не обратясь к трeхчленному человеку. "Но, разумеется, если сегодня вы заговорите с пролетарием, как я говорю с вами после 18-тилетней подготовки, то он не поймeт вас и высмеет. Вы должны говорить с ним на его языке. А для этого, естественно, вы прежде сами должны овладеть предметом, а затем иметь добрую волю перейти на язык, понятный там". 185-а(5)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru