RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

4. ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ

VII. СОЦИОЛОГИЯ (Продолжение). СОЦИАЛИЗМ И СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕХЧЛЕННОСТЬ

3. Пролетариат и классовое сознание

Пролетариат и буржуазия

Пролетарское движение в действии

Истинная природа пролетарского движения

684. На Теософском конгрессе в Чикаго в 1892 г. Анни Безант сказала: Много лет, много времени я посвятила размышлениям о социальном вопросе и "должна сказать, что один час духовной энергии, посвященной благу людей, приносит в сто крат большие плоды, чем годы работы в материальном мире". 34, с.436



685. "Этическая, моральная жизнь потому стоит перед нами пламенеющим вопросом, что мы живeм в век, когда этическое одновременно является и социальным; социальный же вопрос всякий может ощутить как пламенеющий". 78, с.103



686. Существует определeнное стремление построить такой социальный строй, который стал бы раем на Земле или принeс бы всем возможность вести счастливую жизнь. Это называют "решением социальных вопросов". "Так вот, в отношении этого решения социальных вопросов необходимо, чтобы представитель Духовной науки, не предающийся иллюзиям ни в какой сфере, но считающий себя обязанным всегда пробиваться к действительности, также и здесь не предавался никаким иллюзиям. Ибо именно в этой сфере часто случается так, что человек, стремящийся к подобным вещам, пребывает на точке зрения, не свободной от иллюзий ... содержащей в себе основную иллюзию, будто социальные вопросы можно решать.
     Это происходит до некоторой степени оттого, что наше время не имеет ни малейшего понятия о разнице между физическим планом и духовным миром ... принимает физический план за единственный мир. ... Но тому, кто рассматривает мир имагинативно ... физический план являет себя таким, что о нeм можно сказать: в нeм нет никакого совершенства, а лишь одно несовершенство. Поэтому об окончательном решении социальных вопросов невозможно говорить". Однако не следует делать вывод, что всe надо оставить как есть, "предоставить всему старому вздору возможность существовать и далее. Дело обстоит так, как при качании маятника: сила, которая отклоняет его в одну сторону, становится силой, которая затем отклоняет его в другую сторону. ... Так происходит и в исторической жизни. ... То лучшее, чего вам удаeтся добиться на физическом плане, само вызывает через некоторое время силы, которые его же и уничтожают. И дела человеческие обстояли бы совсем иначе, если бы был распознан этот неумолимый закон исторического развития. ... И если хотят дать абсолютный ответ на вопрос: какой должна быть социальная жизнь? то правильно сделают, спросив при этом: что должно быть сделано для нашего времени? Чего требуют импульсы именно 5-ой послеатлантической эпохи? ... Человек работает против действительности, когда считает, что с помощью абстрактно-абсолютных идеалов в ней можно сделать что-то полезное". 186(3)



687. "Лишь как неудачная, невозможная попытка, как последняя, я бы сказал, безнадeжная война, идущая к своему концу волна человечества, стоит то, что называют социализмом. Он не может принести действительно позитивных перемен. Чего хотят достичь с его помощью, может быть достигнуто только через живое действие; одной колонны силы недостаточно. Социализм не может больше орудовать с неживыми силами. Идеи французской революции — свободы, равенства, братства — были последними идеями, истекшими из неживого. Бесплодны все стремления, остающиеся в этой колее. Ибо сегодня в мире существует большая беда, огромное горе, с колоссальной мощью выражающееся в том, что называют социальным вопросом, и здесь орудовать с неживым больше нельзя. Для этого необходимо королевское искусство (выраженное тремя королями гeтевской "Сказки"), учрежденное символом Святого Грааля". 93(20)



688. "Одно направление символизирует расхожий, тривиальный, или ленинский, социализм, не тот социализм, на который держит курс современное человечество. ... Все три (изображенные) вещи взаимосвязаны. В жизни они должны действовать вместе". Все три эти вещи представлены в скульптурной группе. Люциферическую и ариманическую односторонности уравновешивает Представитель Человечества. 180(12)



3. Пролетариат и классовое сознание

689. "Я говорю о пролетариате не просто исходя из изучения, ибо сам я вышел из пролетарской среды и сам знаю, как живeт и думает пролетариат в разных областях". 185-а(2)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru