RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

4. ЭПОХА ДУШИ СОЗНАТЕЛЬНОЙ

VII. СОЦИОЛОГИЯ (Продолжение). СОЦИАЛИЗМ И СОЦИАЛЬНАЯ ТРЕХЧЛЕННОСТЬ

3. Пролетариат и классовое сознание

Пролетариат и буржуазия

Пролетарское движение в действии

Истинная природа пролетарского движения

3. Пролетариат и классовое сознание

689. "Я говорю о пролетариате не просто исходя из изучения, ибо сам я вышел из пролетарской среды и сам знаю, как живeт и думает пролетариат в разных областях". 185-а(2)



Пролетариат и буржуазия

690. "Перед нами целый ряд характерных явлений развития человечества нового времени: непродуктивность, вхождение еле брезжущих, столь общих идей, которые ни на что продуктивное не претендуют, таких, как идеи национального импульса и т.д. И при всeм этом не прекращающийся прибой души сознательной. А теперь характерное явление попадания в тупики, повсюду — попадание в тупики. Потому что большая часть того, о чeм сегодня договариваются, что сегодня предпринимается людьми, является у них загоном самих себя в тупик. И опять дальнейшее характерное явление: стремление подавить в сознании то, что как раз должно быть развито как сознание. Ибо нет ничего характернее, чем факт подавления сознания у современного т.наз. образованного слоя населения в отношении истинного положения вещей в т.наз. пролетариате". 185(2)



691. "Пролетариат унаследовал всe то, что буржуазия произвела в отношении мышления и представлений. Только пролетариат стоит в ином отношении к миру и извлекает из этого другие следствия. Происхождение того, что делают большевики, следует искать в сегодняшнем университетском образовании, в существе того образования, которое основала именно буржуазия. Поэтому сначала необходимо самому пролетариату понять, что он питается не годящимися в пищу отбросами буржуазного мышления и хочет вызвать движение, которое не имеет силы уже потому, что происходит из неплодотворного мышления буржуа". 185-а(2)



692. "Что пролетарий перенимает у вышестоящей буржуазии — есть наука, буржуазная наука. ... И как буржуазия демократизирует милитаризм дворянства, так пролетарий популяризирует перенятую со слепой верой у буржуазии науку. ... Отсюда вы видите, что пролетариат в мышлении наследует всe то, что рождается именно в отношении человеческого мышления, в отношении человеческой научности. Это исключительно важный факт для ближайшего будущего, и будет бесконечно важно эти вещи иметь в виду".
     "Что дворянин есть в некотором роде исполнительная власть по отношению к старым долгам — это познание должно вести к чувству ответственности по отношению к тому, что сегодня должно произойти благодаря пролетариату. Ибо, в конце концов, всe происходящее через пролетариат в широком объeме окольным путeм, через духовную жизнь, вызывается буржуазией. Чтобы последнее проницательно понять, нужно попытаться принять во внимание среднее положение буржуазии между дворянством и пролетариатом". 185-а(3)



693. Обыватель-профессор, конечно, думает о себе как о весьма умном человеке; и вот, когда он начинает заниматься Кантом и наконец понимает его, то говорит: мне стоило большого напряжения понять Канта, мне — незаурядному, избранному человеку. Так, конечно же, и Кант — избранный человек. "Нечто подобное происходит и с пролетарием в отношении его понимания К.Маркса, который был очень остроумным человеком. Его понимание связано с трудностями. Пролетарий напрягается больше, чем склонен это делать средний обыватель, когда читает пролетарские книжки. Пролетарий напрягается больше, чтобы понять своего Карла Маркса; и именно поэтому он и ценит его, ибо это стоило ему большого напряжения сил".
     "Буржуа не имеет совсем никакого интереса к какому-либо глубокому мировоззрению, в то время как пролетарий пылает интересом к вопросам мировоззрений. ... тупости в этом классе населения очень мало". 185(4)



694. "Как раз в среде буржуазии сложилась привычка рассматривать наслаждение как нечто само собой разумеющееся. Но наслаждение совсем не должно рассматриваться как нечто само собой разумеющееся. Напротив, следует рассматривать как социальный грех то наслаждение, которое не возмещено эквивалентным ему вкладом в общество в той или иной форме". 186(2)



695. "Буржуазная жизнь развивает антисоциальные импульсы уже одним тем, что она, в существенном, сводится к развитию тех сфер жизни, которые нравятся, в которых можно пребывать спокойно. ... (желают) согласно особенностям нашей эпохи создать жизненный остров на экономической основе, на котором можно было бы спать в отношении всех взаимосвязей современности, за исключением особенных жизненных привычек, которые буржуа развивает согласно субъективным симпатиям и антипатиям. И буржуа, он может благодаря этому очень много спать. Но он стремится не к тому сну, к которому стремится пролетарий, который постоянно удерживается в бодрственном состоянии благодаря тому, что его сознание не усыпляется на экономической основе; он не тоскует по сну социального строя. ... Обладание усыпляет; необходимость бороться в жизни — пробуждает. Засыпание через обладание способствует развитию антисоциальных импульсов, поскольку человек не томится по социальному сну. Постоянная нужда в заработке развивает страстное желание сна в социальных взаимосвязях". 186(4)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru