Духовная культура: ключ к гармонии и внутреннему покою

Духовная и материальная культура

Несмотря на то что культура – это сложное, комплексное явление, есть традиция разделять ее на материальную и духовную. К области материальной культуры принято относить все результаты деятельности человека, воплощенные в различных предметах. Это мир, окружающий человека: здания, дороги, бытовая утварь, одежда, а также разнообразная техника и технологии. Сферы духовной культуры связаны с производством идей. К ним относятся теории, философские учения, нормы морали, научные знания. Однако зачастую такое деление является чисто условным. Как, например, разделить произведения таких видов искусства, как кино и театр? Ведь спектакль соединяет в себе идею, литературную основу, игру актеров, а также предметное оформление.

Философия как сфера духовной культуры

Философия – древнейшая интеллектуальная деятельность человека. Как и другие сферы духовной культуры, она вырастает из мифологии. Она органично сочетает в себе черты религии, искусства и науки. Философы удовлетворяют важную потребность людей в обретении смысла. Главные вопросы бытия (что есть мир, в чем смысл жизни) получают в философии различные ответы, но позволяют человеку избирать свой жизненный путь. Важнейшие функции ее – мировоззренческая и аксиологическая, она помогает человеку выстроить собственную систему взглядов и критериев оценки окружающего мира. Также философия выполняет гносеологическую, критическую, прогностическую и воспитательную функции.

Религия как сфера духовной культуры

Первой из мифологического мировоззрения выделяется религия. Все сферы духовной культуры, в том числе религия, представляют собой особый свод ценностей, идеалов и норм, которые служат ориентирами в жизни человека. Вера является базой для миропонимания, особенно для человека древности. Наука и религия – два антагонистических способа объяснения мира, но каждый из них представляет собой систему представлений о том, как был создан человек и все, что его окружает. Специфика религии состоит в том, что она апеллирует к вере, а не к знанию. Главная функция религии как формы духовной жизни — мировоззренческая. Она задает человеку рамки миропонимания и мировосприятия, придает смысл существованию. Также религия выполняет регулятивную функцию: управляет отношениями людей в обществе и их деятельностью. Кроме этих вера выполняет коммуникативную, легитимирующую и культуротранслирующую функции. Благодаря религии появились многие выдающиеся идеи и явления, она явилась источником концепции гуманизма.

Основные сферы

Из мифологии со временем вырастают все сферы духовной культуры. Мир человека эволюционирует и усложняется, и вместе с тем происходит усложнение информации и представлений о мире, выделяются специальные области знаний. Сегодня вопрос о том, что включает в себя сфера духовной культуры, имеет несколько вариантов ответа. В традиционном понимании в нее включают религию, политику, философию, мораль, искусство, науку. Есть также более широкое представление, согласно которому в духовную сферу включается язык, система знаний, ценностей и планов человечества на будущее. В наиболее узкой трактовке к сфере духовности относят искусство, философию и этику как область формирования идеалов.

Мораль как сфера духовной культуры

Нравственно-духовная культура – это основа регуляции взаимоотношений между людьми в обществе. Мораль – это система ценностей и представлений о том, что есть зло и добро, о смысле жизни людей и принципах их взаимоотношений в обществе. Нередко исследователи считают этику наивысшей формой духовности. Мораль – специфическая сфера духовной культуры, и ее особенности обусловлены тем, что она является неписаным законом поведения людей в социуме. Она представляет собой негласный общественный договор, согласно которому все народы считают наивысшей ценностью человека и его жизнь. Главными общественными функциями морали являются:

— регулятивная — эта специфическая функция состоит в управлении поведением людей, причем над ними не довлеют никакие институты и организации, контролирующие человека. Выполняя моральные требования, человек мотивируется уникальным механизмом под названием совесть. Нравственность устанавливает правила, которые обеспечивают взаимодействие людей-

— оценочно-императивная, т. е. функция, которая позволяет людям понять, что есть добро, а что зло-

— воспитательная — именно благодаря ей формируется нравственный облик личности.

Также этика выполняет ряд таких социально-значимых функций, как познавательная, коммуникативная, ориентирующая, прогностическая.

Продукты духовной культуры

Мыслительная деятельность

Интеллектуальная деятельность людей — продукт духовной культуры. Представления об интеллекте очень различны и в известной мере отражают ценности того или иного общества.

В англоязычных странах это понятие включает в себя определенный набор умений, способностей и знаний; в целом оно характеризует умственные способности индивидуума.

При этом в некоторых языках нет даже слова, которое обозначало бы интеллект в западном понимании. У ряда народов существуют понятия, по содержанию очень близкие к европейскому определению интеллекта. Например, у китайцев это «обладание хорошим умом и талантами», передаваемое одним иероглифом и часто связанное со способностью к подражанию, с настойчивостью и социальной ответственностью.

У народности баганда в Южной Африке есть слово «обугези», обозначающее соединение умственных и социальных навыков; подразумевается также развитие таких черт личности, как твердость характера, осторожность и дружелюбие. В России, согласно исследованию Н.Л. Смирновой, важны морально-этические характеристики интеллекта, т

е. по-настоящему умный человек обязан быть добрым. Подобный взгляд на интеллект распространен и в Японии.
Мыслительные процессы, в частности, логические, одинаковы у всех людей. Но содержание этих процессов, т. е. то, о чем человек думает, а также исходные посылы, которые считаются истинными либо ложными в данной культуре, и научные представления о мире могут быть совершенно разными

В России, согласно исследованию Н.Л. Смирновой, важны морально-этические характеристики интеллекта, т. е. по-настоящему умный человек обязан быть добрым. Подобный взгляд на интеллект распространен и в Японии.
Мыслительные процессы, в частности, логические, одинаковы у всех людей. Но содержание этих процессов, т. е. то, о чем человек думает, а также исходные посылы, которые считаются истинными либо ложными в данной культуре, и научные представления о мире могут быть совершенно разными.

Творческая деятельность

Немецко-американский психолог Эрих Фромм полагал, что творчество — родовая черта людей, отличающая их от остальных живых существ. Предметом творчества могут быть не только произведения искусства и изобретения, но и сама человеческая жизнь. В творчестве личность изменяется, обогащается и развивается. По сравнению с творческой деятельностью все иные формы самореализации, например, достижение богатства или власти, выглядят гораздо менее значимыми.

Креативная деятельность

В конце XIX века возникла тенденция противопоставлять художественное и научно-техническое творчество. Например, французский философ Анри Бергсон сознательно возвысил художественное искусство в ущерб науке и технике: творчество для него — непрерывное рождение нового, сущность жизни, наука и техника лишь комбинируют старое и не способны дать абсолютное знание о мире. В то же время прагматически настроенные мыслители подходили к творчеству, как к изобретательству, цель которого — решение конкретных жизненных задач.

В XX веке выделили понятие более широкое, чем творчество — креативность. Проявлять креативность в своей работе может и повар, и токарь, и слесарь. Креативная деятельность невозможна без опоры на творческое мышление, но при этом является проектно ориентированной, т. е. нацелена на результат, и опирается не на интуицию, а на деятельность сознания.

Креативность прямо не связана с интеллектом. Более того, творческие личности нередко хуже решают простые, шаблонные интеллектуальные задачи, чем прочие испытуемые.

В тестах на выявление креативности измеряют выраженность следующих способностей:

  • установление сходства идей, объектов и процессов;
  • использование различных стратегий решения проблем, отыскание разных углов зрения;
  • перенесение уже известных методов в новые ситуации;
  • определение очередности заданий и соответствующее выполнение их;
  • проявление воображения, оригинальности и изобретательности;
  • нахождение новых способов использования объектов и новых проблем.

Наука как сфера духовной культуры

Самой поздней образовавшейся сферой духовной культуры стала наука. Ее формирование происходит достаточно медленно, и она призвана в первую очередь объяснять устройство мира. Наука и религия являются формами преодоления мифологического мировосприятия. Но в отличие от религии наука является системой объективных, верифицируемых знаний и строится по законам логики. Ведущая потребность, которую удовлетворяет человек посредством науки, — познавательная. Человеку свойственно задаваться различными вопросами, и поиски ответов порождают науку. Науку от всех прочих сфер духовной культуры отличает строгая доказательность и проверяемость постулатов. Благодаря ей формируется общечеловеческая объективная картина мира. Основными социальными функциями науки являются познавательная, мировоззренческая, практико-преобразующая, коммуникативная, воспитательная и регулятивная. В отличие от философии, наука базируется на системе объективных знаний, которые проверяемы в ходе экспериментов.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Поделись в соцсетях:

Оцени статью:

  • 100

Духовная культура общества

Базовое истолкование понятия культура связано с представлением о возделывании человеком земли (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание). В дальнейшем постепенно происходило расширение смысла данного термина. В целом процесс осмысления и содержательного наполнения понятия «культура» отражал разнообразные стороны становления человека, его сознания.

Первоначально исследователи отождествляли культуру со всем, что сотворено человеком. Отсюда — распространённая формулировка: «Культура есть всё, что не есть природа». Однако позже сферу культуры стали истолковывать одновременно и как формы человеческого поведения и общения. Следующий шаг был связан с осмыслением культуры как особой стороны социальной жизни, которая заключается в порождении и передаче от поколения к поколению важнейших ценностей, «культурных кодов». Культурный код — своего рода ключ к пониманию данного типа культуры; это уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков. Культурный код нации помогает понимать её поведенческие реакции, устойчивые представления, определяет народную психологию.

Вы уже знаете, что состав культуры позволяет выделить в ней материальную и духовную культуру. К области материальной культуры относят вещественные плоды человеческой деятельности. Сферу духовной культуры составляют нравственные ценности, мировоззренческие установки, научные знания, религиозные представления, эстетические образы и другие плоды духовной деятельности человека. Многие столетия они существовали лишь в сознании людей, передавались изустно или закреплялись в традициях. Постепенно сложились упорядоченные области духовной культуры, важнейшие среди них — образование, наука, религия, искусство. Эти области можно считать социальными институтами, так как они ориентированы на удовлетворение основных потребностей людей и запросов общества, имеют свои функции, включают организации и учреждения.

Так, наука — это особый вид деятельности человека, которая имеет своей целью познание окружающей действительности для использования его результатов в совершенствовании материальной и духовной жизни. Усилия науки направлены на познание природы, человека, общества. Для полноценного функционирования науки в обществе организуется специальная система научных институтов: научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование, система накопления, хранения и использования полученной информации. Область науки оказывает большое влияние на систему образования. От умелой организации системы образования зависит уровень подготовки будущих специалистов; здесь важны отработанные принципы профессиональных требований.

Современные исследователи включают в духовную культуру способы деятельности человека — навыки, приёмы, «интеллектуальный инструментарий» эпохи. И, наконец, важнейшим компонентом духовной культуры является историческое преобразование самого человека: обретение ценностных ориентиров, развитие творческих и интеллектуальных способностей, дифференциация его чувств, утончение и шлифовка вкусов. Таким образом, духовная культура — это область человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества, а также система знаний, навыков, умений, обретённых духовных ценностей и мировоззренческих установок.

Заметим, что индивидуальность человека складывается в искусстве достаточно поздно: лишь на излёте эпохи Возрождения, т. е. в конце XVI в. Позже, в XVII в. человек уже начинает осознавать свою неповторимость, самобытность, особенность душевного склада. Долгое время в истории человечества господствовал традиционный тип культуры. Считалось нормальным наследовать традиции предков, а также следовать всем нормам общности, к которой ты принадлежишь. С началом Нового времени начинает развиваться новационный тип культуры.

К числу важнейших особенностей духовной культуры новационного типа следует отнести такие её свойства, как способность к самообновлению, постоянному порождению новых форм и способов удовлетворения интересов и потребностей людей, адаптирующих культуру к меняющимся условиям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: