Духовная сфера: основа общества

Энтомологический кабинет

В нашем энтомологическом кабинете насчитывается около 30 тысяч экземпляров!

Здесь вы увидите тропических бабочек, гигантских жуков, пауков-птицеедов, палочников, муху цеце и других насекомых со всего мира.

Тропические чешуекрылые бабочки разных размеров и окраски ослепляют своей красотой. От гигантских птицекрылов до маленьких голубянок – все бабочки словно живые восхищают своими яркими расцветками!

В витринах вы познакомитесь с самыми крупными жуками: жук – Геркулес (Dynastes hercules) – самый крупный жук в мире, достигают 18 см. жук-великан Голиаф (Goliathus)- самый тяжелый, его вес достигает 50 г. Из тропиков южной Америки привезен жук дровосек-титан (Titanus-Giganteus). Длина тела без усиков до 18 см. Впечатляет и крупная тропическая многоножка – среднеземноморская сколопендра (Scolopendra cingulata). Укус такой гигантской сколопендры может быть роковым даже для человека.

Фундаментальная научная библиотека

С середины 1990-х годов стараниями Настоятеля Свято-Алексиевской Пустыни, о. Алексия (в то время иерей Алексий Василенко) были организованы Гимназия и естественнонаучный музей. Тогда же появилась и библиотека. Первым ее собранием стала личная библиотека Настоятеля, который перевез из Санкт-Петербурга и предоставил ее в общее пользование. В ней была богословская и богослужебная литература, а также литература античных авторов, труды по литературоведению, лингвистике, искусству и др.

Дальнейшее комплектование фондов осуществляется по нескольким направлениям – многочисленные дары паломников, литература из обменных фондов московских, петербургских и других библиотек, покупка учебной и методической литературы для Гимназии и так далее. Регулярно идет выписка периодических изданий для детей и взрослых.

Комплекс Фундаментальной научной библиотеки Обители объединяет несколько различных по тематике, целевому и возрастному назначению библиотек. Их разнообразие определяется задачами и особенностями устройства жизни в Обители. Священнослужители, на которых возложена миссия неукоснительного соблюдения правил, для решения задач осуществляют задачи духовного роста детей и взрослого населения, располагают хорошо подобранным фондом богословской и богослужебной литературы, Гимназия и Кадетский корпус располагают учебными библиотеками, Детская школа искусств пользуется фондами Арт-библиотеки. Для музеев также имеется специальная литература, необходимая для формирования коллекций и экспозиций. Для досуговых мероприятий также имеется фонд Медиатеки, располагающий аудио-видео материалами, включающими фильмы православной тематики, художественные кинофильмы для детей и взрослых, а также документальное и научно-познавательное кино.

За прошедшие годы создалась и укрепилась определенная структура библиотеки, в которой отражены направления интересов, тематические преференции, служащие целью обеспечение жизни Пустыни и ее развития. На сегодняшний день в фондах библиотеки Обители собрано несколько сотен тысяч книг по всем школьным дисциплинам и методике преподавания. В фонде библиотеки присутствуют собрания сочинений и отдельные прозаические и поэтические произведения отечественной и зарубежной художественной литературы. Кроме того, есть литература по многим отраслям науки и в меньшей степени – по технике, отличная подборка отечественных и зарубежных общих и отраслевых энциклопедий, словарей, справочников для детей и взрослых. Собран и систематизируется фонд богословской литературы. Раздел периодических изданий включает подборки отечественных научных и популярных и детских изданий с большой ретроспекцией, например с 1930 по 1990-е гг. и более поздние годы. Редкие и ценные издания XVIII– начала XX вв., находятся в Отделе редкой книги. В этом же отделе и частично в новом Музее размещены мемориальные библиотеки российских ученых, переданные их родственниками в Обитель на хранение.

Фонд

  • 1300 рукописей;
  • 10 000 книг, изданных до 1826 года;
  • более 350 тыс. книг на 130 языках.

В соответствии с концепцией образовательной и научно-исследовательской деятельности Академии основными направлениями комплектования Библиотеки являются богословие, библеистика, филология, церковная история, философия, церковное искусство и церковно-практические дисциплины. Кроме этого фонды Библиотеки включают в себя издания, архивы и документы, которые обеспечивают потребности текущих образовательных программ, а также способствуют всестороннему развитию и образованию учащихся МДА и повышению квалификации членов профессорско-педагогической корпорации.

Библиотека создала и продолжает развивать электронный каталог АБИС «ИРБИС64» и АБИС «OPAC-Global».

В АБИС «ИРБИС64» представлена большая часть библиотечного фонда, включая выпускные квалификационные работы МДА, видео- и аудиоматериалы. Продолжается работа по электронной каталогизации иностранной литературы, архивов и карт. Также создаются каталоги на некоторые рукописные фонды РГБ НИОР, РГАДА и ЦИАМ, имеющие отношение к МДА, ТСЛ и отдельным церковным персоналиям.

Продолжается работа над наполнением Электронной библиотеки. Доступ к электронному каталогу и к электронной библиотеке осуществляется на территории Московской духовной академии. Основной книжный каталог и 5000 электронных копий книг электронной библиотеки также доступны на сайте Библиотеки МДА http://libmda.ru/.

Внешние электронные ресурсы

Библиотека МДА имеет подписку на следующие электронные базы данных:

Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн»,    http://biblioclub.ru. Доступ осуществляется с любой точки локальной сети МДА без регистрации; при авторизации – с любой точки выхода в интернет по России.

Президентская библиотека, https://www.prlib.ru/. Доступ осуществляется с компьютеров Читального зала.

Национальная электронная библиотека, https://нэб.рф/. Доступ осуществляется с компьютеров Читального зала.

Обслуживание

Библиотека располагает современным Читальным залом, в котором имеются 36 рабочих мест с возможностью подключения ноутбуков, в том числе 8 рабочих мест, оборудованных компьютерами с возможностью поиска в Электронном каталоге, электронных базах данных и с доступом к Интернету.

В отделе Абонемента располагается Учебный фонд, документы которого запрашиваются без предварительного заказа. В зале Абонемента имеются 8 рабочих мест.

В зале Абонемента в настоящее время располагаются карточные каталоги: систематический, алфавитный, каталог иностранной литературы, каталог журналов и систематическая картотека статей.

Заказ литературы из основного книгохранилища осуществляется в Читальном зале и Абонементе. Выдача осуществляется через Читальный зал.

Правила пользования, категории читателей, перечень услуг, предоставляемых Библиотекой и график работы размещены на сайте Библиотеки www.libmda.ru в разделе меню «Обслуживание».

Студенты очного отделения, преподаватели и сотрудники Московской духовной академии, учащиеся Иконописной школы и Регентского отделения имеют свободный доступ ко всей литературе, имеющейся в фондах, и ко всем ресурсам, предоставляемым Библиотекой МДА.

Также доступ могут получить внешние пользователи, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью. Форму прошения для получения доступа можно найти здесь.

Адрес

141300, Московская область, г. Сергиев Посад

Троице-Сергиева Лавра, Московская духовная академия, Библиотека

Веб-адрес:              http://libmda.ru/

Телефон:                +7 (985) 743-4489

Заведующий Библиотекой МДА

С марта 2010 г. – игумен Дионисий (Шленов), профессор Московской духовной академии, кандидат богословия.

Окончил Московскую духовную семинарию в 1994 г., пострижен в монашество 27 марта 1998 г., рукоположен в сан иеродиакона 11 апреля 1998 г., рукоположен в сан иеромонаха 21 ноября 1998 г. В 1998 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Преподобный Никита Стифат и его богословские сочинения». С 1998 г. – преподаватель МДА и руководитель Греко-латинского кабинета МДА. С 2003 г. – заместитель главного редактора академического журнала «Богословский вестник». В 2006 г. удостоен сана игумена. С 2012 г. – заведующий профилем «Греческая христианская литература», открытом на базе кафедры Филологии МДА.

Зоопарк

На территории Свято-Алексиевской Пустыни существует небольшой зоопарк.

Он насчитывает несколько десятков видов крупных и мелких животных и птиц.

Дети любознательны, с энтузиазмом познают окружающий мир. Когда в любимых мультиках дети видят птиц и зверей, это всего лишь мифические образы. В Свято-Алексиевской Пустыни у детей уникальная возможность не только увидеть живых, самых настоящих павлинов, соколов, сов, филинов, но и поездить на лошадке-пони, погладить ослика, полюбоваться изяществом благородного оленя, покормить верблюда или понаблюдать как медведи купаются в своем «мини-бассейне»…. 

Наш мини-зоопарк это замечательное место для общения с животным миром, где дети и взросли получают о массу положительных впечатлений!

Слайд 11Шесть шагов к мудрости (Хинг Ши)Однажды, когда ученики попросили Хинг

Ши рассказать им о пути человека к мудрости, он сказал

им:– Путь человека к мудрости похож на путь шёлка, который берёт своё начало от гусеницы шелкопряда, постепенно превращаясь в прекрасную, крепкую ткань. Подобно гусенице, совершающей шесть шагов превращения в шёлк, проходит человек похожий путь к мудрости.– Как это? – изумились ученики. – Расскажи нам, Учитель.– Первый шаг – шаг рождения, – начал Хинг Ши. – Как и гусеницы, приходит человек в этот мир голым и беспомощным.Второй шаг – шаг накопления. До тех пор пока гусеница не выросла, для неё собирают листья тутового дерева, её оберегают от резких запахов и звуков. Так и человеку дарят свою заботу и знания те, кто его окружает. Подобно гусенице питается он тем, что сам не собирал, совершая свой второй шаг.Третий шаг – шаг кокона. После того как гусеница достаточно выросла, её пересаживают на специальную решётку, на которой она начинает плести шёлковые нити, постепенно обволакивая себя коконом. Человек же, взрослея, попадает на определённое ему в жизни место и начинает постепенно извлекать шёлковые нити взглядов, убеждений и выводов, со временем спутывая их и образуя вокруг себя свой мир, похожий на кокон. На этом этапе многие останавливаются, оставаясь до самой смерти на отведённом им месте, закутавшись в кокон своих убеждений и выводов, который дарит им призрачное благополучие и надежду на постоянство.

Слайд 12Четвёртый шаг – сложный шаг освобождения, шаг торжества нового над

старым, тогда происходит разрушение привычного образа жизни. Совершая этот шаг,

гусениц убивают паром, а коконы их осторожно разворачивают. Человек же, решившийся на четвёртый шаг, прежде всего уничтожает в себе бездеятельную гусеницу, а затем начинает постепенно преобразовывать кокон своих убеждений и выводов в ещё тонкие, но уже не спутанные, нити познания.Пятый шаг – шаг закрепления, заключается в том, что несколько тонких, легко рвущихся нитей связывают в одну, более прочную шёлковую нить

Человек, делая этот шаг, укрепляет и связывает воедино свои нити познания, получая в результате то, что мы называем мудростью.Тут Янг Ли, один из учеников мудреца, не выдержав, спросил:– Учитель, а для чего же тогда существует шестой шаг, если мудрость достигается уже на пятом?– Шестой шаг – шаг соединения и гармонии, – ответил мудрец, – когда крепкие, сильные нити сплетаются воедино, образуя прекрасный гладкий шёлк. Человек, делая этот шаг, вплетает нить своей мудрости в общее полотно, тесно переплетая его с нитями чужой мудрости, поддерживая и укрепляя их.– Значит, на этом шаге мудрость укрепляется, так же как и на пятом, – сказал Янг Ли.– Но только на шестом она начинает приносить плоды, – улыбнулся Хинг Ши.

Искусство и его функции Особенности современного искусства

Определение слова «искусство» предполагает отражение действительности посредством образов. Оно не стремиться к точности и достоверности информации и носит субъективный характер.

К базовым функциям искусства относятся:

  • преобразовательная – изменяет общество и природу благодаря действиям;
  • художественная – отражение мира;
  • воспитательная функция искусства нацелена на формирование у молодого поколения чувств и стимуляцию эмоций;
  • рекреационная – организация отдыха и досуга людей.

Современное определение термина «искусство» связано с указанными функциями и многообразием видов и форм.

Виды искусства представляют собой сложившиеся в рамках истории, формы проявления деятельности людей. К ним относятся:

  • литература;
  • музыка и танец;
  • живопись;
  • архитектура;
  • театр, цирк и кино.

Эстрада как вид искусства представляет собой зрелищное сценическое выступление артистов.

К особенностям современного искусства относятся:

  1. Появление новых художественных форм, например, графика, в том числе и компьютерная, радио, искусство и тому подобное.
  2. Смешение жанров, например, в кинофильмах и музыке. В качестве частного примера можно привести фильм «Мстители», в котором есть элементы приключений, комедии, детектива.
  3. Отход от принятых ранее канонов и импровизация.

Виды современного искусства отвечают на запросы молодого поколения – они быстрые, яркие, наполненные смыслом.

Словарь

1. Канон – неизменная традиционная совокупность норм и правил.

2. Импровизация – вид искусства, который создается непосредственно перед зрителем; неожиданное творение.

Слайд 20ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ(второй вариант)сложная для восприятия (культура избранных)авторскаядо середины ХIХ века

была доступна только элите обществаКЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА, ЖИВОПИСЬ, ТЕАТР

(ОПЕРА, БАЛЕТ, ДРАМАТИЧЕСКИЙ СПЕКТАКЛЬ)

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ И ТАНЦЫ, СКАЗКИ, ПРЕДАНИЯ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ и т.п.

легкая для восприятияанонимная (автор – народ)существует в устной формедо середины ХIХ века потреблялась только социальными низами (народом)

КИНО, ПОП-МУЗЫКА, ПОП-АРТ, ТВ, РАДИО, СПОРТ, АНТРЕПРИЗА, МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА (бульварный роман, детектив, фэнтези и пр.), МОДА

ориентация на коммерческий успех и массовый спрос (развлекательность)отсутствие индивидуальности и эксклюзивностимасса вытесняет личность

Функции культуры

Перечислим основные функции культуры:

Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры.

Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.

Оценочная — дифференциация ценностей, обогащение традиций.

Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества к каждому человеку во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).

Информативная — передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.

Социализация — усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

Новые издания

Хренов, Николай Андреевич.Искусство в ситуации культурологического поворота: методологические поиски: монография. М. : Канон+ РООИ «Реабилитация», 2024. – 624 с.ISBN 978-5-88373-813-4

Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Выпуск 9. Ред.-сост. В. В. Иванов. М. : Артист. Режиссер. Театр, 2024. – 432 с.: ил.ISBN 978-5-87334-152-8

Сальникова, Екатерина Викторовна.Авантюрное пространство Великого Немого: настроения и подтексты. М. :  Канон+ РООИ «Реабилитация», 2024. – 456 с., ил.ISBN 978-5-88373-811-0

«Невидимая величина». А. В. Сухово-Кобылин: театр, литература, жизнь. Ред.-сост. О. Н. Купцова, Е. Н. Пенская. Отв. ред. Т.В. Соколова. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2024. – 472 с. + 20 с. цв. вкл.ISBN 978-5-7598-2668-2

Художественный мир А.Н. Островского. Литература и театр, традиции и новаторство: к 200-летию со дня рождения писателя. Ред. Е.Е. Дмитриева, О.Н. Купцова, М.В. Черкашина. М. : Альпен-Принт, 2023. – 190 с., илл.ISBN 978-5-6050293-2-8

Религия: определение, функции, мировые религии

Религия – это социальный институт, в основе которого вера в силы сверхъестественного происхождения. К базовым элементам культуры относятся:

  1. Идеология – систематизирование представления о мире и силах, действующих в нем.
  2. Культ – совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей. К примерам проявления культа относятся: богослужение, молитвы, милостыня, обряды и таинства.
  3. Иерархия – деление верующих в зависимости от их роли и приближенности к богу или богам. Например, миряне и клир (религиозные руководители).

Все религии допустимо подразделить по количеству богов на монотеизм (один) и политеизм (группа). Для ранних религиозных верований характерно преобладание политеистических религий.

В современном мире все религии допустимо подразделить на три направления. Рассмотрим их в таблице:

Функции религии:

  1. Мировоззренческая – формирование взглядов и принципов восприятия жизни.
  2. Коммуникативная – организация взаимодействия верующих друг с другом и с высшими силами.
  3. Компенсаторная – помогает в преодолении жизненных трудностей.
  4. Регулятивная – управляет поведением людей посредством социальных норм.
  5. Интегрирующая – объединение людей с общими взглядами и идеалами.
Like this post? Please share to your friends: