От мифологии к философии: эволюция мысли

Сходства и отличия философии и религии. реферат. философия. 2015-04-14

Введение

Чтобы понять суть какого-либо явления, важно знать, как оно возникло, на смену чему пришло, чем отличались его ранние стадии от более поздних, зрелых. Конкретные люди приходят к философским размышлениям разными путями

Но есть и путь, по которому человечество когда-то пришло к философии. Чтобы раскрыть специфику философии, важно, хотя бы в общих чертах, представить этот путь, обратившись к первым шагам, истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному мировоззрению как предпосылке философии. В отличие от мифологии и религии, философия в объяснении мира и человека опирается не на веру, а на силу разума, на его способность научно исследовать действительность, в результате чего она становится основой научного мировоззрения.

Религия, как и философия, является мировоззрением, хотя и специфическим, и в то же время включает в себя определенное поведение и поступки, которые основаны на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое является “священным”, сверхъестественным, неподвластным пониманию человеческого разума.

“…Всякая религия, – отмечал Ф. Энгельс, – есть не что иное, как фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражение, в котором земные силы принимают форму неземных”.

Религия появляется в истории человечества вместе с осознанием человеком самого себя и его противостоянием окружающей действительности. Долгое время считалось, что религия – это продукт невежества первобытного человека, который не знал законов природы и испытывал страх перед неизвестным. Традиционно возникновение религиозных представлений о мире связывают с процессом обожествления природы, которая выступает по отношению к человеку как всемогущее, высшее, неподвластное ему начало, требующее поклонения. Если говорить более конкретно, то представления первобытных народов о духах, духах и богах, как правило, выражались в мифологической форме, а основными сюжетами мифов были такие природные явления, как солнце и луна, небо и земля, море и огонь, звезды и ветер и т.д. Следует иметь в виду, что создание человеком мифов было его первым шагом на пути к творчеству и познанию самого себя.

Этим объясняется возникновение политеистических религиозных систем, в которых многие боги олицетворяют различные природные стихии, например, бог грома и молнии принимался за верховное божество древними греками (Зевс), римлянами (Юпитер), древними славянами (Перун).

Второй аспект

Первая исходит из утверждения, что философия — это наука. Этот взгляд берет свое начало от Ари­стотеля и характеризует философию как науку о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Эта позиция опирается на следующие аргументы:

  • философия имеет единые с наукой принципы освоения действительности: объективность, систем­ность, проблемность;
  • философия выполняет единые с наукой функции: позна­вательную, прогностическую, методологическую, мировоззрен­ческую, воспитательную и др.;
  • как и любая научная система знаний, имеет свои законы, свой кате­гориальный аппарат;
  • имеет свой объект и предмет иссле­дования, представляет собой объективно истинное, систематизи­рованное и практически действенное знание о закономерностях развития мира, общества и человека.

Вторая точка зрения заключается в доказательстве того, что философия не является наукой в силу следующих ее характеристик:

  • выводы философии всегда гипотетичны, а научные знания должны быть точны, определен­ны и однозначны;
  • философия субъективна, ибо, сколько философов, столько и философий;
  • философские знания аксиологичны – они всегда содержат в себе оценку, которая не может не быть субъективной;
  • философские знания, как правило, нельзя ни подтвердить опытом, ни опровергнуть, поскольку эти знания абстрактны, предельно обобщенны;
  • в отличие от научных понятий категории философии неопределен­ны, многозначны, разные философы в одно и то же понятие вкладывают различный смысл (например, многозначно тракту­ются понятия материи, души, человека, мира, познания и т.д.).

Эти аргументы приводят к выводу о том, что фи­лософия — это не наука, а мировоззрение, модернизирован­ный миф или своеобразная религия.

Третья точка зрения сводится к тому, что философия и наука как две самостоятельные системы знаний взаимопереплетаются, взаимопроникают друг в друга, неразрывно связаны между собой. Таким образом, их противопоставление условно, философия одно­временно может рассматриваться и как научная, и как ненаучная система знаний.

4 стр., 1629 слов

Философия и мифология

… философии и мифологии до сих пор актуальны. 1. Мифология в философии Априори рассматривается миф, как сказка, как вымышленная правда, как часть истории, которая передала мысль первобытного человека … становления философии как отрасли духовной культуры. Если уподобить (что делали древние греки) философию древу, то любовь к мудрости – корень, из … Эпикура), мир беспредельно делим (Анаксагор), мир вообще …

На наш взгляд, справедлива точка зрения тех авторов, которые считают, что «в русле современного понимания сущности и особенностей философии можно утверждать, что философия — это научное мировоззрение. Или, другими словами, с одной стороны, это наука мировоззренческого, предельно общего, уровня, а с дру­гой – это мировоззрение, основывающееся на рациональном, научном знании».

Иными словами, философия отражает и выражает теоретическую сторону научного мировоззрения.

Как любая другая наука, философия является сферой познавательной деятельности, проявления творческих сил человека. Она обладает всеми необ­ходимыми признаками науки: имеет свой объект и предмет иссле­дования, представляет собой объективно истинное, систематизи­рованное и практически действенное знание о закономерностях развития мира, общества и человека.

Объектом изучения философии является весь окружающий нас мир во всем богатстве его проявлений. В мире нет ничего, что не могло бы стать объектом философского познания. Но это вовсе не означает, что философия претендует на решение всех научных проблем. Она решает лишь те вопросы, которые касаются ее предметной области, а потому не подменяет собой другие науки.

Предмет философии обусловлен тем, что она изучает лишь наиболее общие связи и отношения человека с миром, природой, общест­вом и самим человеком, а также возможности и общие проблемы познания этих связей. Исследуя всеобщие связи человека с окружающим миром, философия выявляет и формулирует всеобщие законы развития природы, общества и человека с его духовным миром.

Соотношение философии и мифа

Миф – это первичная форма мировоззрения, наиболее древний способ описания мира и места в человека в нем в виде эпических сказаний.

Мифическое сказание аккумулирует в себе чувственный опыт поколений и потому является специфическим для каждого конкретного этноса. В тоже время миф представляет собой достаточно поверхностный способ отражения мира в следствии чего мифические сказания различных народ часто пересекаются и даже дублируют друг друга, в том числе в условиях невозможности прямого заимствования сюжетов.

Миф может рассматриваться в качестве одного из источников философии, однако философское мировоззрение во многом строится на критике и противостоянии мифу. В отличии от философии в мифе центральное место занимает образ, и этот образ обладает синкретичностью, т.е. цельностью. Миф не может быть разделен на части и проанализирован, при подобной операции он теряет свое мировоззренческое значение и становится уже объектом философского анализа.

Еще одним различием мифа и философии является разрешение вопроса о положении человека в мире. С позиции мифа человек является неотрывной частью природы, человек кардинально не отличается ни от животных, ни от растений, ни от объектов неживой природы, которым приписывается наличие не только души, но и антропоморфных черт характера, способов поведения и мотивации поступков.

1. Главные функции философии

Функции философии (главные).

1. Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик.

2. Методологическая функция философии состоит в определении способов достижения какой-либо цели, например эффективного конструирования научного познания, эстетического творчества, социальной практики. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, принципах действия, которые обладают фундаментальным, а не узколокальным значением. Одним из таких методов является исторический метод: чем бы вы не занимались, есть резон учитывать историю интересующих вас проблем. В философии многое делается в плане прояснения содержания основных принципов науки, искусства, практики.

3. Гуманистическая функция философии также проявляется очень ярко, реализуется она в предельно внимательном отношении к человеку. Хорошая философия насквозь проникнута любовью к людям, человеческому достоинству. В этой связи показательно, что философия не ограничивает себя научным подходом, а наряду с ним культивирует эстетический и этический подходы.

4. Практическая функция философии состоит, как уже отмечалось, прежде всего в ее моральности, заботе о благе людей.

Назначение философии: Сократ и Платон считали, что под воздействием философии человек остановится подлинно совершенным».Гоббс полагал, что недостаток философии причиняет много страданий. Немецкий мыслитель Хайдеггер характеризовал философию как «последнее выговаривание и последний спор человека». Наш соотечественник B. C. Соловьев видел назначение философии в стремлении «к духовной целостности человеческого существования».

Философия — это поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.

Философия — это обостренно совестливое отношение человека к окружающему миру.

Философия научна, эстетична, моральна.

Назначение философии — возвышение человека, обеспечение универсальных условий его совершенствования.

Философия обобщает достижения всей мировой культуры, всемирно-исторической практики и позиция, является духовной квинтэссенцией, самосознанием эпохи (Гегель, Маркс).

9 стр., 4220 слов

Философия и мудрость

… мира, в скептицизме «связь со знанием была либо оборвана (у практической мудрости), либо требовала сложного и обширного обоснования (у теоретической мудрости), прежде чем философия смогла бы вернуться к мудрости как … своей речи, теоретически защищать или ее или вскрывать недостатки. Сократ. …Если такой человек составил свои произведения, зная, в чем заключается истина, и может защитить их, …

Она выступает мировоззренческой, и методологической основой всякой деятельности.

Философия есть не только учение об общих принципах бытия и познания, но и орудие последовательного изменения действительности в целях освобождения человека от всех видов эксплуатации и угнетения, в интересах развития личности, удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, созидания общества социальной справедливости.

Аспект первый

Мудрый, философски развитый человек всегда может рас­смотреть в простоте упавшего с дерева листка всю сложность природного и человеческого бытия, пользуясь принципами всеоб­щей связи и развития для подъема на Олимп философских обобще­ний и выводов. С другой стороны, высшая мудрость состоит и в том, чтобы с высоты философского Олимпа рассмотреть и вы­делить в сложном многообразии природных и социальных процес­сов самое главное, непреходящее и вечное, жизненно необходи­мое. Наличие этих двух потоков человеческой мудрости свиде­тельствует о философском складе ума и мировоззрения человека.

2. Мифология как способ освоения мира.

На пороге XXI столетия человечество столкнулось с проблемой глобального кризиса цивилизации. Пошатнулась самоуверенность человека, называющего себя разумным. Идеалы рационализма, притягивавшие умы в течение четырех веков, едва не превратились в иллюзии. Обнаружилась полимифологичность общественного сознания. Преодолевая предопределенную вербальным сознанием рациональность, человечество начинает осознавать и осваивать иррациональное, опыт которого древнее и богаче рационального. Но осваивать его нужно в некоторых смыслах заново, вспоминая прочно забытое и обнаруживая доселе неведомое. Свой скромный вклад в освоение иррационального предполагает внести автор в предлагаемой читателю книге, посвященной генезису мифологического сознания.

Мифология как наука, описывающая мифы (91)*, накопила большой объем информации о мифах разных народов, выявила некоторые механизмы мифотворчества, что дает возможность теоретической рефлексии и дальнейшей разработки теории мифа.

Слово «миф», древнегреческого происхождения, было многозначным: слово, беседа, слухи, рассказ, повествование, сказание, предание, сказка, басня (55, 2, 1113-1114).

Близким по смыслу было слово «логос». Но постепенно оно приобрело значение аналитического подхода, рационализированного, осознанного понятия и даже закона, в то время как «миф» отсылало к более расплывчатому полю смыслов, насыщенному интуитивным, иррациональным и мистическим содержанием.

*Первое число в скобках обозначает порядковый номер источника в списке использованной литературы, среднее — номер тома в многотомных изданиях, последнее — страницу.

Список использованных источников

//URL: https://psychoexpert.ru/referat/duhovnaya-filosofiya/

1. Введение в философию. – М.,1986.

2. Елисеев Г.А. История религии 10-11кл. — М.: Просвещение, 1999.

3. Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. – Владивосток. Издательство Дальневосточного университета, 1986.

4. Маркс К. Энгельс Ф. Избранные произведения. Т.20.

5. Найдыш В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. – М.: Градарики, 2002.

6. Рычков А.К. Яшин Б.Л. Философия. – Гуманитарное издательство центра “ВЛАДОС”, 2002.

7. Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т2. — М.,1959.

8. Философия. Учебник. Под. Ред. Кохановского В.П. — Ростов–на-Дону,1996.

9. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1986.

3. Философия как способ освоения мира

Термин «философия» древнегреческого происхождения и буквально означает любовь к мудрости. Таким образом, философия по первоначальному смыслу слова – любомудрие, или любовь к мудрости. Первоначально российских философов X-XVIII вв. так и называли — любомудры. Близким по смыслу является и древнеиндийское название философии – «даршака», что буквально означает «видение истины».

По преданию, великий Пифагор , из скромности не желая, чтобы его называли мудрецом, утверждал, что он лишь «любитель мудрости», т.е. философ. Этим термином в антич­ном мире обозначалась вся совокупность нерасчлененного (синкретического) знания мудрецов-философов о мире, обществе и человеке. Особенностью философского знания до сих пор выступает разумная мудрость, которая отличается от мудрости житейской, обыденной.

Философия как мировоззрение и ее источники

Рассматривая философию и сравнивая ее с мифологией, искусством и наукой, нельзя не отметить, что все они представляют собой различные системы общественного сознания, альтернативные способы мировосприятия и мировоззрения. При этом философия рассматривается многими исследователям как наиболее развития форма мировоззрения, интегрирующая в себя элементы других форм и способная охватить мир целиком во всех его проявлениях, а не только концентрироваться на отдельных его сторонах.

Вместе с тем философия представляет собой постоянно развивающуюся систему, которая на протяжении веков своего существования выдвигала различные мировоззренческие картины, обосновывала, а позже опровергала их, для создания более новых и актуальных, соответствующих требованию и запросам общества. При этом характерной чертой философии является плюрализм мнений и разнообразие существующих точек и теорий миропонимания, которые взаимодействуя между собой способствуют ее дальнейшему прогрессу.

  • мифогенный,
  • гносеогенный,
  • теологический.

Мифогенная позиция указывает в качестве источника философии миф – наиболее древнюю форму мировоззрения. Философия возникает в тот момент, когда личность выходит за рамки мифа, сталкивается с событиями, которые тот не способен объяснить и предпринимает попытку рационального осмысления мира, на основании имеющегося мифологического знания и его критической оценки. С точки зрения сторонников мифогенной позиции ранняя философия – это всего лишь рациональное и структурированное переложение мифов, как например, философские рассуждения натурфилософов о происхождении мира.

Гносеогенная позиция предполагает, что источником философии выступили накопленные знания. Их обобщение, систематизация и попытка рационального обоснования и стали первыми философскими теориями.

Готовые работы на аналогичную тему

Религиозные философы придерживаются теологической позиции, согласно которой философия есть побочный продукт богословия и возникает уже после его появления и направлена исключительно на обслуживание религиозных интересов, например, разрешения противоречий между верой и знанием, доказательством существования бога и т.д.

Вопрос единого источника философского знания остается открытым, наиболее вероятно, что в действительности философия возникла на основании синтеза накопленных научных знаний и попыток его приложения к переосмыслению архаической мифологической картине мира. При этом в своем развитии философия прошла через ряд этапов:

  • космоцентрический,
  • теоцентрический,
  • антропоцентрический.

На космоцентрическом этапе в центре внимания философов оказывалась природа и силы, детерминирующие ее, под которыми предполагались некие высшие первоначала, глобальные и неизменные, делающие мир таковым, каким он является. Теоцентрический этап характеризуется подстановкой идеи бога на место данных сил. На антропоцентрическим этапе фокус внимания философов смещается на человека, его возможности и проблемы.

Философия и религия

И Рассел, и Франк верно подметили, что в филосо­фии есть нечто родственное с религией – претензии на выработку системы общих воззрений на мир и место в нем человека. К тому же многие философы-идеалисты (Дж. Беркли, Гегель, В.С. Соловьев) прямо ориентируют свое учение на теоретическое обоснование религиозного мировоззрения.

Существенное место в философии, как и в религии, занимают вопросы духовно-нравственной жизни людей. Так что точек соприкосновения немало. И все-таки нужно видеть то, что различает философию и рели­гию:

  • апелляция к разуму, знанию, логике, действию;
  • возвышение веры, фантазии, догмы, смирения.

Философия и искусство

Но в таком случае, может быть, правы те, кто рас­суждает, как Н. Бердяев: “Философия. есть искусство, а не наука”. Русский мыслитель выступал про­тивником “научности” философии, поскольку, по его мнению, “научность есть перенесение критериев науки на другие области духовной жизни, чуждые науке”.

Филосо­фия – одна из тех сфер культуры, где критерии науки в полной мере недейственны. Тем самым Бердяев имел основание сближать философию больше с искусством, чем с наукой. К тому же, как известно, выдающиеся про­изведения искусства всегда несут глубокие философско-нравственные идеи, а многие их творцы (И. Гете, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой) известны как ориги­нальные мыслители. Да и немало философов (Платон, Вольтер, Д. Дидро, Ф. Ницше, А. Камю) облекали свои идеи в высокохудожественную форму. Тем не менее, функция искусства – удовлетворение эстетической по­требности людей, отражение действительности в художе­ственных образах, а предназначение философии – созда­ние целостного мировоззрения, объяснение объективной реальности и предельных оснований человеческих дейст­вий в системе логических категорий.

Часто философии отказывают в претензии на науч­ность на том основании, что она будто бы не есть система знаний, а лишь некая мыслительная деятельность, просто “философствование”. Так, швейцарский ученый Д. Мерсье считает, что “философствовать – значит задавать себе вопросы, на которые невозможно ответить, даже если они осмыслены”. Современный немецкий мыслитель М. Хайдеггер пишет, что “философия – ни наука, ни ми­ровоззренческая проповедь”, а “есть философствование. “. “Философия – последнее выговаривание и последний спор человека, захватывающие его целиком и постоянно”. Здесь верно подмечено, что уже на уровне обыден­ного сознания у людей возникает потребность в размыш­лениях над вопросами мировоззренческого характера. Та­кое “философствование”, однако, ограничено обычно рамками здравого рассудка и сформировавшимися пред­рассудками. Между тем подлинная и глубокая рефлексия (размышление) над философской проблематикой облегча­ется использованием наработанных в истории познания понятий, концептуальных схем и методологии.

Аристотель, Аристотеля

Такие главные вопросы они формулировали, в частности, следующим образом: что есть окружающий нас мир? как он устроен и мож­но ли его познать? что представляют собой жизнь, смерть и бес­смертие? как устроены природа, общество и человек? в чем состо­ит смысл человеческой жизни? Эти и другие вопросы остались за философией и тогда, когда от единого древа человеческой мудрости постепенно отпочковались конкретные науки — физика, математика, медицина, астрономия и т.п. К нынешнему времени сложилось пони­мание философии в трех основных аспектах.

3 стр., 1099 слов

История и философия науки. Философия социально-гуманитарных наук

… развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Наука и философия. Наука и искусство. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила). 1.2 Возникновение науки и … стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки. Глобальные революции и типы научной …

Философия и искусство

Как и философия, искусство является способом отображения мира и мироощущения. Сближающим фактором выступает наличие четко выраженной авторской позиции – как в философии каждая теория и система отражает взгляды конкретного философа и является авторской, так и в искусстве, каждый творец выражает свое мировоззрение определенным только ему присущим способом.

Однако если искусство сосредоточено на художественно-образном отражении мира и ставит в центр своего внимания чувственные проблемы отдельной личности, общности, нации или даже всего человечества, то философия строится все же на логически-рациональных основаниях, и несмотря на значительную степень индивидуализма, всегда направлена на поиск доказательств или опровержение конкретной позиции, что для искусства невозможно.

Заключение

Мифология, религия и философия тесно взаимосвязаны между собой. Истоками философии явились мифология и религия, но в отличие от них, философия в объяснении мира и человека опирается не на веру, а на мощь разума, на способность его к научному исследованию реальности, в результате чего становится основой научного мировоззрения.

10 стр., 4914 слов

Мифология и религия как истоки философии

… поставленные мифологией, религия и философия избрали разные пути. Взаимосвязь философии и религии Религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих …

Религия представляет собой один из основных вариантов существования системы нравственных норм. Религиозное мышление фокусируется на пограничных жизненных ситуациях, когда для человека более важным может стать утешение и сострадание, а не рациональная аргументация, доказывающая, что смерть, к примеру, естественный и необходимый процесс. В ней формулируются абсолютно истинные нравственные заповеди, которым человек должен следовать в жизни. С одной стороны, это вроде бы ущемление свободы человека, признание его «тварью божьей», абсолютно зависимой от высшего существа

С другой стороны, религия есть консолидирующий фактор общественной жизни, регулирующий взаимоотношения между людьми, что особо важно для обществ, в которых человек воспринимает свою свободу как вседозволенность

Что же касается мифологии, то она является очень важной составной частью системы философского знания. Становление мифологии выступало и необходимым условием генезиса философского самосознания, и его следствием

Миф как наиболее ранняя форма духовной культуры человечества объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельное развитие. Миф выступал как единая, универсальная форма сознания. Он выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание эпохи, в которую он создавался.

В историческом развитии философии мифологии от античности до эпохи романтизма сложился целый ряд трактовок сущности мифа: подлинная реальность, божественное откровение, бессмысленный полет фантазии, пустое воображение, неправильно истолкованное событие, историческая память о деятельности древних великих людей, ставшая фактором властно-идеологических отношений общества.

Like this post? Please share to your friends: