Наука и духовное освоение: место и роль

Философия и наука: сходства и различия

Введение

Философия и Наука – две
взаимосвязанные деятельности, направленные на изучение мира и людей, живущих в
этом мире. Философия стремится познать всё: видимое и невидимое, ощущаемое
органами чувств человека и нет, реальное и нереальное. Для Философии нет границ
– она стремится понять всё, даже иллюзорное. Наука же изучает только то, что
можно увидеть, потрогать, взвесить и т.п. Но изучение это происходит по
сравнению с изучением этого же философией хотя и однобоко, но более тщательно.
Например, для философов разных времён молния — гнев Зевса, искра от
соприкосновения облаков и т.п. Для учёных это всего-навсего электрический
заряд, когда во время грозы возникает электрическое поле и из-за разности
потенциалов происходит обмен зарядами высокого напряжения между этим полем и
землёй. Этим объясняется также наличие озона в атмосфере: под действием
электрического тока молекулы кислорода распадаются на атомы, которые вновь
собираются в молекулы, но уже озона.

Философия и Наука изучают
картину мира, взаимно дополняя друг друга. Попытаемся рассмотреть отличия и
сходства Философии и Науки, их взаимосвязь и историю.

I. Наука

Другие похожие работы

  • Реферат — Теория разделения властей и общественного договора в России
  • Реферат — Философия науки
  • Контрольная — Анализ текстов по философии (ВЗФЭИ). Известный психолог Эльконин Д.Б. писал, что нетрудно понять, что идеальное есть продукт не только природной, но и соци
  • Реферат — Социологические воззрения Спенсера, Дюркгейма, Вэбера
  • Реферат — Индивид индивидуальность личность как ступени развития человека
  • Реферат — Материолизм античных мыслителей.Школа Герофлида,Пекура и Шопенгауэра
  • Курсовая — Мораль как форма общественного сознания
  • Реферат — Философия как мировоззрение
  • Реферат — МЕРКАНТИЛИЗМ.МЕРКАНТИЛИЗМ В РОССИИ
  • Реферат — Борьба западничества и славянофильства в Русской философии\»

Особенности науки и философии, сравнение, общие черты и различия

Что же является объектом изучения философии? Если коротко, это общие и глубинные вопросы бытия, сущности и познания окружающего мира, места человека в этом мире, смысл жизни, какое начало лежит в основе всего – духовное или материальное. Существуют огромное количество разных философских теорий. Философия, как таковая, представляет собой  совокупность различных, иногда во многом противоположных по взглядам учений.  И часто эти учения, как в искусстве, отражают личностные представления и предпочтения создавшего их мыслителя.

Наука – это тоже система знаний. Только изучает наука физические явления и законы природы , свойства и взаимодействие различных физических тел, историю и медицину, гуманитарную тематику и так далее, в общем, все то, что нас окружает, и все, что вокруг происходит. Каждое явление в природе подчиняется законам, которые изучает наука, и на каждый вопрос наука стремится дать четкий однозначный ответ, имеющий математические или другие общепризнанные доказательства. И их признают ученые всего мира, независимо от личных предпочтений, национальности или вероисповедания.  

Резюмируя вышесказанное, можем выделить сходства и различия науки и философии.

Основные сходства:

  • И наука, и философия появились примерно в одно время, их появление тесно между собой связано. Однако истоки имеют разные.
  • Предметом изучения в обоих случаях является окружающий мир.
  • Наука и философия имеют как теоретическую, так и практическую составляющую. В философии это, например, этика и эстетика.

Основные различия:

  • Философские учения часто имеют личностный характер и различия в трактовке одних явлений. Научные знания существуют в виде доказанных и общепринятых теорий и открытий, за исключением неизученных вопросов, по которым существуют различные гипотезы. Здесь есть определенное сходство.
  • Философия изучает окружающий мир с точки зрения познания его сущности, наука же изучает физические явления, прикладные дисциплины.
  • Философские учения, в отличие от научных, появляются в определенных исторических условиях и этно-социальных общностях, поэтому отражают мировоззрение и своей   общности, и своей эпохи.

История возникновения

Первые известные нам философские учения возникли в середине первого тысячелетия до нашей эры в трех очагах цивилизации того времени: в древнем Китае, древней Индии и древней Греции. Предшественниками философии были мифологические  мировоззрения древних народов, населявших нашу планету. На основе мифов сложились системы ценностей и образ мышления человека еще на начальных стадиях развития общества.

Появление философии – это продолжительный процесс перехода от мифологического мировоззрения к рациональному. В процессе развития общества мифология себя изжила, и на ее место пришли религия и философия. И, если религия основывается на духовных канонах, то философия представляет собой систему знаний, основанную на рациональном восприятии и осмыслении мироустройства и месте человека в этом мире.

История науки также уходит в глубину веков. Когда, во времена палеолита, древний человек взял впервые в руки орудия труда и научился добывать огонь, тогда и началось применение, если еще не научного подхода, то уже накопленных знаний и опыта для решения своих насущных проблем. 

Понятно, что без определенных познаний, древние египтяне или народы майя не смогли бы построить свои города, пирамиды, бальзамировать мумии. Или создать, например, древние календари, обнаруживающие глубокие познания цивилизаций того времени в астрологии. 

Однако, в условиях мифологического сознания, все это носило исключительно прикладной, практический характер. Только с зарождением рационального мышления появилась   возможность, с помощью логического развития, эмпирические знания систематизировать в научные. Поэтому временем зарождения науки также считается период античной древнегреческой цивилизации.

Разное, что:

  1. Философия всегда представлена адресно, т.е. тем или иным философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разделяют их другие философы. Наука же в конечном счёте – плод коллективного труда;

  2. В философии (в отличие от конкретных наук) нет единого языка и единой системы. Плюрализм взглядов здесь – норма. В науке же – монизм, т.е. единство взглядов, как минимум, на основные принципы, законы, язык;

  3. Философские знания не проверяемы экспериментально (иначе они становятся научными);

    10 стр., 4590 слов

    Сущность предмета, методов и функций философии науки

    … исследования, Предмет исследования, Цель исследования, Задачи исследования проанализировать понятие и сущность философии науки как раздела философии; рассмотреть этапы развития и формирования философии науки; проанализировать предмет, методы и функции философии науки. … ее исторического развития благодаря как творческим усилиям людей, занятых в науке, так и достаточно тесной взаимосвязи с состоянием …

  4. Философия не может дать точного прогноза, т.е. не может экстраполировать достоверные знания в будущее, ибо таковыми не обладает. Отдельный философ на основе определённой системы взглядов может лишь предсказывать, но не прогнозировать или моделировать, как доступно учёному .

Соотношение философии и науки можно наглядно показать на кругах Эйлера, откуда хорошо видно, что их объёмы совпадают лишь частично.

Область совпадений их объёмов (заштрихованная часть) относится и к науке в её собирательном смысле и одновременно к философии, в той её части, где дело касается категорий, методологий, систематизации и т.п. Незаштрихованная часть объёма понятия «наука» – конкретные дисциплины, в понятии же «философия» незаштрихованная часть означает всё то, что отличает философию от науки и о чём уже так много было сказано. Этика и эстетика являются философскими дисциплинами, так как природа проблем этих дисциплин сродни философским проблемам.

Система знания считается наукой, если она отвечает определенным критериям:

  1. объективность (изучение природных объектов, явлений, взятых самих по себе, независимо от интересов индивида, его субъективности);

  2. Рациональность – обоснованность, доказательность – в рамках любой науки что-то обосновывается;

  3. нацеленность на воспроизведение закономерностей объекта;

  4. системность знаний – упорядоченность по определенным критериям;

  5. проверяемость – воспроизводимость знаний через практику.

    12 стр., 5974 слов

    Постпозитивизм и философия науки

    … пор. Об этом свидетельствует, например, непрекращающиеся дискуссии по проблемам взаимосвязи науки и философии, основании научного знания, формирования и развития теории, научной рациональности, критерий истины и научности … оценок возможностей науки, культа научного познания. Для многих людей нашего времени вера в науку в значительной мере заменила веру в Бога. Наука для этих людей стала играть …

Философия не удовлетворяет только 5 критерию (не всякое философское учение может быть воспроизведено через практику), поэтому философия – это наука, но особого рода.

Как и наука, философия ищет истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему понятий, категорий. Однако в философии объект исследования рассматривается через призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип, всякий оценочный момент содержит элемент субъективности. Науки нет без философии, а философии – без науки. Философия в том виде, в каком она есть сейчас, не была бы возможна без внешних по отношению к человеку, ее источнику, условий: уровень, достигнутый наукой в быту, высвобождает колоссальное количество времени для размышлений, никак не связанных с заботой о добывании куска хлеба насущного, защиты себя и близких от внешней среды. Только того, что сейчас человек спит в достаточно хороших условиях, хорошо питается, конечно, явно не достаточно для производства философской мысли, но это является хорошим подспорьем. И наоборот, наука (настоящая наука) без философии невозможна вдвойне, так как научные открытия (да и просто научную работу) необходимо осознавать, осмысливать, переживать, иначе это не будут открытия, а будет простая механическая работа по добыванию, отниманию у Природы новых, мертвых знаний. Мертвое же знание не может дать человеку ничего хорошего. Именно поэтому настоящий ученый должен быть, прежде всего, философом, а лишь затем естествоиспытателем, экспериментатором, теоретиком. Истина научная являет собой объективное знание. Она делает человека богаче в материальном плане, сильнее, здоровее, может быть даже повышает его самооценку. То есть она сугубо материальна, не сама по себе конечно, а по проявлениям. Философская же истина даже по проявлениям нематериальна, так как она есть, прежде всего, некий продукт деятельности человеческого сознания, причем именно разумно-нравственной его сферы .

Итак, наука и философия – не одно и тоже, хотя у них и немало общего. Общее между философией и наукой заключатся в том, что они:

  1. Стремятся к выработке рационального знания;

  2. Ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объектов и явлений;

  3. Выстраивают категориальный аппарат (свой язык) и стремятся к построению целостных систем.

3.1. Развитие представлений об отношении философии и науки

Философия на протяжении всего своего развития была связана с наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношение философии и науки с течением времени менялось.

На начальном этапе философия была единственной наукой и включала в себя всю совокупность знаний. Так было в философии древнего мира и в период средневековья. В дальнейшем развертывается процесс специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания от философии. Этот процесс интенсивно идет, начиная с XV-ХVI вв. и достигает верхнего предела в ХVII-ХVIII вв.

На этом втором этапе конкретно-научное знание носило преимущественно эмпирический, опытный характер, а теоретические обобщения делала философия, притом чисто умозрительным путем. При этом достигались нередко и положительные результаты, но было нагорожено и немало вздора.

Наконец, в третий период, начало которого относится к Х1Х в., наука частично перенимает у философии и теоретическое обобщение своих результатов. Универсальную, философскую картину мира философия может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что типы мировоззрения, в том числе и философского, многообразны. Последнее может быть и научным, и ненаучным .

5 стр., 2362 слов

История и философия науки длительность курса

… «Московский городской педагогический университет» Институт (указать название) Кафедра (указать название) Реферат для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки: «___________________» тема Материал подготовил: аспирант ___ года обучения кафедры________________ ________________________________ ФИО Рецензент: …

Научное философское мировоззрение в большей мере формирует и представляет учения философского материализма, начиная с наивного материализма древних через материалистические учения ХVII-ХVIII вв. к диалектическому материализму. Существенным приобретением материализма на этом этапе его развития явилась диалектика, которая, в отличие от метафизики, рассматривает мир и отражающее его мышление во взаимодействии и развитии. Диалектика уже потому обогатила материализм, что материализм берет мир таким, каков он есть, а мир развивается, тон диалектичен и в силу этого без диалектики не может быть понят.

Философия и наука тесно взаимосвязаны. С развитием науки, как правило, происходит прогресс философии: с каждым делающим эпоху открытием в естествознании, как отмечал еще Ф. Энгельс, материализм должен менять свою форму. Но нельзя видеть и обратных токов от философии к науке. Достаточно указать на идеи атомизма Демокрита, оставившие неизгладимый след в развитии науки.

Философия и наука рождаются в рамках конкретных типов культуры, взаимно влияют друг на друга, решая при этом каждая свои задачи и взаимодействуя в ходе их решения.

Философия намечает пути разрешения противоречий на стыках наук. Она также призвана решать и такую задачу, как уяснение самых общих оснований культуры вообще и науки, в частности. Философия выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые активно применяются в конкретных науках .

В философии, таким образом, отрабатываются общемировоззренческие и теоретико-познавательные основы науки, обосновываются ее ценностные аспекты. Полезна или вредна наука? Ответ на этот вопрос и подобные ему помогает в наши дни найти именно философия.

Использованная литература

  1. Войтов А. Г. Философия. Учебное пособие для аспирантов. — М., 2003.
  2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие /– 2-е изд., испр. и доп. — М., 2006.
  3. Границы науки. — М.:ИФ РАН, 2000.
  4. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1989.
  5. Кедров Б. М., Классификация наук, кн. 1—2, — М., 1961—65.
  6. Концепции науки в буржуазной философии и социологии. Вторая половина XIX—XX вв. , — М., 1973.
  7. Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. Справочный том, ч. 1.
  8. Маркс К. и Энгельс Ф., Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений, 1966.
  9. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. — М.: ИПЛ, 1958. Т.12.
  10. Проблемы исследования структуры науки. — Новосибирск, 1967.
  11. Проблемы развития науки в трудах естествоиспытателей XIX века (начало столетия — 70-е годы), — М., 1973.
  12. Семенов Н. Н., Наука и общество, — М., 1973.
  13. Степин В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. — М., 2000.
  14. Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20.

Наука — «сама себе философия» (О. Конт)

Огюст Конт — французский философ первой половины XIX в., один из основоположников позитивизма и социологии. Он исходил из того, что единственным источником подлинного знания является система частных наук, которые только и могут дать «общими усилиями» позитивный, положительный (т.е. данный, фактический, несомненный) материал.

О. Конт полагал, что «наука — сама себе философия» и что «метафизика» (т.е. философия) как учение о сущности явлений, об их началах и причинах должна быть устранена, а ее место должна занять позитивная философия.

Последнюю он мыслил как синтез, «совокупность общих научных положений» всего обширного положительного естественно-научного и социального материала. Вот почему созданная Контом философия называлась позитивной (положительной). Поиски же первых или последних причин Конт считает «абсолютно недоступным и бессмысленным» занятием.

Применяя принцип историзма, т.е. полагая, что «ни одна идея не может быть хорошо понята без знакомства с ее историей», Конт показывает, что человечество пришло к позитивной философии в ходе развития его ума. В этой связи он выделяет три основных стадии (состояния) интеллектуальной (теоретической) эволюции человечества.

В первом, теологическом (или фиктивном), состоянии человеческий дух объясняет природу вещей воздействием многочисленных сверхъестественных факторов. Во втором, метафизическом (или абстрактном), состоянии сверхъестественные факторы заменены абстрактными силами, настоящими сущностями («олицетворенными абстракциями»), с помощью которых и объясняются все наблюдаемые явления. В третьем, научном (или положительном), состоянии человек стремится к тому, чтобы, правильно комбинируя рассуждения с наблюдениями и экспериментами, познать действительные законы явлений. При этом необходимо отказаться от возможности достижения абсолютных знаний и от познания внутренних причин явлений.

Прохождение трех указанных состояний (стадий) Конт называет главным, основным законом развития человеческого ума в различных сферах его деятельности. Исходя из этого общего закона, он определяет истинную природу положительной философии. Эта природа (т.е. основная характеристическая черта последней) состоит, по его мнению, в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и низведение числа которых до минимума и составляет цель всех познавательных усилий. В качестве примера Конт приводит ньютоновские законы тяготения («чудная теория» Ньютона), с помощью которых объясняются все общие явления вселенной.

Указывая на «разъедающее влияние» специализации научного труда, Конт выводит отсюда необходимость «новой науки» (т.е. положительной философии), которая и призвана к тому, чтобы «предупредить разрозненность человеческих понятий». Говоря о пользе и о назначении положительной философии в общей системе частных наук, Конт указывает на четыре ее основных свойства.

Во-первых, изучение этой философии дает единственное рациональное средство обнаружить логические законы человеческого ума, к отысканию которых, как считает Конт, применялись малопригодные средства.

Во-вторых, прочное обоснование положительной философии дает ей возможность играть руководящую роль во всеобщем преобразовании системы воспитания и образования, где все острее возрастает потребность в приобретении совокупности положительных идей по всем главным сферам действительности. Особенно важным Конт считает глубокое освоение того, что составляет суть частных наук — их главные методы и наиболее важные результаты.

В-третьих, специальное изучение общих выводов наук в их целом способствует прогрессу отдельных положительных наук.

В-четвертых, важнейшее свойство положительной философии состоит в том, что ее можно считать единственной прочной основой общественного преобразования.

Список использованной литературы

1. Войтов А. Г. Философия. Учебное пособие для аспирантов. — М., 2003.

2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания: учеб. пособие /– 2-е изд., испр. и доп. — М., 2006.

3. Границы науки. — М.:ИФ РАН, 2000.

4. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1989.

5. Кедров Б. М., Классификация наук, кн. 1— 2, — М., 1961— 65.

6. Концепции науки в буржуазной философии и социологии. Вторая половина XIX—XX вв. , — М., 1973.

7. Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд. Справочный том, ч. 1.

8. Маркс К. и Энгельс Ф., Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений, 1966.

9. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. — М.: ИПЛ, 1958. Т.12.

10.Проблемы исследования структуры науки. — Новосибирск, 1967.

11.Проблемы развития науки в трудах естествоиспытателей XIX века (начало столетия — 70-е годы), — М., 1973.

12.Семенов Н. Н., Наука и общество, — М., 1973.

13.Степин В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. — М., 2000.

14.Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20.

Что есть наука?

Существует много определений
столь уникального явления, как наука, но в силу её сложности и многогранности
какое-то одно, универсальное определение вряд ли вообще возможно. На протяжении
своей истории она претерпела столько изменений и каждое её положение настолько
связано с другими аспектами общественной деятельности, что любая попытка дать
определение науки, а таких было немало, может выразить более или менее точно
лишь одну из её сторон. И всё-таки во всех случаях Довольно чётко
прослеживается выделение двух подходов к пониманию науки, когда её трактуют в
широком или узком смысле.

В широком (собирательном) смысле
— это вся сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка
и теоретическая систематизации объективных знаний о действительности. Здесь
понятие «наука», «учёный» не конкретизируются и понимаются как общие,
собирательные понятия. Именно в таком контексте нередко употребляется понятие
«наука» применительно к философию а философов называют учёными, что в общем-то
правомерно, но, как будет показано ниже, лишь отчасти.

Для обозначения же конкретных
научных дисциплин, таких, например, как физика, химия, биология, история,
математика и др., понятию «наука» придаётся узкий, и, следовательно, более
строгий смысл. Здесь наука точно определена, а учёный выступает как узкий
специалист, носитель конкретного знания. Он уже не просто учёный, а всегда и
обязательно или физик, или химик, или историк, или представитель другой науки,
которая непременно представляет собой стройную, строго упорядоченную систему
знаний о том или ином объекте (явлении) природы, общества, мышления.

Каждая из таких наук имеет
специфические, присущие только её законы и методы, своей, единой для всей этой
науки язык, категориальный аппарат и т.п., что позволяет верно описывать и
объяснять свершившиеся процессы, адекватно понимать настоящее и с определённой
степенью точности предсказывать то, что обязательно наступит или может при
определённых обстоятельствах наступить в соответствующей области знаний. Как
содержание той или иной науки, так и полученные ею результаты едины для всех
культур и народов и никаким образом не зависят от позиции, точки зрения или
мировоззренческих установок отдельного учёного. Они передаются как совокупная,
проверенная временем и практикой сумма знаний, которую нужно освоить, чтоб в
данной области идти дальше.

Наука — сфера исследовательской
деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и
мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: учёных с
их знаниями и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные
учреждения, экспериментальное и научное оборудование; методы
научно-исследовательской работы, понятийно и категориальный аппарат, систему
научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве
либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства. Таким
образом, наука – одна из форм общественного сознания. Но она отнюдь не
ограничивается одними только точными науками. Наука рассматривается как
целостная система, включающая исторически подвижное соотношение частей:
природоведения и обществоведения, философии и естествознания, метода и теории,
теоретических и прикладных исследований. Наука – необходимое следствие
общественного труда, так как она возникает вслед за отделением умственного
труда от физического, с превращением познавательной деятельности в
специфический род занятий особой – сперва очень малочисленной – группы людей.

В отличие от видов деятельности,
результат которых в принципе бывает известен заранее, научная деятельность даёт
приращение нового знания, т. е. её результат принципиально нетрадиционен.
Именно поэтому наука выступает как сила, постоянно революционизирующая другие
виды деятельности. От художественного способа освоения действительности,
носителем которого является искусство, науку отличает стремление к логическому,
максимально обобщённому знанию. Часто искусство называют «мышление в образах»,
а науку «мышление в понятиях». Наука, ориентированная на критерии разума, по
своему существу была и остаётся противоположной религии, в основе которой лежит
вера в сверхъестественные явления.

Список литературы

//URL: https://psychoexpert.ru/referat/po-filosofii-zaklyuchenie/

  1. Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989. — 864 с.

  2. Куликов, С.Б. Перспективы развития прогрессивистского образа науки / С.Б. Куликов. – М, 2011. — 140 с.

  3. Орешников, И.М. Философия науки и техники / И.М. Орешников. –Уфа, 1999. — 127с.

  4. Спиркин, А.С. Философия / А.С. Спиркин. –М., 2001.

  5. Степин, В.С. Философия науки. Общие проблемы / В.С. Степин. –М, 2006. — 384 c.

  6. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840с.

  7. Франк, С. Н. Понятие Философии. Взаимоотношение философии и науки / С.Н. Франк. – М, 1996. — 360 с

  8. Челышев, П. В. Очерки по истории и философии науки / П.В. Челышев. – М, 2009.- 218с

Заключение

Как и наука, философия ищет
истину, выявляет закономерности, выражает результат исследования через систему
понятий, категорий. Однако в философии объект исследования рассматривается
через призму отношения человека к миру, в ней существует антропный принцип,
всякий оценочный момент содержит элемент субъективности. науки нет без
философии, а философии — без науки. Философия в том виде, в каком она есть
сейчас, не была бы возможна без внешних по отношению к человеку, ее источнику,
условий: уровень, достигнутый наукой в быту, высвобождает колоссальное
количество времени для размышлений, никак не связанных с заботой о добывании
куска хлеба насущного, защиты себя и близких от внешней среды. Только того, что
сейчас человек спит в достаточно хороших условиях, хорошо питается, конечно,
явно не достаточно для производства философской мысли, но это является хорошим
подспорьем. И наоборот, наука (настоящая наука) без философии невозможна
вдвойне, так как научные открытия (да и просто научную работу) необходимо
осознавать, осмысливать, переживать, иначе это не будут открытия, а будет простая
механическая работа по добыванию, отниманию у Природы новых, мертвых знаний.
Мертвое же знание не может дать человеку ничего хорошего. Именно поэтому
настоящий ученый должен быть, прежде всего, философом, а лишь затем
естествоиспытателем, экспериментатором, теоретиком. Истина научная являет собой
объективное знание. Она делает человека богаче в материальном плане, сильнее,
здоровее, может быть даже повышает его самооценку. То есть она сугубо
материальна, не сама по себе конечно, а по проявлениям. Философская же истина
даже по проявлениям нематериальна, так как она есть, прежде всего, некий
продукт деятельности человеческого сознания, причем именно разумно-нравственной
его сферы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: