Наука: ключевой элемент культуры и феномен эволюции

Введение

Наука является важнейшим элементом духовной культуры человека. Традиционно принято делить всю доступную научную информацию на две большие области – естественные науки, обобщающие знания об окружающей природе, и гуманитарные науки (от лат. humanitas – человеческая природа), включающие знания о человеке, обществе и духовной жизни людей. Для естественных наук объектом исследования являются предметы, вещи природы; в области гуманитарных наук объектом исследования являются события, субъекты.

Разница между научным и гуманитарным знанием заключается в том, что научное знание основано на разделении субъекта (человека) и объекта (природы, которую познает человеческий субъект), а гуманитарное знание касается прежде всего самого субъекта. В природе существуют объективные, спонтанные процессы, не зависящие от человека, а в обществе ничто не достигается без осознанных целей, интересов и мотиваций.

Методы исследования исторически возникли раньше в естественных науках, чем в гуманитарных. На протяжении всей истории развития научного знания предпринимались попытки перенести методы естественных наук в гуманитарные науки во всей их полноте и без учета соответствующей специфики. Такие попытки могли встретить лишь сопротивление и критику со стороны гуманистов, изучавших социальную жизнь и интеллектуальную культуру. Часто это сопротивление сопровождалось полным отказом от научных методов познания для изучения социокультурных и гуманитарных процессов.

Появление новых общенаучных и междисциплинарных областей исследований и значительное влияние научно-технической революции способствовали упразднению в современной науке былого противостояния между естествоиспытателями и гуманистами, применению гуманистами естественнонаучных методов и наоборот. В настоящее время социологи, юристы, педагоги и другие ученые гуманитарных наук часто используют в своих исследованиях такие междисциплинарные методы, как системный подход, идеи и методы кибернетики, теории информации, математического моделирования, теории самоорганизации и другие методы.

Таким образом, изучение основных концепций современного естествознания студентами гуманитарных и социально-экономических дисциплин представляется необходимым как для применения студентами-гуманитариями научных методов в своей деятельности, так и для четкого представления о научной картине мира, разработанной современным естествознанием.

Место науки в системе культуры

Наукой занимаются не ради богатства. Напротив, богатство должно быть на службе у науки. Абай Кунанбаев.

В историческом процессе определенный уровень развития общества и отдельных людей, их познавательные и творческие способности, а также их влияние и взаимоотношения с природной средой определяются состоянием их культуры. Культура в переводе с латинского означает заботу, воспитание, образование и развитие. В более широком смысле культура – это все, что создано человеком, в отличие от того, что дано природой. Наука – это отрасль или отдел культуры

Если в древности мистика, в античности мифология, в средневековье религия занимали важное место в системе культуры, то можно сказать, что в современном обществе влияние науки является доминирующим

Наука – это рациональный способ восприятия мира, получение и систематизация знаний о реальности на основе эмпирической проверки и математического доказательства.

Как многофункциональное явление, наука представляет собой:

  1. Отрасль культуры;
  2. Способ познания мира;
  3. Определенная система организации (академии, университеты, колледжи, институты, лаборатории, научные общества и издания).

Существует определенная внутренняя структура и классификация современных наук.

Естественные, гуманитарные и математические науки считаются фундаментальными, а прикладные – это технические, медицинские, сельскохозяйственные, социологические и другие науки.

Результатами научных исследований являются теории, законы, модели, гипотезы, эмпирические обобщения. Все эти понятия, каждое из которых имеет свое специфическое значение, можно объединить одним словом “понятия”. Концепция (особый способ трактовки какого-либо объекта, явления, процесса) происходит от латинского conceptio- понимание, система. Концепция – это, во-первых, система взглядов, понимание определенного явления или процесса. Во-вторых, это одна определяющая идея, центральная идея произведения или научного труда и т.д.

Роль науки в формировании мировоззрения

К концу двадцатого века стало очевидно, что человечество находится в кризисе. “Человек стоит перед необходимостью определить для себя характер своих отношений с природой и друг с другом. Ранее разработанные эталоны больше не пригодятся. Постепенно возникла и усилилась чрезвычайно важная тенденция: массовый поиск смысла жизни в творческой свободной деятельности личности”. (Г. Г. Дилигинский).

Если воспользоваться метким выражением Ю.А. Гайдара, то можно сказать, что в этом случае мы имеем дело с тем, что, по словам Ю.А. Гайдара М. Лотман и Б. А. Успенский определяет культуру как “ненаследуемую память коллектива”. Тогда, конечно, науку можно рассматривать как ее часть, а точнее – подсистему, обладающую определенной автономией. Но если рассматривать науку в контексте культуры, то не стоит забывать, что, несмотря на свой солидный возраст во временной шкале цивилизации, она появилась не так давно, а ее значительное влияние на общество является достижением последних полутора веков. Кроме того, не склонны ли мы преувеличивать значение науки в восприятии мира?

Наука – это многоуровневый социальный феномен; это система знаний о мире. Любое знание, в том числе и научное, следует рассматривать как представление о природе и общественном бытии. Объектом научного познания может быть развитие природы и общественной жизни без исключения. В этом отличие науки от таких форм общественного сознания, как политическая, моральная, правовая идеология, где представлены только социальные условия.

Независимое эмпирическое знание, возникающее из практики, может существовать без науки и вне ее. Наука дает не только знания об отдельных сторонах объектов и внешних отношениях между ними, но и раскрывает законы природы и общества. Особенность науки состоит в том, что она является высшим общением практики, способным охватить все явления действительности, дает истинные знания о сущности явлений и процессов, законах природы и общества, в абстрактно – логической форме.

Наука, как составляющая духовной жизни, воплощается и в материальной сфере. Это сфера, которая включает в себя как теоретическую, так и практическую деятельность.

Познавательную роль по отношению к явлениям общественной жизни выполняет не только наука, но и искусство. Но последняя показывает общее через индивидуальное, конкретное, а наука передает его в абстрактно-логической форме, через понятия, категории.

Невозможно заставить природу говорить то, что мы хотели бы услышать. Научное исследование – это не монолог. Задавая вопрос природе, исследователь рискует потерпеть неудачу, но именно риск делает эту игру такой увлекательной. Наука – это игра с риском. Но все же науке удалось найти вопросы, на которые природа дает последовательные ответы. И как бы бессвязно ни говорила природа в ходе своих экспериментов, сказав, она не возьмет свои слова обратно: природа никогда не лжет.

Наука возникает только на определенном этапе зрелости человечества, и ее состояние может служить одним из важнейших показателей развития общества.

История поиска рационального объяснения мира драматична. Временами казалось, что столь амбициозная программа находится на грани завершения: перед глазами ученых открылась фундаментальная плоскость, из которой можно вывести все остальные свойства материи.

Условия для возникновения науки появились на землях Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии и Китае. Достижения восточной цивилизации были зафиксированы и обработаны в гармонической теоретической системе Древней Греции.

Наука и технологии

Наука в ХХ веке характеризуется сильной и тесной связью с технологией, что является основой современной научно-технической революции, определяемой многими исследователями как главная культурная доминанта нашей эпохи. Новый уровень взаимодействия науки и техники в двадцатом веке привел не только к появлению новых технологий как побочного продукта фундаментальных исследований, но и к формированию разнообразных технических теорий.

Культурная цель технологии – освободить человека от объятий природы, дать ему свободу и независимость от нее. Но освободившись от суровости природы, человек заменил эту необходимость технической необходимостью, которая подвергает его непреднамеренным побочным эффектам технической среды, таким как деградация окружающей среды, нехватка ресурсов. Мы вынуждены приспосабливаться к законам технических аппаратов, таким как разделение труда, нормирование, пунктуальность, посменная работа, и мириться с их экологическими последствиями. За достижения технологий, особенно современных, неизбежно приходится платить.

Технология, заменяющая человеческий труд и приводящая к росту производительности труда, порождает проблему досуга и безработицы. За комфорт жизни мы платим цену человеческого уединения. Достижение мобильности с помощью индивидуального транспорта покупается шумовым загрязнением, некомфортными городами и изуродованной природой. Медицинские технологии, значительно увеличивающие продолжительность жизни, означают демографический взрыв для развивающихся стран.

Технология, позволяющая вмешиваться в генетический состав, угрожает человеческой индивидуальности, человеческому достоинству и индивидуальной неповторимости.

Список литературы

  1. Грачев Г.Д. “Наука и национальные культуры”.
  2. В.М. Григорьев “Наука и техника в контексте культуры” 3.
  3. Косарева Л.М. “Социокультурный генезис науки нового времени” 4.
  4. Кун Т. “Структура научных революций”.
  5. Мамрух А. “Проблема социокультурной детерминации научного знания”.
  6. Мостапенко А.М., Зобов Р.А. “Научно-художественный образ мира. Художественное творчество”.

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице “что такое реферат и как его сделать” я подробно написала.

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

  • Критика сциентизма
  • Проблема сознания в философии
  • Источники по истории Древнего Востока
  • Культура и обычаи Древнего Востока
  • Теория поведения потребителей
  • Лидерство и стили менеджмента
  • Культура речи и публичное выступление
  • Рынок труда, его функции, модели и роль в экономике
  • Национальные модели рынка труда
  • Макроэкономическая нестабильность – инфляция
  • Экономическая политика в условиях инфляции
  • Особенности развития экономической мысли в России

Оформление рефератов для любых институтов и университетов:

  1. Рефераты МГУ
  2. Рефераты МФТИ
  3. Рефераты НИЯУ МИФИ
  4. Рефераты НИУ ВШЭ
  5. Рефераты СПбГУ
  6. Рефераты МГИМО
  7. Рефераты МГТУ
  8. Рефераты ТПУ
  9. Рефераты СПбПУ
  10. Рефераты УрФУ
  11. Рефераты ТГУ
  12. Рефераты КФУ
  13. Рефераты ФУпПРФ
  14. Рефераты РЭУ
  15. Рефераты НИТУ МИСиС
  16. Рефераты СФУ
  17. Рефераты РГУ нефти и газа
  18. Рефераты НИУ МЭИ
  19. Рефераты ИТМО
  20. Рефераты МГМУ
  21. Рефераты РУДН
  22. Рефераты НГТУ
  23. Рефераты РНИМУ
  24. Рефераты МГЛУ
  25. Рефераты ЮФУ
  26. Рефераты ННГУ
  27. Рефераты МАИ
  28. Рефераты СПбГЭУ
  29. Рефераты ВАВТ
  30. Рефераты СНИУ
  31. Рефераты КГМУ
  32. Рефераты ДВФУ
  33. Рефераты МГЮА
  34. Рефераты СПбГУТ
  35. Рефераты КГАСУ
  36. Рефераты ПГУТИ
  37. Рефераты ТюмГУ
  38. Рефераты КемГИК
  39. Рефераты СПбУТУиЭ
  40. Рефераты ЯГСХА
  41. Рефераты МПГУ
  42. Рефераты ИГАУ
  43. Рефераты УГПС МЧС
  44. Рефераты СПбГАСУ
  45. Рефераты СГМУ
  46. Рефераты СГУ
  47. Рефераты СГЮА
  48. Рефераты ТУСУР
  49. Рефераты РПА
  50. Рефераты СПбГЭТУ ЛЭТИ
  51. Рефераты УрГЭУ
  52. Рефераты ДГТУ
  53. Рефераты ЧелГУ
  54. Рефераты ВГУ
  55. Рефераты ТулГУ
  56. Рефераты ЮЗГУ
  57. Рефераты НГПУ
  58. Рефераты ОГУ
  59. Рефераты ТГПУ
  60. Рефераты УПП
  61. Рефераты УдГУ
  62. Рефераты РГУП
  63. Рефераты УГНТУ
  64. Рефераты МГППУ
  65. Рефераты ГУАП
  66. Рефераты ВГУЭС
  67. Рефераты РГЭУ (РИНХ)
  68. Рефераты ВятГУ

Наука и религия

В центре внимания 20-го века были взаимоотношения между наукой и философией, наукой и социальными структурами, наукой и экономикой, наукой и культурой, и, в гораздо меньшей степени, наукой и религией. Это, по-видимому, связано с особым характером взаимодействия науки и религии в современную эпоху. Этот особый вид отношений хорошо выражен Гейзенбергом, когда он пишет об отрыве религии от науки в связи с некоторыми особенностями самого христианства. Христианский Бог поднялся над миром, он непостижим, недоступен. Он удалился на небо, так что казалось разумным считать землю независимой от Бога. Природные объекты изучаются как существующие сами по себе, независимо от наблюдателя-исследователя и, в конечном счете, от самого Бога. В нормальные (по мнению Куна) периоды развития науки ученый может заниматься своими экспериментами, не связывая свою деятельность с верой (или неверием) в Бога.

Проблема взаимоотношения науки и религии становится актуальной, когда речь идет об основаниях науки, когда возникает вопрос о ее происхождении, например, о возникновении науки нового времени.

Ученый нуждается в религии и в другом случае: ему важно быть уверенным в том, что мир действительно существует, что он не иллюзия, что он упорядочен. Говоря о важности религии для ученого, Эйнштейн писал, что он “не смог найти лучшего термина, чем “религия”, для обозначения веры в рациональную природу реальности, по крайней мере, той ее части, которая доступна человеческому сознанию”

Там, где этого чувства нет, наука вырождается в бесплодный эмпиризм”. Эйнштейн отказывается обосновать и доказать свою веру в рациональное устройство мира. В беседе с Рабиндранатом Тагором он говорит, что если существует реальность, независимая от человека, то должна существовать и истина, соответствующая этой реальности, и что отрицание первого влечет за собой отрицание второго. “Наш естественный взгляд на существование независимой от человека истины нельзя ни объяснить, ни доказать, но в него верят все, даже первобытные люди.

Мы приписываем истине сверхчеловеческую объективность. Эта реальность, независимая от нашего существования, нашего опыта, нашего разума, необходима нам, хотя мы не можем сказать, что она означает”.

Наука и искусство

Искусство – это самая многогранная характеристика общества: его биография, его анамнез и эпикриз, его обвинительный акт и свидетельство социальной зрелости. Но искусство – это не только портрет, это еще и автопортрет конкретного общества. Искусство сегодня – это барометр, чутко реагирующий на все изменения в политической, моральной и духовной атмосфере общества.

Поскольку характер развития науки и искусства в любую эпоху в конечном счете определяется социальными факторами, отражающими специфику этой эпохи, наукообразный характер нынешнего столетия, несомненно, оказывает влияние на современное искусство и эстетическую культуру в целом.

На самом деле наука влияет как на факторы, определяющие состояние и развитие искусства, так и на самые разные его параметры. Наука влияет на само искусство, особенно на его различные компоненты, стороны и аспекты, на сам процесс художественного творчества, на его субъект, художника, на продукты этого творчества, тем самым воздействуя на его содержание и формы, направления, масштабы и даже темпы развития, в какой-то мере определяя его эффективность и социальную значимость.

Наука изменяет окружающий мир, оказывает многообразное влияние на самого человека, а также влияет на предмет искусства. Наука, кроме того, вооружает художника новейшими и наиболее достоверными знаниями о мире, об обществе, о себе, влияет на его духовный мир и определяет всю философию его жизни и творчества. Наука влияет не только на характер и содержание творчества, не только на его формы, но и на направление его развития, количественные и качественные характеристики, формы и средства воспроизведения, распространения и восприятия, эффективность воздействия художественных произведений, способы их сохранения и воспроизведения.

НАУКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Социально-практическая, то есть марксистская, интерпретация любой деятельности, в
том числе интеллектуальной, позволяет Богданову ставить проблемы развития науки именно
как проблемы социокультурные и эксплицировать социальное значение научно-технического прогресса не просто с точки
зрения его социальных последствий, но и рассматривать научную и технологическую деятельность
как социальный феномен, вписанный в более широкую перспективу. Богданов связывает
социальные и технологические процессы через своеобразную социальную метафизику, согласно которой смысл человеческой истории заключается в борьбе человека (точнее
человечества, коллективного субъекта) с природными стихиями и организации их наилучшим
для себя образом. Организация предполагает познание природы (наука) и её преобразование
(техника и технологии).

Хотя эмпириокритицизм допускал развитие научных представлений о мире, оставалось не
ясным, как, за счёт чего это происходит. Богданов отвечал на этот вопрос с марксистских
позиций: познаваемый объект дан познающему в форме коллективной практики, поэтому
эволюция этой практики ведёт к развитию знаний. Движение же вперёд самой практики
обусловлено тем, что она есть борьба с природой, её активная организация. Что касается общественных отношений, то они, в духе Маркса, представлялись как следующие
за развитием знания и техники.

Наука наравне с искусством и разнообразными формами нормирования социальной жизни
рассматриваются Богдановым как составляющие духовной культуры. Культура в целом и
каждый её компонент – это организованный опыт человечества и в качестве такового –
орудие организации последующего опыта. По сути, вся культура представляет собой систему
практических норм, позволяющих упорядочивать человеческую жизнь. Отношения практики,
жизни, с одной стороны, и культуры – с другой, можно уподобить, используя пример самого
Богданова, отношению движения поездов и нормирующего его расписания []. Любая составляющая духовной культуры имеет в основе организационную функцию: «Обычай,
право, нравственность, приличия регулируют и контролируют всю практическую жизнь общества:
самое понятие “норма” есть явно организационное» . Соответствующее определение
получает и наука: “организованный общественно-трудовой опыт” и “орудие
организации общественного труда” .

Те проблемные рамки, в которых Богданов рассматривает науку, в определённой мере предвосхищают
развитие философии науки и современного междисциплинарного направления социальных
исследований науки и технологий (social studies of science, technology and society,
STS). В фокусе STS находятся переплетающиеся между собой и взаимно друг друга усиливающие
процессы, во-первых, роста научного знания, во-вторых, прогресса материальных (технологических)
возможностей человека и создаваемой благодаря им искусственной среды и, в-третьих,
эволюции социальных отношений. Анализ научно-технологического развития, его условий,
контекста и последствий, предпринятый ранее [], позволяет утверждать, что в качестве особого процесса, теснейшим образом связанного
с тремя обозначенными, нужно выделять совокупность антропологических трансформаций,
которые следуют за изменением фундаментальных структур, определяющих специфику данного
культурного целого. Такие структуры академик В.С. Стёпин называл универсалиями культуры и полагал невозможным рассматривать эволюцию науки, технологии и общества вне эволюции
этих наиболее общих культурных смыслов и мыслеобразов. Казалось бы, речь идёт о чем-то
абстрактном, спекулятивном и далёком от реальной практики. Однако интерпретация Богдановым
культуры как совокупности организационных схем или норм деятельности позволяет увидеть за самым отвлечённым понятием и общим тезисом потенциал практического
преобразования мира. Чем более общим оказывается некий принцип (например, присущие
культуре модерна активизм и антропоцентризм), тем масштабнее и глубже его влияние.

Заключение

В заключение хочу сказать, что созданная в настоящее время наука – это магический кристалл, в который нужно заглянуть, чтобы увидеть проблеск будущего. Часто технические изменения, которые претерпевают биология и физика, социология и история первобытного общества, и особенно философия, являются открывающими жестами нового времени. Тонкая материя науки чувствительна к мельчайшим колебаниям жизни и может по тончайшим предвестиям зарегистрировать то, что спустя годы примет гигантские очертания на сцене будущего….. Завтрашняя жизнь на площадях зависит от сегодняшней жизни”.

Нельзя утверждать, что существует тесная параллель между экономической и политической структурой общества и преобладающим научным мировоззрением, нельзя также рассматривать науку как надстройку над социально-историческим базисом. Однако было бы неправильно рассматривать науку как некую независимую переменную. Наука – это открытая система, встроенная в общество и связанная с ним сетью обратных связей. Наука находится под сильным влиянием внешней среды, и ее развитие определяется тем, насколько культура восприимчива к научным идеям.

” …Недавнее развитие науки предоставляет нам уникальную возможность пересмотреть место науки в общественной культуре. Современное естествознание возникло в специфических условиях, сложившихся в Европе в XVII веке. Для нас, живущих в конце ХХ века, накопленный опыт позволяет утверждать, что наука выполняет некую универсальную миссию, влияя не только на взаимодействие человека и природы, но и человека и человека” (И. Пригожин).

Like this post? Please share to your friends: