Духовная культура: сущность, иллюстрации и различия с материальной

Философия и отношение к другим формам духовной культуры. лекция. философия. 2012-02-22

Духовные ценности

Духовную культуру можно рассматривать как совокупность духовных ценностей. Ученые выделяют социальные, нравственные и абсолютные духовные ценности.

  • К нравственным ценностям относят доброту, дружбу, любовь, свободу и творчество, набор указанных ценностей позволяет установить отношения сопереживания и родственной близости между людьми;
  • К социальным ценностям относят науку, религию, право, образование, культуру и искусство. Все перечисленные ценности помогают людям совместно жить в одном социуме, выстраивая взаимоотношения друг с другом на основе уважения к чужим правам, законности и справедливости;
  • К абсолютным ценностям относят ценности всеобщего характера. Таковыми считают жизнь и здоровье, труд, гуманизм, любовь к Родине и т.д.

Развитие личности всегда приводит к усвоению человеком тех либо иных духовных ценностей, в процессе чего индивид наделяется чертами, характерными для представителей своего социума, становясь его неотъемлемой органической частью

Естественно, багаж духовных ценностей у двух разных людей может значительно отличаться как по их составу, так и по важности, которую они несут для своего обладателя. Духовные ценности являются индивидуальным выражением отношения конкретного индивида к долгу, дружбе, счастью и другим основополагающим для человека понятиям, позволяющих ему выстраивать собственную жизнь

Что такое духовная культура?

Духовная культура — это сферу деятельности людей, охватывающая разнообразные аспекты духовной составляющей в жизни социума и человека, а также систематизированные идеи и знания, присущие отдельному обществу или всему человечеству. В состав духовной культуры входит множество элементов культуры нематериальной, например, обычаи, мифология, язык, моральные и нравственные ценности.

Процесс возникновения духовной культуры основывается на отсутствии ограничения людьми собственного чувственного опыта, а также на признании ими главенствующей и руководящей роли духовного опыта в жизни, оценке предметов и взаимодействии с окружающими. По сути, именно духовный опыт является важнейшей составляющей при определении человеком смыслов и высших целей своей жизни, своей роли в окружающем мире.

Возникая на основе потребности людей осмыслять и осваивать действительность с помощью образов и чувств, на практике духовная культура реализуется через такие специфические формы, как наука, религия, философия и др. В жизни человека нет ни одной сферы, где не проявлялась бы духовная культура, усвоенная индивидом благодаря языку, воспитанию и общению с другими людьми. Усваивая духовные нормы в процессе воспитания и социализации, человек приобретает способность оценивать и воспринимать идеалы, принятые в определенном социуме.

К противоположной духовной культуре сфере относят материальную культуру, формирующую искусственную среду жизни индивида и состоящую из техники, материальных ценностей и производственного опыта, накопленного людьми в процессе их развития.

Общественное и индивидуальное сознание

Духовные ценности — категория, указывающая на человеческий, социальный и культурный смысл различных духовных образований (идей, теорий, образов), рассматриваемых в контексте «добра и зла», «истинного или ложного», «прекрасного или безобразного», «справедливого или несправедливого». Духовные ценности выражают социальную природу самого человека и условия его бытия. Ценности — это форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития общества. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла и других человечество выражает свое отношение к существующей действительности и противопоставляет ее некоему идеальному состоянию общества, которое должно быть установлено.

Каждая ценность «возвышается» над реальностью и содержит в себе действительное, а не существующее. С одной стороны, это задает цель, вектор общественного развития, с другой — создает условия для отрыва этого идеального бытия от его «земной» основы и может дезориентировать общество через мифы, утопии и иллюзии. Кроме того, ценности могут пережить свое время и, таким образом, безвозвратно потерять свое значение и перестать соответствовать новой эпохе.

Духовное потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Она может быть спонтанной, когда ее никто не направляет, и человек выбирает определенные духовные ценности самостоятельно, по собственному вкусу. В других случаях духовное потребление может быть навязано людям рекламой, средствами массовой информации, массовой культурой и т.д. В результате можно говорить о манипуляции сознанием, усреднении и стандартизации потребностей и вкусов людей.

В то же время сознательное потребление истинных духовных ценностей — познавательных, художественных, нравственных и других — выступает как целенаправленное созидание и обогащение духовного мира человека. Любое общество заинтересовано в повышении духовного уровня и культуры отдельных людей и социальных сообществ в долгосрочной перспективе и с прицелом на будущее. Снижение духовного уровня и культуры ведет к деградации общества практически во всех его измерениях.

Духовные отношения — категория, выражающая взаимозависимость элементов духовной сферы общества; различные отношения, возникающие между индивидами, социальными группами и общностями в процессе их духовной жизни и деятельности.

Духовные отношения существуют как отношение интеллекта и чувств человека или группы людей к определенным духовным ценностям (воспринимает он их или нет), а также его отношения с другими людьми по поводу этих ценностей — их производства, распределения, потребления. Основными видами духовных отношений являются познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также духовные отношения, возникающие между наставником и учеником.
Духовное общение — это процесс связи и взаимодействия между людьми, в котором происходит обмен идеями, ценностями, деятельностью и ее результатами, информацией, опытом, навыками, умениями; одно из необходимых и универсальных условий формирования и развития общества и личности.

Структурирующим элементом духовной жизни общества является общественное и индивидуальное сознание.

Примеры духовной культуры

А теперь приведем несколько понятных и знакомых всем примеров духовной культуры. К таковым относят:

  • Нормы морали, т.е. комплекс правил поведения, базирующийся на представлениях людей о добре и зле;
  • Мифологию – совокупность преданий, содержащих в себе первоначальные представления людей об окружающей реальности, ее происхождении и месте в ней человека;
  • Религию, т.е. мировоззренческую позицию, построенную на вере в сверхъестественные силы божественного происхождения;
  • Искусство, под которым понимаются попытки человека отразить окружающую его реальность посредством использования языка образов;
  • Философию — науку об общей проблематике, затрагивающей основные вопросы бытия;
  • Науку — сведенные воедино идеи и взгляды о построении окружающего мира, основанные на проведенных учеными исследованиях; – комплекс, включающий в себя различные убеждения, идеи и взгляды.

Сфера духовной культуры и её особенности

Слово cultura ведёт свое происхождение от латинского глагола colo, который означает «обрабатывать», «возделывать почву». Первоначально слово культура обозначало процесс очеловечивания природы как среды обитания. Однако постепенно, как и многие другие слова языка, оно изменило свой смысл.

В современном языке понятие культура употребляется в основном в двух значениях — «широком» и «узком».

В узком смысле, говоря о культуре, обычно подразумевают те области творческой деятельности, которые связаны с искусством.

В широком же смысле культурой общества принято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания.

Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную.

Под материальной культурой понимают технику, производственный опыт, а также те материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания человека.

К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Духовная культура — это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.Выделяют следующие подвиды духовной культуры:

1. Произведения монументального искусства, обладающие материальной формой, которую придал художник естественно–природным или искусственным материалам (скульптура, объекты архитектуры);2. Театральное искусство (театральные образы);3. Произведение изобразительного искусства (живопись, графика);4. Музыкальное искусство (музыкальные образы);5. Различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и гипотезы и т. д.);6. Общественно–психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, социальные привычки и обычаи, и т. д.).

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует.

Духовная культура имеет некоторые важные черты, которые отличают ее от других областей культуры:

→ духовная культура бескорыстная. Ее сущность — не польза, не выгода, а «радость духа» — красота, знание, мудрость. Духовная культура нужна людям сама по себе, а не ради решения каких-нибудь внешних по отношению к ней утилитарных задач.

→ в духовной культуре человек в сравнении с другими областями культуры получает наибольшую свободу творчества. Безграничное пространство для творчества представляет искусство;

→ творческая деятельность в духовной культуре — это особый духовный мир, созданный силой человеческой мысли. Этот мир несравненно богаче реального мира.

→ духовная культура чувствительно реагирует на внешнее влияние в области культуры: она способна ощущать изменения в жизни людей и откликаться на них изменениями в себе, она находится в постоянном напряжении и движении, является самой уязвимой областью культуры: люди в трудных жизненных обстоятельствах тяготятся ею. Вот почему духовная культура более всего страдает при социальных катаклизмах: революции и реформы в обществе приводят к упадку духовной культуры народа. Духовная культура нуждается в заботе общества, сохранение и развитие ее требует от общества усилий. Если люди перестают ею интересоваться, она теряет внутреннее напряжение и движение.

Сфера духовной культуры

Духовная культура общества — это совокупность духовных ценностей, норм и принципов, а также деятельность людей, основанная на их разработке и применении в жизни. Если говорить о том, что относится к данной сфере, следует упомянуть мораль, образование, науку, философию, религию, искусство как проявления культуры.

  • Мораль в обществознании — это система нравственных ценностей и норм, во многом определяющих поведение человека. Она вырабатывается обществом на протяжении длительного времени. Говоря простым языком, к ней относятся представления о добре и зле, хороших и плохих поступках, справедливости и несправедливости. От того, какую роль эти категории выполняют в социуме, зависят нормы поведения. Они не имеют выражения в официальных документах, но часто являются ориентирами в жизни человека.
  • Образование — элемент духовной культуры, целью которого является передача имеющихся знаний и накопленного опыта последующим поколениям. От его уровня зависит состояние общества: образованные люди способны оценивать и анализировать окружающий мир и себя, планировать пути развития.

Рис. 1. Университет.

  • Наука — область духовной культуры, задачей которого является систематизация имеющихся знаний, формирование научной картины мира, открытие нового.
  • Философия как элемент духовной культуры является особой системой взглядов на действительность. Она определяет, что входит в понятие рационального познания, что такое мир и бытие, каково место человека в нём.
  • Религия — система представлений, в основе которой лежит вера в существование высших сил, обладающих сверхъестественными свойствами. С этой позиции она объясняет, что такое Вселенная, как она устроена, каким законам подчиняется жизнь человека.
  • Искусство — область культуры, основанная на творческом осмыслении действительности, выражении взглядов автора в образах. Существуют различные виды искусства: живопись, архитектура, художественная литература, музыка, театр, скульптура.

Рис. 2. В театре.

Все перечисленные элементы оказывают влияние на формирование нашего внутреннего мира. Под воздействием духовной культуры человек из биологического существа превращается в личность. Он усваивает нормы морали, получает образование, впитывает религиозные взгляды, пытается философски осмыслить действительность, восхищается произведениями искусства.

Функции культуры

Перечислим основные функции культуры:

Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры.

Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.

Оценочная — дифференциация ценностей, обогащение традиций.

Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества к каждому человеку во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).

Информативная — передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.

Социализация — усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

Заключение

Таким образом, обладающие высоким уровнем духовной культуры люди отличаются не только хорошим вкусом и воспитанием, но и воспринятыми ими нравственными и моральными нормами. Как правило, они являются хорошо образованными и эрудированными людьми, а потому, даже работая в собственной узкой профессиональной сфере, такой индивид продолжает живо интересоваться происходящим вокруг него, расширяя багаж своих знаний и не замыкаясь исключительно в отведенной ему профессиональной области.

На протяжении веков люди преобразовывают окружающую действительность, создавая при этом комфортные условия жизни. Всё, что создано руками человека, принято считать культурой в широком смысле слова. В узком смысле это понятие означает созданные человеком духовные ценности, нравственные категории, которые воплощены в великих произведениях искусства. Рассмотрим, какие виды духовной культуры выделяются в современном обществознании.

Like this post? Please share to your friends: