Взлетая в духовной сфере: исследование влияния нашей духовности на жизнь

Признаки духовной культуры

Духовная культура обладает рядом характерных лишь для нее черт, отличающих ее от всех остальных областей культуры. К данным признакам относят:

  • Бескорыстность духовной культуры, не преследующей никаких материальных выгод, а выражающейся исключительно в красоте, мудрости и знаниях. По этой причине потребность людей в духовной культуре возникает сама собой, она не решает никаких внешних и материальных задач;
  • Максимально возможная для человека свобода творчества, предоставляющая индивиду безграничные возможности для реализации себя в сфере искусства;
  • Создаваемый в рамках духовной культуры особый мир отличается от повседневности большей яркостью и богатством;
  • Сфера духовной культуры является живым движущимся организмом, который четко и своевременно реагирует на любые изменения в жизни общества;
  • Эта разновидность культуры отличается завидной долговечностью, ведь даже при гибели какого-либо шедевра искусства, память о нем сохраняется и передается на протяжении веков в воспоминаниях и легендах.

Взаимосвязь материальной и духовной культуры

Что касается материальной культуры, то это предметно-вещевой мир, который создан человеком при помощи использования собственного труда, ума и технологий. Многим может показаться, что материальная и духовная культура – это два понятия, между которыми пропасть, но это не так.

  1. Любой материальный предмет был создан после того, как человек его придумал и продумал, а идея является продуктом духовной работы.
  2. С другой стороны, чтобы продукт духовного творчества стал значимым и имел возможность влиять на деятельность и жизнь людей, он должен материализоваться, например, стать действием или описанным в книге.
  3. Материальная и духовная культура – два взаимосвязанных и взаимодополняющих понятия, которые неделимы.

Искусство и его функции Особенности современного искусства

 

Определение слова «искусство» предполагает отражение действительности посредством образов. Оно не стремиться к точности и достоверности информации и носит субъективный характер.

К базовым функциям искусства относятся:

  • преобразовательная – изменяет общество и природу благодаря действиям;
  • художественная – отражение мира;
  • воспитательная функция искусства нацелена на формирование у молодого поколения чувств и стимуляцию эмоций;
  • рекреационная – организация отдыха и досуга людей.

Современное определение термина «искусство» связано с указанными функциями и многообразием видов и форм.

Виды искусства представляют собой сложившиеся в рамках истории, формы проявления деятельности людей. К ним относятся:

  • литература;
  • музыка и танец;
  • живопись;
  • архитектура;
  • театр, цирк и кино.

Эстрада как вид искусства представляет собой зрелищное сценическое выступление артистов.

К особенностям современного искусства относятся:

  1. Появление новых художественных форм, например, графика, в том числе и компьютерная, радио, искусство и тому подобное.
  2. Смешение жанров, например, в кинофильмах и музыке. В качестве частного примера можно привести фильм «Мстители», в котором есть элементы приключений, комедии, детектива.
  3. Отход от принятых ранее канонов и импровизация.

Виды современного искусства отвечают на запросы молодого поколения – они быстрые, яркие, наполненные смыслом.

Словарь

1. Канон – неизменная традиционная совокупность норм и правил.

2. Импровизация – вид искусства, который создается непосредственно перед зрителем; неожиданное творение.

Понятие “культура”

Культура (от латинского «возделывание, культивирование почвы») – все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также её результаты.

Культура в широком смысле этого слова:

1. Все, что создано человеком, в своей совокупности

2. Вторая природа.

3. Вся преобразовательная деятельность человека и ее результаты.

4. Результат деятельности человека и общества, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.

5. Исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных ценностей.

6. К культуре относятся: нормы поведения людей, опыт и способы деятельности в разных сферах жизни, духовно-нравственные проблемы человека.

Культура в узком смысле:

1. Всё, что относится к деятельности в сфере искусства.

2. Степень воспитанности определенного человека.

3. Наука и научные учреждения.

4. Этикет.

Массовая, элитарная и народная культура

В конце XIX в. возникает такое специфическое явление, как массовая культура. Вы уже знаете, что предпосылками её появления стали процессы индустриализации и урбанизации, демократизация культуры, рост грамотности населения. Её широкому распространению помогло развитие СМИ, появление новых способов хранения и тиражирования продуктов культуры.

Массовая культура резко отличается от прежних форм тем, что она опирается на достижения передовой технологии даже в большей степени, чем элитарные формы искусства XX в. Более того, в сфере массовой культуры (поп-музыка, развлекательная кинопродукция, мода, бульварная и жёлтая пресса, реклама и пр.) используется мощный потенциал психологических практик, социологических приёмов, менеджмента.

Массовая культура уникальна как искусство манипуляции простыми реакциями и импульсами («драйвами») множества людей. Она стереотипна, ориентирована на пассивное восприятие, использует простоту и занимательность, коммерциализирована. В то же время массовая культура помогает приспособиться к меняющейся социальной реальности, способствует организации досуга, снятию напряжения.

В любом обществе наряду с массовой культурой существует и слой высокой культуры. Не следует полагать, что носитель высокой культуры — это обязательно человек с хорошим образованием. Большое значение имеют не только полученные знания, но и способность человека чувствовать, быть милосердным, чутким, отзывчивым. Высокую культуру иногда отождествляют с элитарной культурой. Элитарная культура есть сегмент высокой культуры: это творческий авангард, действующий в любом обществе. Именно в среде элитарной культуры рождаются и опробуются новые языки живописи, скульптуры, архитектуры, литературы, высокой моды. Это своеобразная лаборатория новых культурных практик, порождаемых художниками, писателями, философами, музыкантами. В большинстве своём элитарная культура опережает уровень её восприятия широкими массами. Это своеобразный «бросок в будущее», проигрывание новых экспериментов, овладение оригинальным и неповторимым культурным опытом.

Творцы элитарной культуры (профессионалы), как правило, не рассчитывают на широкую аудиторию. Ведь чтобы понимать новаторские произведения, надо владеть особым языком искусства: обладать богатой ассоциативностью, схватывать художественную символику Часто работа в сфере элитарной культуры предполагает узкую специализацию, её творцам присуща ценностная самодостаточность. Именно в сфере элитарной культуры вырабатываются и опробуются новые образцы мышления, новые эталоны вкуса. В искусстве XX— XXI вв. к высокой культуре среди наших соотечественников можно, в частности, отнести кинорежиссёра А. А. Тарковского, композиторов Д. Д. Шостаковича, А. Г. Шнитке. Спустя какое-то время продукция элитарной культуры делается узнаваемой, адекватно постигаемой также и в широких массах.

Несмотря на сильные межкультурные влияния в современном мире, своеобразие каждого типа духовной культуры черпает свою основу в народной культуре. Народная культура, укоренённая в духовной традиции, является часто бесписьменной; она глубоко уходит в старинные обряды, древние символы, изначальные образы, воплощает в себе склад мышления и способ чувствования определённой нации. Будет правильным для понимания всей силы народной культуры использовать понятие «архетип», пришедшее к нам из социальной психологии. Дословно архетип означает «первообраз», «подлинник», «образец». Из этого понятно, что на архетипические образы ориентируются всё новые поколения. Действительно, каждый человек с детства наследует главные архетипы своей культуры, слушая материнские колыбельные, народные сказки, былины. Эти изначальные образы формируют основы воображения человека и способа мышления. Так родились фигуры богатырей Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича, которым приписывается реальное историческое существование.

Точно так же сформировались былинные распевы, повествующие о героических подвигах народа, борьбе против врагов. Народная музыка отличается задушевностью, на основе интонационного строя народной музыки созданы многие профессиональные сочинения композиторов. Большую роль в формировании народной музыки играет обрядовый фольклор: он включает песни и припевки, сложившиеся в процессе трудовой деятельности, в периоды земледельческих циклов. Также в состав народной культуры входят хороводы и пляски, рождённые во время праздников.

Формы культуры

Народная, элитарная, массовая культура

В зависимости от уровня мастерства и типу аудитории выделяются следующие формы культуры: элитарная (высокая, салонная), народная, массовая (поп-культура).

Формы культуры Характерные черты (признаки) Что относится (примеры) Изучающие их науки
Элитарная(высокая, салонная) 1.Создаётся привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. 2. Рассчитана на её восприятие ограниченным кругом людей. 3.Сложна для понимания. 4. Не носит коммерческого характера, её девиз –«искусство для искусства» Классические живопись, скульптура, архитектура, музыка,литература, иконопись, мозаика и т.п. Искусствоведение, литературоведение.
Народная культура 1. Создаётся анонимными творцами. 2. Развивается как коллективное творчество на основе преемственности и традиций. 3. По происхождению является любительской, создаётся творцами не имеющими профессиональной подготовки. 4. Сохраняет присущие каждому народу характерные черты. Эпос, былины, предания, сказки, ритуал, обряд, обычай Этнография, антропология, фольклористика
Массовая (поп-культура) 1. Понятна и доступна всем слоям общества. 2. Удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому быстро теряет актуальность, устаревает. 3. Ориентирована на усреднённый уровень развития потребителей. 4. Является предметом потребления. 5. Свойственна стандартизация содержания. 6. Носит коммерческий характер. Реклама, эстрада, шлягер, сленг, кино, цирк, радио, китч Социология, философия

Массовая культура возникла в середине 20 века.

Предпосылки возникновения массовой культуры:

1. Индустриализация и связанная с ней урбанизация.

2. Прогрессирующий процесс демократизации общества.

3. Прогрессирующее развитие средств коммуникации.

Экранная культура

Экранная культура – культура, распространяемая через экранные средства информации. Экранная культура – это новая информационная среда, новая культура информационного общества, где основной ценностью являются не материальные товары, а информация и знание

Экранная культура включает три основных элемента – кинокультуру, телекультуру и компьютерную культуру органически взаимосвязанные друг с другом.

Признаки современной экранной культуры:

1. Синтез компьютера и видеотехники.

2. Подача представляемых объектов в сочетании звука и динамичного изображения.

3. Преобладание телекоммуникационных контактов людей.

4. Свободный выход личности в мир информации, преобладание электронных носителей информации

Материальная и духовная культура

По характеру удовлетворяемых потребностей различают следующие формы культуры: материальная и духовная.

Материальная культура – всё, что создаётся в процессе материального производства: техника, материальные ценности, производство.

Духовная культура – процесс и результаты духовного производства: религия, искусство, мораль, наука, мировоззрение.

Главным основанием разграничения материальной и духовной культур является характер потребностей (материальные или духовные) общества и человека, удовлетворяемых произведёнными ценностями.

Наука. Функции и методы научного познания

 

Наука представляет собой сферу деятельности людей, в рамках которой формируется система истинных знаний о мире. Целью науки является получение точных сведений о человеке, обществе и природе.

Наука является социальным институтом и включает в себя следующие компоненты:

  1. Субъектов – ученых, их знания и опыт – они формируют и систематизируют полученные знания языком понятным как для научного сообщества, так и для обычных людей.
  2. Учреждения и организации. В качестве примером отметим: РАН (Российская академия наук), ЮНЕСКО (учреждение организации объединенных наций по вопросам культуры), интернациональный союз астрономии и другие.
  3. Оборудование, используемое для изучения, например, лаборатории, космические станции.
  4. Язык, основанный на особых знаках и символах. Примеры: математические формулы, таблица Менделеева в химии и тому подобные.
  5. Методика исследования – наблюдение за явлениями, проведение экспериментов и так далее. Системность в науке играет ключевую роль.

К характерным чертам науки относятся:

Универсальность – знание объективно, результат не зависит от человека, где бы и когда бы ни проводилось исследование, теории будут подтверждены. Например, вода закипает при температуре сто градусов, не имеет значения, проводят эксперимент в России или Австралии (при соблюдении идентичных условий проведения эксперимента).
Гласность – достижения науки открыты для всего человечества

Например, появление электричества сразу упростило жизнь всех людей, проживавших в ту эпоху.
Бескорыстие – в исследовании важно постижение истины, даже если она не привлекательна. Например, открытие возможностей атома поставило мир под угрозу ядерной войны, не смотря на то, что этот факт печален, отрицать его невозможно, как и договориться с элементом, не действовать разрушающим образом.

Рациональность в науке делает результаты исследований объективными, то есть независимыми от взглядов отдельного индивида.

Все современные науки допустимо подразделить на следующие группы:

  • естественные – изучение природы и космоса, закономерностей явлений (астрономия, геофизика, антропология);
  • общественные – изучение общества и человека, как социального существа (социология, политология, юриспруденция);
  • гуманитарные – изучение различных проявлений творческой деятельности индивида (языкознание, история, литературоведение, логика);
  • технические – изучение существующих законов физики и химии.

Как правило, отрасли науки связаны с направлениями деятельности людей. Например, комплексные отрасли юридической науки разделены в соответствии с отраслями права: административное, уголовное и так далее.

Науку принято подразделять на фундаментальную и прикладную. Задача первой – систематизация, универсализация принципов и открытий. Что касается второй, то ее задача – применить на практике фундаментальные теории.

Базовые характеристики современной науки:

  • рост количества научных дисциплин;
  • увеличение числа ученых и людей, занятых в исследованиях;
  • интернациональное изучение проблемных вопросов.

Итак, главные задачи и цели науки связаны с достижением истины и систематизацией существующих знаний.

Особую силу научные знания приобрели после НТР (научно-технической революции в середине двадцатого века). В рамках нескольких десятилетий произошел скачок в развитии техники. Последние шестьдесят лет характеризуются постоянным развитием научного знания.

Понятие «Духовная культура»

Деление культуры на материальную и духовную сложилось почти два века назад. Под материальной культурой понимается многообразие создаваемых человеком предметов. Это машины и инструменты, сооружения и садово-парковые ландшафты, одежда и предметы обихода и многое другое. К духовной культуре относят утвердившиеся в обществе нормы и нравы, сложившиеся представления о прекрасном, религиозные взгляды и научные идеи, иными словами, то, что было создано в результате духовной деятельности человека.

Само разделение культуры на материальную и духовную довольно условно, поскольку многие идеи получают материальное воплощение (книги, полотна художников и т. п.), а в основе создания всякой материальной вещи лежит некий образ данной вещи, т.е. представление о будущем предмете. Тем не менее для более глубокого рассмотрения мы выделим явления духовной культуры в относительно самостоятельную область общественной жизни.

В качестве одного из удачных определений понятия «культура» можно привести слова русского философа Н. А. Бердяева (1874—1948), утверждавшего, что культура — это продукт творческой работы духа над природными условиями. Иначе говоря, культура всегда духовна, хотя и направлена на преобразование природы.

Понятие духовной культуры восходит к историко- философским идеям немецкого философа, лингвиста и государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта (1767—1835). Согласно выработанной им теории, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов. Плоды этого сотворчества составляют духовную культуру человечества.

Духовная культура представляет собой, во-первых, духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию духовных «продуктов» (творчество учёных, писателей, законодателей и т.д.) и, во-вторых, сами продукты духовной деятельности, т.е. духовные ценности, научные результаты, законы, обычаи и т.д.

Духовная культура проявляется через различные формы общественного сознания (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, науку и философию) и воплощается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности.

К духовной культуре относятся религия, наука, образование, искусство, язык, письменность и т.д. Её составляют правила, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, язык. Духовная культура является результатом деятельности людей, но творением не рук, а разума. Хотя нематериальные объекты нельзя увидеть, почувствовать, услышать, поскольку они существуют в сознании и поддерживаются человеческим общением, но объект нематериальной культуры, как уже отмечалось, имеет свой материальный носитель. Знания реализуются через книги, а обычаи и ритуалы приветствия — посредством рукопожатия или произношения слов.

Религия: определение, функции, мировые религии

 

Религия – это социальный институт, в основе которого вера в силы сверхъестественного происхождения. К базовым элементам культуры относятся:

  1. Идеология – систематизирование представления о мире и силах, действующих в нем.
  2. Культ – совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей. К примерам проявления культа относятся: богослужение, молитвы, милостыня, обряды и таинства.
  3. Иерархия – деление верующих в зависимости от их роли и приближенности к богу или богам. Например, миряне и клир (религиозные руководители).

Все религии допустимо подразделить по количеству богов на монотеизм (один) и политеизм (группа). Для ранних религиозных верований характерно преобладание политеистических религий.

В современном мире все религии допустимо подразделить на три направления. Рассмотрим их в таблице:

Функции религии:

  1. Мировоззренческая – формирование взглядов и принципов восприятия жизни.
  2. Коммуникативная – организация взаимодействия верующих друг с другом и с высшими силами.
  3. Компенсаторная – помогает в преодолении жизненных трудностей.
  4. Регулятивная – управляет поведением людей посредством социальных норм.
  5. Интегрирующая – объединение людей с общими взглядами и идеалами.

Признаки духовной культуры

Чтобы лучше понять, чем духовная культура отличается от других областей, следует учесть некоторые черты.

  1. В сравнении с технической и социальной сферой, духовная является бескорыстной и неутилитарной. Ее задача развивать человека и дарить ему счастье, а не получать выгоду.
  2. Духовная культура – это возможность свободно проявлять свой .
  3. Духовность связана с нематериальными сферами и существует по индивидуальным законам, поэтому отрицать ее влияние на реальность нельзя.
  4. Духовная культура человека является чувствительной к каким-либо внутренним и внешним изменениям в личности и обществе. Например, во время реформ или других глобальных перемен о культурном развитии все забывают.

Как создаётся духовная культура?

К процессам создания, распространения и сохранения духовной культуры причастно множество представителей различных профессий, включая учителей, художников, кинематографистов, ученых, библиотекарей и работников музеев. Помимо этого, целям создания духовной культуры служит ряд специализированных учреждений, к примеру, учебных заведений, театров, музеев, библиотек, консерваторий и т.д.

Существуют и учреждения, занимающиеся подготовкой кадров для данной области, к ним можно отнести учебные заведения, занимающиеся подготовкой профессиональных работников культуры, науки, образования и др. К тому же, созданием духовных ценностей часто занимаются люди, не имеющие профессионального образования в данной сфере, например, участники кружков художественной самодеятельности, и иные лица, создающие произведения искусства в свое личное время.

Отличие духовных ценностей от материальных

У человека имеется широкий спектр материальных потребностей, которые в значительной мере являются не только биологическими, но и социальными. К примеру, выбирая одежду, мы смотрим не только на её практичность, но и на внешнее оформление, поскольку нам не безразлично, как нас воспринимают. К духовным потребностям это относить нельзя, поскольку стремление быть успешным в обществе объясняется социальными инстинктами, которые есть даже у животных.

Духовные потребности полностью противоположны материальным. Они не направлены на выживание, завоевание статуса или удовлетворение биологических нужд. При этом формируются и развиваются они в процессе социализации. Становясь зрелой личностью, индивид формирует свой собственный набор духовных ценностей и потребностей.

Удовлетворение духовных потребностей происходит посредством двух видов деятельности, которые мы рассмотрели выше: создания и воспроизведения духовных ценностей. В первом случае индивид создаёт что-то новое (например, композитор пишет музыку), получая удовольствие от самого процесса и от осознания того, что это оценят другие люди. Во втором случае человек получает удовольствие от того, что сам потребляет духовную ценность (слушает музыку) или способствует тому, чтобы она стала доступна другим людям (исполняет на концерте, создаёт аудиозапись).

Духовная культура личности

Часть общей культурной системы, которая учитывает духовную деятельность и ее результаты, называют духовной культурой. Она подразумевает сочетание литературного, научного, нравственного и других направлений. Духовная культура человека – это содержание внутреннего мира. По его развитию можно понять о мировоззрении, взглядах и ценностях личности и общества.

Духовная культура включает огромное количество элементов, которые формируют основные понятия.

  1. Общие моральные устои, научные обоснования, богатство языка и другие элементы. На нее невозможно повлиять.
  2. Формируется благодаря воспитанию родителей и знаниям, полученным путем самообразования и обучения в разных учебных заведениях. С ее помощью взращивается личность человека, имеющая собственные взгляды по поводу разных аспектов жизни.
Like this post? Please share to your friends: