Наука и культура: взаимосвязь и влияние в современном обществе

Реферат место и роль философии в культуре

2.2 Наука в жизни современного общества.

 План.

  • Многозначность понятия «наука».
  • Цель и функции науки.
  • Система научных знаний.
  • Классификация наук.
  • Этические нормы науки.
  • Черты современной науки.
  • Критерии научных знаний.
  • Тенденции развития науки в современной России.

 Наука           

  • Систематизированные взгляды на действительность
  • Система специфических организаций с работающими в них людьми (например, НИИ)
  • Особый вид деятельности, система научных исследований.

Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, получение научных знаний, которые лежат в основе научной картины мира.

Функции науки:

  • познавательно-объяснительная; наука помогает человеку понять мир, объяснить его закономерности;
  • культурно-мировоззренческая— помогает формированию научного мировоззрения, способствует культурному развитию;
  • практически –деятельностная – непосредственно участвует в практической деятельности людей
  • социальная – научные знания помогают создавать наиболее благоприятные условия для развития человека, для формирования его личности; научные исследования способствуют изменению социальных процессов.
  • прогностическая— составление прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов.

Система научных знаний:

  • научные факты
  • законы
  • теории
  • методы получения научных знаний (наблюдение, эксперимент, расчёты, доказательства и др.)
  • особый научный язык ( в математике – числа, в химии – условные знаки и т.д.)
  • специальная терминология

Классификация наук:

по предмету познания

  • естественные – изучают природу химия, биология, экология)
  • точные – изучают числа и количественные отношения (математика)
  • общественные – изучают общество (социология, экономика, обществознание)
  • гуманитарные — дают описательно-оценочные характеристики (философия, история)
  • технические — служат практическим целям , изучают действия законов физики и химии в технических устройствах (радиоэлектроника, физика, химия полимеров)

по ориентации на практику

  • фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику
  • прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем

Этические нормы науки:

  • социальная ответственность учёного (клонирование)
  • бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность
  • общечеловеческие требования и запреты (плагиат)

Черты современной науки:

  • всеохватность — не ограничена временем, пространством, объёмом
  • незавершённость
  • дифференцированность— различные направления и школы
  • интегрированность— синтез знаний, комплексный анализ

Инновация — нововведение.

Критерии научных знаний

  • объективность –предметы явления должны быть познаны такими , какие они есть, без посторонних привнесений (взглядов, собственного мнения
  • рациональность – опора на мышление, максимальное исключение эмоций
  • системность – упорядоченность знаний по каким-либо признакам
  • проверяемость (верифицируемость)- знания должны быть проверены на практике или с помощью законов логики.
  • Наличие особой системы методов исследования
  • Необходимость особой подготовки для занятия научной деятельностью

Тенденции развития науки в современной России

  • Усиление внимания органов государственной власти к научно-технической и инновационной сфере
  • Возрастание роли науки как производительной силы общества
  • Усиление практической направленности научных знаний
  • Использование научных знаний для решения политических, экономических, военных, экологических, энергетических и других проблем.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Наука через призму философии

Наука играет значительную роль в современном обществе, ее развитие стимулирует рост производительных сил, она способствует повышению качества жизни населения во многих странах, через систему образования она воздействует на человека, формируя определенный тип мышления, называемого научным.

Однако дать определение науки не так просто. Наиболее общеупотребительное дано было выше, но в философии есть подход, согласно которому задача сформулировать понятие науки не осуществима, т.к. наука проходит в своем развитии определенные этапы, которые очень сильно между собой различаются, а потому они просто сравнимы.

Если выделять такие наиболее существенные периоды в развитии науки, то они примут следующие формы:

  • древняя восточная преднаука;
  • наука эпохи античности;
  • средневековая европейская наука;
  • новоевропейская классическая наука;
  • неклассическя наука;
  • постнеклассическая наука.

Для каждой из этих форм науки существовали свои особенности, представители одной эпохи никогда бы не согласились с методами и взглядами другой. Так, описание проходящих процессов со ссылкой на наблюдателя и средства наблюдения через призму квантово-механистической теории не приняли бы представители классической европейской науки, считая это нарушением объективности.

Кроме того, существуют многочисленные отрасли и подотрасли наук, которые самым общим образом можно разделить на следующие группы: логико-математические, естественные, инженерно-технические и социально-гуманитарные. В каждой группе есть свой теоретический и эмпирический уровень и свой набор дисциплин.

Таким образом, попытка обобщения и анализа науки – задача непростая, не поддающаяся простому решению, а тем более описанию. Наука многообразна, как само человеческое общество. Однако с точки зрения философии можно вывести определенные черты науки. Так, она, прежде всего, результат рационального познания, которое должно соответствовать таким рациональным требованиям, как системность, логичность и обоснованность, открытость критике и изменениям, определенность и понятийная выразимость. Кроме того, наука опирается на внешний опыт исследователя, и относится как к познавательной, так и оценочной деятельности сознания.

Основные признаки науки

Систему общественных знаний можно признать наукой, когда она удовлетворяет определенным требованиям. Эти требования отличают научные знания от других знаний духовной сферы (политики, морали, религии).

  1. Наукой можно считать систему познаний о законах существования и развития объектов.
  2. Каждая наука оперирует определенными знаками, символами.
  3. Наука имеет свой язык, совокупность терминов, присущих ей.
  4. Система научных знаний может быть проверена и подтверждена опытами.
  5. Наука постоянно пополняет свой багаж новыми знаниями. Этому способствует усовершенствование ее методологии.
  6. В состав науки входят следующие компоненты: предмет науки, научная теория, гипотезы, методология, опыты, факты.

Материализм

В философии XVIII. Материализм века получил сильное развитие во взглядах на объяснение природных явлений. Французский материализм имеет выдающееся историческое значение, потому что он:

выступал против средневековой схоластики и всех тех институтов, которые несли на себе печать антигуманизма Средневековья;

устанавливает свое мировоззрение и свои человеческие интересы.

Самым выдающимся выразителем философских взглядов французского материализма был Пауль Генрих Дитрих Гольбах (1723-1789). Он писал поучительные атеистические памфлеты: «Система природы», «Разоблаченное христианство», «Религия и здравый смысл», «Карманный теологический словарь» и др. Его работа «Система природы, или о законах физического и духовного миров», опубликованная в 1770 году, содержала изложение важнейших онтологических проблем: Материя; природа; движение; пространство; время; причинность; случайность; необходимость и другие.

Свое понимание основных онтологических проблем Дени Дидро (1713-1784) изложил в работах: «Философские принципы материи и движения», «Мысли об объяснении природы», «Письмо о слепых в назидание зрячим», «Сон Д’Аламбера». Дидро ввел диалектику в свои размышления о проблемах бытия. Согласно Дидро, вся материя разумна (это точка зрения гилозоизма), но при этом проводится различие:

«инертная чувствительность»;

«активная чувствительность». Французский материализм попытался преодолеть разрыв между природой (растениями, животными) и человеком.

Проблемы гносеологии наряду с онтологическими были очень важны в философии XVIII. Век очень важен. Философы XVII века называли внешний и внутренний мир человека источником знаний.

Материалисты видели роль как чувственных, так и рациональных моментов в познании: разум не может отделиться от чувств, но и не должен слишком доверять им.

Методами познания являются:

Наблюдение;

эксперимент.

Переход от чувственного к абстрактному мышлению, по мнению философов-материалистов, происходит как непрерывный процесс: после желания идут воспоминания, сравнения и суждения.

З. Фрейд занимает особое место в философской науке. Зигмунд Фрейд был австрийским психологом, невропатологом, психиатром, он преуспел в изучении бессознательных явлений, их природы, форм и проявлений.

Для философии Фрейда основной идеей было то, что поведение людей определяется иррациональными психическими силами, а не законами общественного развития, что интеллект — это аппарат для сокрытия этих сил, но не средство активного отражения действительности, все более глубокого ее постижения.

Основное исследование Фрейда посвящено роли того, что он считает самым важным двигателем душевной жизни человека, «либидо» (полового влечения), которое является противоречием

человек и социальная среда;

Человек и культура;

Человек и цивилизация.

С философской стороны, Фрейд предлагает свое собственное понимание человека и культуры. По его мнению, культура предстает как «суперэго», основанное на отказе удовлетворять бессознательные желания; она существует за счет сублимированной энергии либидо.

Карл Густав Юнг, швейцарский психолог, философ и культуролог, начал свою карьеру как ближайший сотрудник Зигмунда Фрейда и популяризатор его идей.

После разрыва Юнга с Фрейдом происходит пересмотр идей о происхождении человеческого творчества и развитии человеческой культуры в терминах «либидо» и «сублимации», подавления сексуальности и всех проявлений бессознательного «суперэго».

«Либидо» в юнгианском понимании — это не только вид сексуального влечения, но и поток жизненно-психической энергии. Юнг ввел в научный оборот такие объекты, как учение о карме, реинкарнации, парапсихологические явления и т.д. Основными работами К.Г. Юнга являются: «Метаморфозы и символы либидо»; «Психологические типы»; «Отношения между Я и бессознательным»; «Попытка психологической интерпретации догмата о Троице».

Классификация наук

По предмету познания науки делятся на несколько классов:

  • Естественные науки. Изучают законы природы, устройство материального мира (биология, физика, химия, география).
  • Технические науки. Описывают способы практического освоения природы (агрономия, архитектура, геофизика, информатика).
  • Общественные науки. Рассматривают социальные явления и их закономерности (социология, психология, экономика, политология, философия, лингвистика).
  • Гуманитарные науки. Описывают человека как социального субъекта (культурология, религиоведение, филология, философия, искусствознание, история, этнография).

По типу исследований выделяют три ведущих направления:

  • Фундаментальные науки. Изучение объекта науки для приобретения всесторонних сведений о нем. Результатом подобных исследований является выявление закономерностей явлений природы, получение базовых знаний, обоснование теоретических разработок.
  • Прикладные науки. Результаты нужны для дальнейшего использования в промышленности, на практике.
  • Научно-исследовательские и опытно-конструкторские науки. Сближают науку и производство. Разрабатывают конкретные производственные проекты.

Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение и философия. Мировоззрение

Наука в системе духовной культуры общества

страница 36/47
Дата 21.06.2022
Размер 1,47 Mb.
#186478

  …           36         …  
философия ответы на зачет

35. Наука в системе духовной культуры общества.

Наука – это особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

Итак, основной функцией науки является разработка и теоретическая систематизация объективных знаний о бытии. Это система понятий о явлениях и законах материального мира и духовной деятельности людей, которая позволяет предвидеть и преобразовывать действительность в интересах общества.

Содержанием науки и ее результатом является целенаправленно собраны факты, разработаны гипотезы и теории, приемы и методы исследования. Истинность научных понятий проверяется и приходится общественной практикой. Понятие науки включает в себя как процесс выработки научных знаний, так и всю систему проверенных практикой знаний, а последняя (система) формирует в совокупности научную картину мира.

Наука как форма культурной человеческой деятельности является историческим явлением. Это сравнительно поздний продукт культуры. Тысячелетиями жизнедеятельность людей осуществлялась без науки. Поколение за поколением использовало только эмпирический опыт, воспринимая мир через призму мифологии и религии. Постепенно появились крошки “наукообразных” знаний. Считается, что наука как сфера культуры сложилась в Европе только в эпоху позднего Средневековья и начала Нового времени.

Наука дает человечеству возможность использовать силы природы, развивать материальное производство, менять общественные отношения. Она способствует формированию научного мировоззрения, расширяет кругозор человека, освобождает ее от предрассудков и ошибок.

Науки делятся на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки познают законы, которые управляют поведением и взаимодействием базовых структур природы, общества и мышления. Эти законы и структуры изучаются безотносительно к их практического использования. Целью же прикладных наук является применение результатов фундаментальных наук для решения как познавательных, так и социально-практических проблем.

Наука как социальный институт стала одним из важнейших факторов социально-экономического потенциала, поэтому политика в области науки превратилась в одну из ведущих сфер социального управления. Если на конец XIX в. наука выполняла вспомогательную роль по производству, то в условиях научно-технической революции она стала важнейшим компонентом, движущей силой. Развитие науки, как правило, опережает развитие техники и производства, формируется единая система “наука – техника – производство”, в которой наука занимает ведущее место. Для современной науки

характерно тесная взаимосвязь с техникой, все отчетливее проявляется тенденция превращения науки в непосредственную производительную силу общества, растет и углубляется ее роль во всех сферах общественной жизни.

Кроме того усиливается тенденция, когда наука из средства технического прогресса превращается в органическую часть социального и культурного развития, проявляется не только в отношении человека к природе, но и в отношении к другим людям, к обществу в целом. Наука становится органичной частью культуры также в том смысле, что она способствует развитию творческого потенциала человека.

Поделитесь с Вашими друзьями:

  …           36         …  

Like this post? Please share to your friends: