RUDOLF-STEINER.RU

Библиотека
антропософского движения
   
Главная

Энциклопедия Духовной науки

АНТРОПОС

3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

VI. КРУГООБОРОТ СНА И БОДРСТВОВАНИЯ

Действие Люцифера и Аримана

Действие Луны

1032. "Лунный элемент некоторым образом окрашивает во время ночи весь космос — также и новая Луна — особой субстанциональностью, которую переживает и человек. Но он это переживает т.обр., что лунные силы, я бы сказал, удерживают его внутри мира Зодиака и возвращают к пробуждению. В слабом предчувствии человек переживает этот лунный элемент уже в первой сфере (сна). Во второй сфере он особенно сильно переживает тайну рождения и смерти. Он переживает ... фактически, каждую ночь, как духовно-душевное нисходит из духовно-душевного мира, через рождение, в физическое бытие и как постепенно тело переходит в смерть. Человек, собственно, постоянно умирает, в каждый момент, но преодолевает смерть до последнего мгновения. Но в тот момент, когда он это переживает — как душа проходит через земно-телесное, — он переживает также свою связь с остальным человечеством. ... Луна хочет снова поставить нас в человеческий мир, она вырывает нас из космоса. Ее силы противоположны как силам Солнца, так и силам звезд; она обусловливает наше родство с Землей. Поэтому каждую ночь она уносит нас из переживаний Зоди­ака к переживанию планет и, наконец. Земли, когда мы возвращаемся в свое тело.
     С определенной точки зрения в этом заключена разница между сном и умиранием. Человек во сне находит­ся в сильной связи с силами Луны. Каждую ночь они указывают ему на значение его земной жизни. Они могут это делать потому, что человек удерживает все отраженным в эф. теле. В смерти он извлекает эф. тело из фи­зического, и начинается воспоминание прошедшей жизни в обратном порядке".
     Представьте себе луг, покрытый травой, цветами. От каждого цветка, также и от того, который цветет на дереве, исходит некоего рода спиральная линия, исчезающая в мировом пространстве. Подобные спираль­ные линии содержат силы, которыми космос регулирует и обусловливает рост растений на Земле. Ибо расте­ния не просто вырастают из семени, они вырастают из космических спирально окружающих Землю сил. Они присутствуют и зимой, и в пустыне, где нет растений. Чтобы войти в движение планет, человек дол­жен эти силы растений каждую ночь использовать как проводников. Он, т.обр., входит, руководствуясь излу­чающимися из растений силами, в движение планет. И с силой, что выгоняет растение из корня вверх, ... человек вступает во вторую сферу сна. ... Исходя из земных отношений, душа могла бы сказать себе: я покоюсь во всем том, что как космическое благословение развивается над засеянным полем, когда оно цветет, над лугом, когда он цветет. Все то, что здесь нисходит к растениям и изживает себя в спираль­ных силовых линиях, все это есть лоно Божества, живое, подвижное в себе божественное лоно, находящимся в котором чувствует себя человек во время сна.
     Луна же возвращает его назад к его животности. Растительные силы постоянно стремятся унести человека в Универсум; а поскольку человек несет в себе животность, общую с царством животных, Луна возвращает его каждое утро в его животность".214 (11)



Действие Люцифера и Аримана

1033. "При пробуждении в основном действует ариманическое; при засыпании в основном действует люциферическое. Человек из погруженности в физически-телесное переходит в свободное духовно­-душевное состояние. Он переходит в состояние, в котором он больше не мыслит в ариманических понятиях, но только в образах, которые резкие ариманические контуры понятий растворяют, которые позволяют всему сплетаться и плыть. Он погружается в состояние, где это плавание в образах является нормальным. Короче говоря: из состояния сна в состояние бодрствования нас переносит правомерным образом ариманическое, а из бодрственного состояния в состояние сна нас правомерным образом переносит люциферическое".
     "Ложный путь образуется тогда, когда мы в бодрственное состояние вносим слишком мало люциферических импульсов, и потому во время бодрствования слишком сильно действует ариманический импульс. Тогда арима­нический импульс слишком сильно вдавливает человека в телесность, не дает ему удержаться в душевных ощущениях добра и зла, в моральных импульсах. Он окунает его в эмоциональное, в страстное. Он окунает его в жизнь инстинктов, в животность. Он слишком основательно человеческое Я соединяет с телесностью.
     И опять-таки, когда люциферическое неправомерным образом действует в человеке, то человек слишком много своей бодрственной жизни переносит в состояние сна. Тогда всплывают сновидения, представляющие собой чрезмерные реминисценции дневной жизни. А те, в свою очередь, снова действуют на бодрственную жизнь и вгоняют ее в нездоровую мистику".210 (1)



Назад       Далее       Всё оглавление (в отдельном окне)

  Рейтинг SunHome.ru