Связь духовности: религия, наука и мифология

Определение понятий

Философия, мифология и религия – особые формы общественного сознания. Каждая из них отражает духовные и культурные аспекты, а также указывает на то мировоззрение, которое является наиболее близким для человека или определенной социальной группы. Каждое понятие включает в себя осмысление таких направлений, как законы природы, бытия, особенности окружающих событий, явлений и вещей. Все рассматриваемые понятия имеют тесную связь между собой, но и различия между ними огромные.

Мифология – форма понимания устройства мира, при которой основным является опора на образы. Возникла и развилась во время раннего развития общественных отношений. Присутствует у большинства народностей. В мифах сочетаются реальность, вымысел, присутствуют верования и особенности восприятия окружающей действительности.

Философия – мировоззрение, высшая форма общественного сознания. Она выражается в деятельности интеллектуальной и духовной направленности. Рассматривает вопросы, касающиеся, как общих вопросов, так и тех, что принято считать специфическими. Существуют различные направления, учения и школы. Взгляды формировались под влиянием практического опыта и глубокого осмысления существующих закономерностей развития, затрагивающих как  материальный, так и духовный мир.

Религия – упорядоченная и строгая система взглядов и убеждений в обществе. В основе ее лежит вера в существование высшего разума или сущности, имеющей божественное начало. Ему подчиняется не только жизнь и судьба человека, но и все события и явления, которые происходят в мире, затрагивают природу и общество. Представления в рамках религии формируются на определенном этапе становления общественных укладов. Они всегда учитывают существующую структуру в иерархии.

Виды

Есть несколько классификаций, рассматриваемых мифологией. Общая классификация включает:

  1. Календарные. Они были попыткой объяснить природные циклы. Часто в этих мифах отыгрывают тему смерти: божество рождается и умирает, символизируя годичный цикл.
  2. Тотемические. Повествуют о животных-тотемах племен. Тотем — дух-покровитель племени. В древности, люди верили, что каждое животное стало прародителем для отдельного племени и наделило его своими чертами. Тотемический миф рассказывает о жизни животного-прародителя, его роли в жизни людей.
  3. Героические. Биографические виды, в которых описываются подвиги воинов, правителей и народных героев. На основе героических мифов развился отдельный жанр литературы — героический эпос. Герои стали широко известны за пределами своей родины: совершивший 12 подвигов Геракл, победивший Горгону Персей.
  4. Астральные. В их текстах главные роли отводятся небесным телам, наделенным чертами личности. Луна и Солнце фигурируют в роли богов, управляющих суточными циклами.
  5. Космогонические. Их можно считать основной предпосылкой к развитию философии, поскольку эти мифы рассматривали теории происхождения богов, Космоса и человека.
  6. Антропогонические. Эти мифы — попытка объяснить происхождение человека.
  7. Этиологические. Они посвящены природным явлениям. Ураганы, землетрясения, громы и пожары рассматривались людьми как божества, а позднее — как проявления божественного гнева.
  8. Эсхатологические. В них рассматриваются возможные версии конца света.

Сюжеты мифов разных народов, географически отдаленных друг от друга, часто имеют схожий сюжет. Наука до сих пор не имеет четкого объяснения этого феномена.

Список литературы

  1. Введение в философию. – М.,1986.
  2. Елисеев Г.А. История религии 10-11кл. – Москва: Просвещение, 1999.
  3. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. – Владивосток. Издательство Дальневосточного университета, 1986.
  4. Маркс К. Энгельс Ф. Избранные произведения. Т.20.
  5. Найдыш В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. – М.: Градарики, 2002.
  6. Рычков А.К. Яшин Б.Л. Философия. – Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
  7. Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т2. – М.,1959.
  8. Философия. Учебник. Под. ред. Кохановского В.П. – Ростов-на-Дону, 1996.
  9. Философский словарь. Под редакцией И.Т. Фролова. – Москва: Политиздат, 1986.

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице “что такое реферат и как его сделать” я подробно написала.

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

  • Проблема субъекта и объекта в философии
  • Развитие диалектики в античной философии
  • Система объективного идеализма Платона
  • Социальная система и ценностные ориентации личности
  • Значения технического прогресса в жизни общества
  • Мое здоровье принадлежит только мне
  • Денежная реформа 1947 г.
  • Политика снижения цен в конце 40-х – начале 50-х гг.: причины, сущность, последствия
  • Реформы Н.С. Хрущева: замыслы и реальность
  • Экономическая реформа 1965 года: причины, сущность, результаты
  • Денежная реформа 1991 г. и ее итоги
  • Важнейшие задачи социально-экономической статистики на современном этапе

 Оформление рефератов для любых институтов и университетов:

  1. Рефераты МГУ
  2. Рефераты МФТИ
  3. Рефераты НИЯУ МИФИ
  4. Рефераты НИУ ВШЭ
  5. Рефераты СПбГУ
  6. Рефераты МГИМО
  7. Рефераты МГТУ
  8. Рефераты ТПУ
  9. Рефераты СПбПУ
  10. Рефераты УрФУ
  11. Рефераты ТГУ
  12. Рефераты КФУ
  13. Рефераты ФУпПРФ
  14. Рефераты РЭУ
  15. Рефераты НИТУ МИСиС
  16. Рефераты СФУ
  17. Рефераты РГУ нефти и газа
  18. Рефераты НИУ МЭИ
  19. Рефераты ИТМО
  20. Рефераты МГМУ
  21. Рефераты РУДН
  22. Рефераты НГТУ
  23. Рефераты РНИМУ
  24. Рефераты МГЛУ
  25. Рефераты ЮФУ
  26. Рефераты ННГУ
  27. Рефераты МАИ
  28. Рефераты СПбГЭУ
  29. Рефераты ВАВТ
  30. Рефераты СНИУ
  31. Рефераты КГМУ
  32. Рефераты ДВФУ
  33. Рефераты МГЮА
  34. Рефераты СПбГУТ
  35. Рефераты КГАСУ
  36. Рефераты ПГУТИ
  37. Рефераты ТюмГУ
  38. Рефераты КемГИК
  39. Рефераты СПбУТУиЭ
  40. Рефераты ЯГСХА
  41. Рефераты МПГУ
  42. Рефераты ИГАУ
  43. Рефераты УГПС МЧС
  44. Рефераты СПбГАСУ
  45. Рефераты СГМУ
  46. Рефераты СГУ
  47. Рефераты СГЮА
  48. Рефераты ТУСУР
  49. Рефераты РПА
  50. Рефераты СПбГЭТУ ЛЭТИ
  51. Рефераты УрГЭУ
  52. Рефераты ДГТУ
  53. Рефераты ЧелГУ
  54. Рефераты ВГУ
  55. Рефераты ТулГУ
  56. Рефераты ЮЗГУ
  57. Рефераты НГПУ
  58. Рефераты ОГУ
  59. Рефераты ТГПУ
  60. Рефераты УПП
  61. Рефераты УдГУ
  62. Рефераты РГУП
  63. Рефераты УГНТУ
  64. Рефераты МГППУ
  65. Рефераты ГУАП
  66. Рефераты ВГУЭС
  67. Рефераты РГЭУ (РИНХ)
  68. Рефераты ВятГУ

Корни религиозного мировоззрения имеют различную природу.

Социальные корни связаны с условиями общественного существования человека. Они выражают зависимость человека от господствующих на данном историческом этапе общественных отношений, из которых он не может вырваться самостоятельно, с помощью только собственных сил.

Гносеологические корни связаны с определенным уровнем развития человеческого сознания, появлением абстрактного мышления, которое таит в себе возможность отрыва мысли от реальности. Человек учится фантазировать, представляя в своих фантазиях даже то, чего не существует в реальности. Кроме того, возникновение религии связано с недостаточностью накопленных к тому времени знаний, что лишало его возможности рационально объяснить многие природные явления и процессы.

Психологические корни связаны с тем, что человек во многих случаях своей жизни был бессилен перед природой, что вызывало страх перед ее необъяснимыми силами, побуждая его искать средства, с помощью которых он мог бы им противостоять. Еще древние мыслители говорили, что страх породил богов. Но было бы неправильно преувеличивать роль страха и других негативных эмоций в формировании религиозных верований. Фейербах заметил, что “для объяснения религии необходимо взять не только отрицательные, но и положительные мотивы, не только невежество и страх, но и противоположные страху чувства – положительные чувства радости, благодарности, любви и благоговения”.

Основные функции религии

Любая система и ее подсистемы не могут быть сведены к какому-либо одному элементу и не могут быть рассмотрены вне связи этих элементов, а их связь осуществляется, прежде всего, в процессе функционирования. Как подсистема общества, религия занимает в нем различные, меняющиеся в ходе истории места и выполняет, в соответствии с конкретной исторической ситуацией, определенные функции:

Мировоззренческая функция

Религиозное мировоззрение задает систему координат, в рамках которой осмысливается мир, общество и человек, придает смысл и цель жизни. Придание смысла существованию человека дает верующему возможность освободиться от ограничений существования, сохранить надежду на лучшую жизнь в будущем, на избавление от страданий, несчастий и т.д.

Компенсаторная функция восполняет зависимость и бессилие человека перед лицом обстоятельств. Давление необходимости и ограниченные возможности преодолеваются “свободой в духе”, социальное неравенство трансформируется в “равенство” в греховности и страданиях, разделение и изоляция заменяются братством в общине, а разобщенность и безразличие людей в повседневной жизни заменяются личным общением с Богом и общением в религиозной группе. Психологический аспект компенсации снимает стресс и угнетение.

Коммуникативная функция религии включает в себя процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком и его общения с Богом.

Регулятивная функция заключается в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, мнений, традиций и обычаев осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп и сообществ. Особенно важна система предписаний религиозного права и морали. Верующий человек должен стремиться подражать в своей жизни примерам подвижников и героев легенд.

Воспитательная функция – способствует развитию у индивида чувства любви и доброты к другому человеку, терпимости и милосердия, сочувствия и сострадания, чувства долга и справедливости.

Функции – это средства действия религии в обществе, но они могут быть реализованы только во взаимодействии элементов религии как структуры. Элементы и структуры религии развиваются и изменяются в ходе истории. На ранних этапах развития общества религия как самостоятельная сущность не выделялась, она была вплетена в живую ткань бытия. В дальнейшем, став относительно самостоятельной сферой духовной жизни, она все более дифференцируется, выделяются ее элементы, образуются связи этих элементов. В религии различают религиозное сознание, деятельность, отношение, институты и организации.

Сравнение философского и мифологического

Философское сознание не синкретично. В философии существует чёткое противопоставление субъекта и объекта, знания и переживания, человека и природы, индивида и коллектива.

Философия не принимает понятие противоречия, она стремиться к исключению их. Однако, стоит отметить, что философские взгляды нескольких мыслителей могут разниться, но в пределах одной философской системы противоречия непозволительны.

Философская наука не допускает пояснения связей между явления в ходе преобразования или по принципу ассоциации. Некоторым философским системам характерен телеологический способ объяснения, но признать его ведущим невозможно. Философия образует причинно-следственные связи для того, чтобы объяснить культурные и природные явления.

Философскому мышлению не характерна символичность. Скорее это строгое мышление, которое строится на чётких понятиях и категориях, где образное мышление допускается только как вспомогательное средство изображения или в качестве формы подачи материала, при этом никогда не является основой философского содержания.

Ещё одним отличием философии от мифологии является авторитарность последней. При этом философское знание носит критический характер.

В заключении стоит сказать, что в философском учении всегда можно проследить авторство определённой идеи. Философии характерен личностный контекст, это касается и появления идей, и направленности. Таким образом, можно говорить о том, что философия формируется посредством индивидуального творчества и направлена на изучение личности.

  • Рыбные товары конспект урока

      

  • Основы спутниковой навигации план конспект

      

  • Конспект занятия о байкале в подготовительной группе

      

  • Перелетные птицы конспект занятия в подготовительной группе презентация

      

  • Общество и хозяйство древнего египта конспект урока

Становление философской науки

Философия перенимает у мифологии мировоззренческий характер, при этом способы решения проблем меняются. Философские воззрения на мир и человека – это объективное и достоверное мнение, разумная точка зрения. Философия формируется в условиях поиска истинной мудрости, которая означает гармонию знаний о мире в купе с жизненным опытом. Образ и символ, которые присущи мифу, заменяются в философском знании рациональными понятиями и категориями. Ранняя философия характеризуется причудливыми образами, и обозначаются началом нового теоретического, объективного знания и мифологическими представлениями. Ярко выражено это в древнегреческой натурфилософии.

Классическая философия Платона наполнена отпечатками мифологического сознания.

Отличия мифологического от философского сознания заключаются в том, что ключевые понятийные особенности разнятся во взглядах на мировоззренческие вопросы. Для того, чтобы уяснить эти отличия на живом примере, достаточно всего лишь сравнить философию и мифологию по свойствам, которые перечислены выше.

Мифологическое сознание, его особенности и свойства

Синкретичность является основным свойством мифологического сознания. В нём не разделяется объект и субъект, познание и переживание, человек и природа. Особенность мифологического сознания в том, что в нём всё может быть всем. Понятие “синкретичность” имеет ещё одно определение в контексте мифа в неразделённой форме, где могли сосуществовать начала объективного знания о мире, зачаточные мысли религиозных верований, а также истоки искусства. После всего этого в ходе развития культуры эти формы переродились из мифа, тем самым приобретая чёткие границы собственного вида.

Ещё одной характерной особенностью мифологического сознания является отсутствие восприимчивости к противоречиям. Мифологическое сознание равнодушно к объективным связям действительности. Здесь имеется в виду, что согласно мифологической интерпретации всякий предмет или явление может быть чем угодно. В качестве источника мифологических ассоциаций выступает человеческая фантазия и мышление, а не как считалось ранее опыт или интеллект.

Среди характерных особенностей мифологического сознания выступает и установление особого типа связей между явлениями, которые не вмещаются в модель причинно-следственных отношений. Тем временем миф может предложить типы связей на выбор:

  • Метаморфоза.
  • Связи по ассоциации.
  • Телеологическая связь.

Метаморфоза значит превращение. Предметы, люди и явления могут превращаться друг в друга посредством фантазийных представлений древнего человека. Связи по ассоциации представляют собой соотношение дыхания и души, сна и смерти, к примеру. Теологические связи – это связи между явлениями в мифе, которые поясняются не с помощью целей, а с помощью причин. Миф построен таким образом, что все события и явления всеми силами стараются достичь изначально поставленной цели. Она является своеобразным двигателем всего действия.

Символичность также является характерной особенностью мифологического сознания. Древний человек использует символы и образы, пренебрегая понятиями и категориями. Стоит заметить, что в отличие от абстрактных понятий символы всегда имеют конкретное значение и чёткую характеристику. Одним из важнейших свойств символичности является принцип олицетворения или иными словами персонификации. Здесь происходит интересное одушевление и наделение природных явлений, культурных достижений и даже человеческих чувств душой. В таком контексте они выступают в качестве живых персонажей и личностей.

Греческой мифологии характерно явление богов, гдк бог солнца – Гелиос, богиня земли – Гея, бог времени – Хронос, Эмоций и страха – Фобос.

Также одной из характеристик мифологического сознания является коллективность. Миф создаётся коллективно, это вовсе не индивидуальное творчество. Насыщенность и суггестивность присущи таким текстам.

Заключительной особенностью мифологического сознания является авторитарность. Это значит, что миф не оставляет возможности проявиться личности или свободной мысли индивида, при этом не допускает изречения критических воззрений, оставляя за человеком лишь возможность трансляции формул и воспроизведения точных норм.

Структура

Способ изучения мифов — теоретические подходы К. Г, Юнга и Э. Кассирера, Р. Барта. Независимо от выбранного подхода изучения, исследователи выделяют одинаковую структуру. В нее входит 3 компонента:

  1. Архетип. Юнг считал, что архетипы окружают человека в течение жизни. Они представляют собой прообразы людей или событий, участвующих в регулярно повторяющихся сюжетах. Архетипы — продукт работы коллективного бессознательного. Каждый архетип — проекция абстрактного впечатления, имеющая понятную форму. Формирование архетипов имеет мифологическую, политическую, культурную природу. Для наполнения абстрактного впечатления смыслом нужны символы — общечеловеческие образы. К ним относятся: мать, правитель, враг, друг, герой.
  2. Знаковое изображение, в которое заложен глубинный смысл, называют символом. Он может иметь несколько трактовок. Символы формирует культурная среда, поэтому отдельные социальные группы могут иметь свою символическую систему. Кассирер отмечает, что она всегда стоит между человеком и реальностью. Символическая система передает значения отдельных элементов реальности, вызывая у человека ответные эмоциональные реакции.
  3. Соблюдение ритуалов необходимо для единения социальных групп. Ритуалы закрепляют изменения общественного строя. Они формируют мощное психологическое воздействие. Участники ритуала эмоционально становятся одним целым. Повторение ритуалов вызывает сильную привязанность и снижает способность к критическому мышлению. Регулярное проведение ритуалов позволяет манипулировать их участниками.

Решение мировоззренческих проблем посредством философии

Совершенно понятно, что мировоззренческие проблемы существовали ещё в дофилософском периоде. Более того, науке известны примеры, когда некоторые цивилизации вовсе не создали ничего подобного на философию.

Египетская, вавилонская, цивилизация майя, ацтеков и инков являются ярким примером народов, которые не занимались разработкой философского знания.

Но стоит отметить, что даже представители этих цивилизаций задумывались о вопросах мира и человека, жизни и смерти. Однако их ответы и пояснения носили нефилософский характер.

Исторически так сложилось, что самая первая форма мировоззрения – это мифология. Согласно суждениям Г. Гадамера, миф – это первомысли человечества. Мифологическая форма присуща первоначальным ответам на вопросы, касающиеся мироздания, появления культуры и человека. Мифология – это комплекс мифов, в которых повествуется о происхождении и устройстве мира, о появлении социума и человека. Также в ней проигрываются ситуации, в которых ежедневно участвует человек.

Миф – это начало человеческой культуры, начальная форма реальной культурной деятельности человека.

Вместе с тем, миф – это специфический тип представления о действительности и повествования о ней. Для древних людей миф был реальность, в которой они жили. Благодаря мифам формировалась устойчивая система ценностей, которые служили законами и примерами для поведения людей. Иначе говоря, мифы стали тем, что стабилизировало социальную жизнь и гарантировало единство социума.

Современная наука находится в постоянном споре о том, насколько соотносятся обряд и ритуал с мифологическим повествованием. Этот вопрос по сей день остаётся открытым и до конца не исследованным. Одно можно точно утверждать, что огромная часть различных ритуалов, которые сформировались ещё в древние времена, окрашены мифологическим повествованием. Однако не всем обрядам и ритуалам есть точные соответствия в мифах и развитой мифологии, например, древнегреческой. Указать на точную связь мифа и ритуала пока остаётся невозможным.

Мифология – прародительница философии

У философии и мифа тесная связь. История мифологии уходит корнями в первобытное прошлое человечества, развиваясь вплоть до становления Древней Греции. Мифологические верования Древней Греции заложили основу для формирования философского мировоззрения.

Мифология раннего античного периода создается на основе верования в богов, живущих на горе Олимп и управляющих судьбами людей. Многие из мифов того периода сохранились в первозданном виде и изучаются современными литературоведами. В них фигурируют не только боги, но и люди, и волшебные создания. В мифах о загробной жизни часто упоминается Цербер — огромный трехглавый пес, охраняющий царство Аида, бога смерти. Многим знакома история о создании Галатеи — статуи прекрасной женщины, которую оживила любовь скульптора.

Первым толчком к формированию философии стала необходимость каталогизации мифов. Это требовало логического переосмысления и рационализации. Античные философы не стремились полностью опровергнуть мифы. Они искали в мифических текстах подтверждения теориям о происхождении мира и пытались соотнести его с окружающей действительностью.

Платон, которого называют основателем античной философии, считал необходимым противопоставлять логос (разум) и миф. Это дает возможность осознать, что человеческому сознанию доступна малая часть знаний о мире, и стремиться к поиску истины. Мифы – важная часть философского учения, он является способом рефлексии.

Сравнение

На основании приведенных определений можно провести сравнение терминов и выяснить, в чем состоят различия, какие присутствуют общие факторы. Мифология отражает некое представление или мышление, которое рассматривает положение человека в обществе и природе. Основное значение здесь имеют высшие силы – божества и стихии, человеку же отведена второстепенная роль. Представления об окружающей реальности несколько наивны, но они изложены несколько необычно, что позволяет дать событиям неоднозначное толкование. Духовной составляющей отводится особое место. Для мифологии присуща вера в мистику и магию, таинственное и непознанное является основой для множества сюжетов. В них люди пытаются понять особенности природы и человека.

Философия опирается на реальность, но старается объединить ее с духовной составляющей. Главные труды принадлежат древним ученым – Платону, Аристотелю и Пифагору. С их помощью философия стала восприниматься не только как некое направление в исследовании мира, но как самостоятельная наука, достойная развития. Философия включает в себя учения о бытии и познании, изучает логику и эстетику, как элементах гармоничного и совершенного мира.

Религия так же затрагивает часть этих вопросов, но отличается от философии тем, что объясняет бытие не с точки духовной составляющей. Познание, научные сведения или саморазвитие человека для этой области отходят на второй план. Основу составляет воля божества, которое является непостижимым для сознания людей. В философии основой изучения является логический анализ, на основе которого производится обобщение. Для философии важны такие элементы, как аргументы, доказательства. В случае с религией в основе лежит исключительно вера, духовное единение. В основе лежат нормы морали, этика. Присутствуют стереотипы, затрагивающие моменты поведения и общения между людьми (в чем состоит различие общения и коммуникации). Значимой для общества формой в этом случае является культ. В нем складывается и утверждается система этических идеалов и ритуальных действий.

Мифология и философия: сравнительный анализ

Произойдя из общего корня, философия и мифология имеют ряд сходств и различий:

  1. Структура сознания. В мифологии сознание имеет теоретическую природу, его существование предполагается, но не подтверждается. Философия рассматривает сознание, как систему, состоящую из отдельных элементов. Они неразрывно связаны и подчиняются иерархии. Представление о сознании в философии базируется на практическом опыте.
  2. Противоречивость. Философское мышление стремится к конкретике — истина может быть только одна, у нее должно быть подтверждение, которое можно проверить. Для мифа наличие противоречия не критично. Явления и предметы могут сменять друг друга или изменять свою форму, и по ходу развития сюжета эти изменения никак не объясняются.
  3. Мировоззрение. Для мифологического мировоззрения характерна удовлетворенность увиденным или описанием. Философии требуются факты, подтверждающие теорию. Она рассматривает мир с позиции разума.
  4. Способ познания. В мифологии способ познания — передача информации от человека к человеку без критического осмысления. В философии способов познания мира несколько: от наблюдения до эксперимента. Они направлены на получение новой информации или подтверждение уже известной на практическом опыте.
  5. Генетическое родство. Мифологический взгляд на природу предполагает, что все животные произошли от одного. Философия частично подтверждает эту идею.
  6. Сакрализация. Информацию, передающуюся через мифы, нельзя подвергать сомнению. Философия отвергает такой подход. Научный взгляд требует сомнения во всех постулатах и их перепроверки.
  7. Поддержание традиций. Мифы способствовали укреплению ритуалов, передающихся от родителей к детям. Это замедляло развитие, разделяя историю на 2 периода: идеальное и аморальное общество.
  8. Происхождение. Миф — это вымысел. Он не нуждается в обосновании. Философия — результат рационального подхода.
  9. Цель. Мифы нужны для упрощения взгляда на мир. Они придавали смысл явлениям, которые в древности были необъяснимы.

Разница между философией и мифологией не противопоставляет эти отрасли друг другу. Она подчеркивает необходимость разнообразия способов познания мира и невозможность его полноценного изучения ограниченным набором методов.

Like this post? Please share to your friends: