Сущность и особенности сферы духовной культуры: анализ и перспективы

2.2 Наука в жизни современного общества.

 План.

  • Многозначность понятия «наука».
  • Цель и функции науки.
  • Система научных знаний.
  • Классификация наук.
  • Этические нормы науки.
  • Черты современной науки.
  • Критерии научных знаний.
  • Тенденции развития науки в современной России.

 Наука           

  • Систематизированные взгляды на действительность
  • Система специфических организаций с работающими в них людьми (например, НИИ)
  • Особый вид деятельности, система научных исследований.

Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, получение научных знаний, которые лежат в основе научной картины мира.

Функции науки:

  • познавательно-объяснительная; наука помогает человеку понять мир, объяснить его закономерности;
  • культурно-мировоззренческая— помогает формированию научного мировоззрения, способствует культурному развитию;
  • практически –деятельностная – непосредственно участвует в практической деятельности людей
  • социальная – научные знания помогают создавать наиболее благоприятные условия для развития человека, для формирования его личности; научные исследования способствуют изменению социальных процессов.
  • прогностическая— составление прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов.

Система научных знаний:

  • научные факты
  • законы
  • теории
  • методы получения научных знаний (наблюдение, эксперимент, расчёты, доказательства и др.)
  • особый научный язык ( в математике – числа, в химии – условные знаки и т.д.)
  • специальная терминология

Классификация наук:

по предмету познания

  • естественные – изучают природу химия, биология, экология)
  • точные – изучают числа и количественные отношения (математика)
  • общественные – изучают общество (социология, экономика, обществознание)
  • гуманитарные — дают описательно-оценочные характеристики (философия, история)
  • технические — служат практическим целям , изучают действия законов физики и химии в технических устройствах (радиоэлектроника, физика, химия полимеров)

по ориентации на практику

  • фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику
  • прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем

Этические нормы науки:

  • социальная ответственность учёного (клонирование)
  • бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность
  • общечеловеческие требования и запреты (плагиат)

Черты современной науки:

  • всеохватность — не ограничена временем, пространством, объёмом
  • незавершённость
  • дифференцированность— различные направления и школы
  • интегрированность— синтез знаний, комплексный анализ

Инновация — нововведение.

Критерии научных знаний

  • объективность –предметы явления должны быть познаны такими , какие они есть, без посторонних привнесений (взглядов, собственного мнения
  • рациональность – опора на мышление, максимальное исключение эмоций
  • системность – упорядоченность знаний по каким-либо признакам
  • проверяемость (верифицируемость)- знания должны быть проверены на практике или с помощью законов логики.
  • Наличие особой системы методов исследования
  • Необходимость особой подготовки для занятия научной деятельностью

Тенденции развития науки в современной России

  • Усиление внимания органов государственной власти к научно-технической и инновационной сфере
  • Возрастание роли науки как производительной силы общества
  • Усиление практической направленности научных знаний
  • Использование научных знаний для решения политических, экономических, военных, экологических, энергетических и других проблем.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Понятие науки, ее цели и функции

Цели науки: характеристика, истолкование и прогнозирование явлений действительности. Так как наука имеет своей целью создание духовных ценностей, то она относится к такому виду деятельности человека, как духовное производство.

Функции науки:

  1. Гносеологическая, или познавательная. Изучение и познание мира, его законов. Объяснение устройства природы, человека с научной позиции.
  2. Мировоззренческая. Каждая наука вносит свою лепту в общую копилку знаний о мире. Таким образом, представления человечества о реальности получают все большую ясность. Научная картина мира все время развивается и меняется.
  3. Образовательная. Помогает расширить кругозор, получить профессию, пополнить знания о мире. Образовательная функция науки служит образованию и воспитанию личности.
  4. Культурная. Тесно связана с образовательной. Личность выступает в качестве субъекта познания. При этом личность развивается и социализируется.
  5. Экономическая. Служит важным аспектом для развития хозяйства, экономики.
  6. Технологическая, или производственная. Разработка новых технологий, их претворение в жизнь. Использование знаний на практике.
  7. Управленческо-регулятивная. Разрабатывает методы управления социальными процессами: служебными, деловыми отношениями.
  8. Практически-действенная. Преобразует все стороны социальной жизни. Включает в себя все другие функции науки. Осуществляется через практику, производственную деятельность.
  9. Прогностическая. Создание моделей, изучение объекта в перспективе его возможного развития.

Слайд 8 Вопрос 2. Философская аксиология в системе культуры: проблема

месте в реальности, о структуре ценностного мира, т. е. о

связи различных ценностей между собой и с социокультурными факторами. Понятие «ценность» указывает на социальную и культурную значимость определённых явлений действительности для человечества.Различают «предметные» и «субъектные» ценности.Предметные ценности – всё многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений, которые оцениваются с позиций добра и зла, красоты или безобразия, справедливости или несправедливости, допустимого или запретного.

Влияние духовной культуры на научную методологию

Духовная культура имеет важное влияние на научную методологию, определяя основные принципы и ценности, которые используются в научных исследованиях. Одним из ключевых аспектов духовной культуры, который влияет на научную методологию, является мировоззрение

Мировоззрение формирует взгляды на то, как понимать и объяснять окружающий мир, а также как определять источники знания. Духовная культура может предлагать альтернативные подходы к научной методологии, основанные на вере, интуиции и духовном опыте. Она может также влиять на выбор тем и направлений в науке, ориентируя исследователей на изучение вопросов, связанных с религией, философией и духовностью

Одним из ключевых аспектов духовной культуры, который влияет на научную методологию, является мировоззрение. Мировоззрение формирует взгляды на то, как понимать и объяснять окружающий мир, а также как определять источники знания. Духовная культура может предлагать альтернативные подходы к научной методологии, основанные на вере, интуиции и духовном опыте. Она может также влиять на выбор тем и направлений в науке, ориентируя исследователей на изучение вопросов, связанных с религией, философией и духовностью.

Еще одной сферой, в которой духовная культура оказывает влияние на научную методологию, является этика и мораль. Духовные ценности и убеждения могут определять, какие исследования и эксперименты считаются нравственными и соответствующими. Они могут ставить этические ограничения на использование животных или людей в научных исследованиях. Духовная культура может также влиять на этический аспект публикаций и распространения научных открытий.

И, наконец, духовная культура вносит вклад в научную методологию через понимание и интерпретацию результатов исследований. Духовные убеждения могут формировать представления об истине и позволять исследователям видеть глубинные смыслы и значения, которые иначе могли быть упущены. Они могут также помочь находить связь между научными фактами и более широкими философскими и духовными идеями.

В результате, духовная культура оказывает существенное влияние на научную методологию, позволяя ученым вносить свои собственные ценности, убеждения и мировоззрение в процесс исследования. Это способствует разнообразию подходов и позволяет получать более глубокие и всесторонние познания о мире и человеческом опыте.

Глоссарий

Глобальные проблемы современности

— лавные,
ключевые проблемы, отрешения которых зависит само существование, сохранение и
развитие цивилизации. Отличительная черта современной цивилизации — нарастание
глобальных угроз и проблем

Речь идет об угрозе термоядерной войны, росте вооружений,
неразумной трате природных ресурсов, болезнях, голоде, нищете и т.п.
Немаловажное значение в концепции глобальных проблем придают вопросу об их
объективной «иерархии», т.е. о приоритетности одних из них по
отношению к другим и их соподчиненности.

Политология.
Словарь. http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/38/Глобальные

Экологический кризис

— особый тип
экологической ситуации, когда среда обитания одного из видов или популяции
изменяется так, что ставит под сомнение егодальнейшее выживание

Википедия
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/703793

Кризис

— Резкое изменение, происходящее помимо
нашей воли. Кризис может быть благотворным или неблаготворным, но он почти
всегда сопряжен с трудностями и протекает болезненно. Кризис связан с принятием
решения или вынесением оценки. Это действительно решающий момент, но не потому,
что от нашего решения зависит, быть кризису или не быть, а потому, что кризис
вынуждает нас принимать решение или решает за нас. Кризисными состояниями
являются, например, подростковый возраст или агония.

Философский
словарь Спонвиля http://philosophy_sponville.academic.ru/935/Кризис

Поиск определений –
Коренев Е.


Возможно, будет полезно почитать:

  • Нужно ли заказывать сорокоусты в трех храмах? ;
  • Проводники: кто они, откуда приходят и стоит ли им доверять? ;
  • Определение кто навел негатив с помощью таро Расклад на сглаз ;
  • Что может сделать порча на хлеб Что означает закопанный хлеб в огороде ;
  • Рунный став «Покровительство Фригг» от Saneya ;
  • Заговоры, которые действуют мгновенно — проверенные способы ;
  • Почему нельзя убивать пауков: народные приметы Что делать если убил паука в доме ;
  • О Мовлиде, который читают на Северном Кавказе Чтение мавлида ;

Слайд 20 Философия религии –направление в философии, исследующее представление о

отношению ко всему сущему и одновременно сохраняющей действенное присутствие в

мире; исследующее природу и функции религии, отношение Бога и человека. Основные типы философии религии: философское религиоведение – философско-критическое исследование системы религиозных верований, особенностей религиозно-мистического опыта и истинности религиозных верований и традиций, истории религии и атеизма;философская теология, обосновывающая учение о природе Бога, его сущности, отношении к человеку, интерпретирующая и оправдывающая религиозные конструкты.Религиозная этика – этика, базирующаяся на утверждении Бога как единственного источника и критерия нравственности, интерпретирующая зло как отступление от божественных предписаний.

История развития науки

Все виды современных наук возникли не сразу, на их становление и развитие потребовались сотни и даже тысячи лет. В Древнем мире в эволюцию научного знания наиболее существенный вклад внесла Древняя Греция. Именно здесь зародилась история, философия, риторика, медицина, математика, были открыты многие законы физики. Достойным приемником Древней Греции стало Древнеримское государство, в котором впервые возникла юриспруденция, были заложены основы правоведения. Сократ, Пифагор, Геродот, Аристотель, Гиппократ, Платон, Архимед и многие другие известные античные ученые внесли неоценимый вклад в развитие человечества.

Развитие науки в Средние века приостановилось, так как средневековая религия не терпела многих форм и способов познавательной деятельности (к примеру, было запрещено вскрытие умерших людей, что было необходимо для становления медицины). Влияние религии на науку было настолько велико, что средневековые люди долгое время считали Землю центром Вселенной, верили, что Солнце вращается вокруг оси Земли, а она в свою очередь, всегда остается неподвижной.

Наука Нового времени соединила в себе теоретическое и эмпирическое (практическое) знание, а Великие Географические открытия стали катализатором для дальнейшего развития географии, астрономии. Влияние религии на общество все больше и больше ослабевало, а обмирщение человеческого сознания способствовало расцвету научно-образовательной деятельности. В конце 18- начале 19 века из науки окончательно выделяются отдельные самостоятельные области знаний, с собственной терминологией, методами исследования.

В последней четверти 19- первой половине 20 века происходит всемирная научная революция, благодаря которой получает широкое распространение образование, происходит коренной переворот в развитии транспорта и техники. Научно-технический прогресс запускает первые в мире электростанции, создает новые средства связи – телеграф, телефон и радио, уничтожает территориальные барьеры,связывая разные страны сетью железных дорог. Сложно себе представить, как выглядело бы современное общество, без Алессандро Вольты, Дмитрия Менделеева, Вильгельма Рентгена, Пьера Кюри и Марии Склодовской-Кюри, Альберта Эйнштейна и многих других выдающихся ученых, внесших неоценимый вклад в развитие человеческого общества.

Вторая половина 20- начало 21 века стало периодом интеграции науки и производства, политики, образования, культуры. А с появлением интернета, научные знания стали доступны не только избранным кругам, но и получили широкое распространение во всех обществах мира.

Слайд 23 Наука – это отражение объективного мира в форме

в теоретической форме и логическая доказательность выводов. Как форма духовной

культуры наука ориентирована на постижение объективной Истины. Вместе с тем для современной науки познание истины любой ценой, получение знания ради знания, вне системы моральных ценностей является слишком опасным. Поэтому современная наука ориентирована на образцы морального поведения — коллективное самосознание, солидарность, социальную ответственность, добросовестность в научных исследованиях, борьбу с «академическими грехами» и академической недобросовестностью, предрассудками, ложью и слепым подчинением. Мораль поддерживает науку, направляет поведение ученых, помогает дать правильные общественные оценки их деятельности. Ведь если ученый, вооруженный всей мощью современной техники, утрачивает четкие нравственные ориентиры, это становится очень опасным. Когда в «интересах науки», не из нравственных побуждений, а из чисто «эстетического» интереса к «делу» и творчеству как таковому, ученый творит Зло, пусть и не специально, это смертельно и для человечества, и для самой науки.

Взгляды на науку и духовную культуру в современном обществе

Однако, есть и другая точка зрения, которая утверждает, что наука не может полностью охватить и объяснить все аспекты нашего существования. В этом случае, духовная культура играет важную роль в формировании наших ценностей, верований и мировоззрения. Духовная культура предоставляет нам возможность понять глубинные проблемы и смыслы жизни, дают нам ответы на вопросы о смысле нашего существования. В отличие от науки, духовная культура ориентируется на интуицию, веру и присутствует во всех культурах и религиях.

Сегодня в современном обществе наблюдается интеграция науки и духовной культуры. Некоторые люди считают, что наука и духовность должны сосуществовать в равновесии, чтобы обеспечить гармонию и прогресс в человеческом обществе

Важно понимать, что наука и духовность не являются противоречивыми, а взаимодополняющими аспектами нашего существования

В результате, взгляды на науку и духовную культуру в современном обществе разнообразны и зависят от индивидуальных предпочтений и убеждений каждого человека. Взаимодействие и влияние науки и духовной культуры способствуют развитию общества и формированию гармоничного и этичного поведения человека.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: