Философские вопросы: исследование тестовых заданий

Миф, религия, искусство и наука как основополагающие институты культуры

Аннотация к книге “Религии мира: Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния”

Настоящая книга впервые была опубликована в 1997 году и сразу стала научным бестселлером: это была первая в отечественной, а в значительной степени и в мировой науке попытка представить религию в качестве целостного психологического феномена. Выдающийся ученый-религиовед Е.А. Торчинов (1956-2003) обосновал и развил принципиально новый психологический подход к истолкованию феномена религии, исходя из понятия глубинного религиозного опыта как особой психологической реальности и активно используя при этом разработки представителей трансперсональной психологии (С. Гроф и его школа). В книге исследуются тексты, фиксирующие или описывающие так называемые мистические практики и измененные состояния сознания. Во введении рассматривается структура религиозного опыта и его типы, вопрос о взаимодействии религии с другими формами духовной культуры (мифология, философия, наука). Первая-третья части посвящены рассмотрению конкретно-исторических форм религиозной практики изменения сознания.

Настоящая книга впервые была опубликована в 1997 году и сразу стала научным бестселлером: это была первая в отечественной, а в значительной степени и в мировой науке попытка представить религию в качестве целостного психологического феномена. Выдающийся ученый-религиовед Е.А. Торчинов (1956-2003) обосновал и развил принципиально новый психологический подход к истолкованию феномена религии, исходя из понятия глубинного религиозного опыта как особой психологической реальности и активно используя при этом разработки представителей трансперсональной психологии (С. Гроф и его школа). В книге исследуются тексты, фиксирующие или описывающие так называемые мистические практики и измененные состояния сознания. Во введении рассматривается структура религиозного опыта и его типы, вопрос о взаимодействии религии с другими формами духовной культуры (мифология, философия, наука). Первая-третья части посвящены рассмотрению конкретно-исторических форм религиозной практики изменения сознания (психотехники) с целью приобретения глубинного (трансперсонального) опыта. Рассматриваются формы шаманской психотехники, мистериальные культуры древнего Средиземноморья, сложнейшие формы психотехники, разработанные в религиях Востока – даосизме, индуизме, буддизме. Особая глава посвящена “библейским религиям откровений” – иудаизму, христианству и исламу. Особый интерес представляет собой глава “Каббала и Восток”, в которой проводятся параллели между иудейским мистицизмом (каббала) и религиозно-философскими учениями индо-буддийской и дальневосточной традиций.Издание четвертое.

  • Алгоритм завязывания шнурков в детском саду

      

  • Лидия чарская тринадцатая краткое содержание

      

  • Проблемы школьной медицины 2020

      

  • Alt linux школьный родительский контроль

      

  • Чак паланик уцелевший краткое содержание

Материализм

В философии XVIII. Материализм века получил сильное развитие во взглядах на объяснение природных явлений. Французский материализм имеет выдающееся историческое значение, потому что он:

выступал против средневековой схоластики и всех тех институтов, которые несли на себе печать антигуманизма Средневековья;

устанавливает свое мировоззрение и свои человеческие интересы.

Самым выдающимся выразителем философских взглядов французского материализма был Пауль Генрих Дитрих Гольбах (1723-1789). Он писал поучительные атеистические памфлеты: «Система природы», «Разоблаченное христианство», «Религия и здравый смысл», «Карманный теологический словарь» и др. Его работа «Система природы, или о законах физического и духовного миров», опубликованная в 1770 году, содержала изложение важнейших онтологических проблем: Материя; природа; движение; пространство; время; причинность; случайность; необходимость и другие.

Свое понимание основных онтологических проблем Дени Дидро (1713-1784) изложил в работах: «Философские принципы материи и движения», «Мысли об объяснении природы», «Письмо о слепых в назидание зрячим», «Сон Д’Аламбера». Дидро ввел диалектику в свои размышления о проблемах бытия. Согласно Дидро, вся материя разумна (это точка зрения гилозоизма), но при этом проводится различие:

«инертная чувствительность»;

«активная чувствительность». Французский материализм попытался преодолеть разрыв между природой (растениями, животными) и человеком.

Проблемы гносеологии наряду с онтологическими были очень важны в философии XVIII. Век очень важен. Философы XVII века называли внешний и внутренний мир человека источником знаний.

Материалисты видели роль как чувственных, так и рациональных моментов в познании: разум не может отделиться от чувств, но и не должен слишком доверять им.

Методами познания являются:

Наблюдение;

эксперимент.

Переход от чувственного к абстрактному мышлению, по мнению философов-материалистов, происходит как непрерывный процесс: после желания идут воспоминания, сравнения и суждения.

З. Фрейд занимает особое место в философской науке. Зигмунд Фрейд был австрийским психологом, невропатологом, психиатром, он преуспел в изучении бессознательных явлений, их природы, форм и проявлений.

Для философии Фрейда основной идеей было то, что поведение людей определяется иррациональными психическими силами, а не законами общественного развития, что интеллект — это аппарат для сокрытия этих сил, но не средство активного отражения действительности, все более глубокого ее постижения.

Основное исследование Фрейда посвящено роли того, что он считает самым важным двигателем душевной жизни человека, «либидо» (полового влечения), которое является противоречием

человек и социальная среда;

Человек и культура;

Человек и цивилизация.

С философской стороны, Фрейд предлагает свое собственное понимание человека и культуры. По его мнению, культура предстает как «суперэго», основанное на отказе удовлетворять бессознательные желания; она существует за счет сублимированной энергии либидо.

Карл Густав Юнг, швейцарский психолог, философ и культуролог, начал свою карьеру как ближайший сотрудник Зигмунда Фрейда и популяризатор его идей.

После разрыва Юнга с Фрейдом происходит пересмотр идей о происхождении человеческого творчества и развитии человеческой культуры в терминах «либидо» и «сублимации», подавления сексуальности и всех проявлений бессознательного «суперэго».

«Либидо» в юнгианском понимании — это не только вид сексуального влечения, но и поток жизненно-психической энергии. Юнг ввел в научный оборот такие объекты, как учение о карме, реинкарнации, парапсихологические явления и т.д. Основными работами К.Г. Юнга являются: «Метаморфозы и символы либидо»; «Психологические типы»; «Отношения между Я и бессознательным»; «Попытка психологической интерпретации догмата о Троице».

и практического определителя связи предмета с тем, что нужно человеку

  1. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Согласно ему, изменения, происходящие с явлением, рано или поздно нарушают его меру (т.е. определенное единство качества и количества) и вызывают переход явлений в новое качественное состояние.
  2. Закон единства и взаимодействия противоположностей, утверждающий, что основным источником развития явлений служат их внутренние противоречия.
  3. Закон отрицания отрицаний, говорящий о том, что любое развитие есть, с одной стороны, движение вперед, к новым качествам, а с другой – повторение на новой основе отдельных свойств прежних качеств (обычно эти черты развития характеризуются терминами «преемственность», «развитие по спирали» и т.п.).

Основными категориями диалектики являются

Единичное, особенное и всеобщее

29. Пространство и время как атрибут бытия.2 основные концепции пространства и времени:субстанциональнаяреляционнаявремени еще 2 концепции:30. Природа как объект философского анализа. Основные модели и интерпретации отношения “Человек – природа” в различных культурных традициях. 31. Биосфера и ноосфера. Проблема коэволюции человека и природы и экологические ценности современной цивилизации.обществаприродыразумнаячеловеческаядеятельностьразвитиябиосферыобщества

  1. ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека;
  2. ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека

32. Понятие сознания. Основные подходы к проблеме сознания в философской традиции.ДуализмсубстанцийматерияЛогический бихевиоризмбихевиоризмомпсихологииИдеализмПурушаПракритигунамиМатериализмФункционализмДвухаспектная теорияФеноменологияЭмерджентная теория33. Проблема генезиса сознания. Сознание и отражение. Эволюция форм отражения.его генезиссвойство отраженияОтличие человеческого сознания

  1. Раздражимость — исходная форма отражения, способность к реакции.
  2. Чувствительность — способность к ощущению, являющиеся начальной формой психики животных. Чувствительность подразумевает наличие нервной ткани — «особой материальной структуры, ответственной за отражение»
  3. Восприятие — не только дифференцированное восприятие свойства и отношения вещей, но и отражение значительного числа существенных в биологическом отношении связей в окружающем мире.
  4. Сознание — предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческая активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в отвлечении от одних предметов, свойств и отношений и фиксировании других, в превращении чувств, образа в логическую мысль, в оперировании понятийными формами знания.

35. Мышление и язык.АристотельИ. КантЖ. Ж. Руссопознавательнаячеловекамысльпонятиесмыслидеяощущениявосприятияаналогиядедукциямозгаязыкаобразнознаковой40. Чувственное познание и его формы.ЭмпиризмЧувственное познаниеэлементыощущениевосприятиепредставлениепамяти и воображения41. Специфика и формы рационального познания.39. Гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм – познавательные программы классической философии.38. Познавательная деятельность как предмет философского анализа. Проблемное поле и основные принципы теории познания.философская дисциплинаоснованияприродувозможностьдостоверностиЦентральные проблемы гносеологииПроблема3 стратегиипознавательный оптимизмагностицизмскептицизм36. Проблема человека в истории философской мысли.43. Истина как процесс. Догматизм и релятивизм – альтернативные подходы в понимании истины как процесса.37. Проблема антропосоциогенеза в современной философии и науке.42. Понятие истины. Истина и заблуждение.ИстинаИстина – это процессАбсолютная истинаОтносительная истинаДве позицииЗаблуждение44. Гносеологический статус практики, ее формы, структура и функции.45. Понятие науки, ее специфика и роль в обществе.НаукаОсновные функции науки:Основные принципы научной этики:нравственный кодекс ученого, 46. Структура научного познания (уровни, методы, формы)Структура научного знания.Основные уровниэмпирическийнаблюдениесравнениеизмерениеэкспериментописаниетеоретическиймысленного экспериментаидеализацииформализациивосхождения от абстрактного к конкретному аксиоматикигипотетико-дедукцииисторико-логических исследованийметатеоретическийкартины мираидеалынормы наукиоснования 47. Общество как предмет философского анализа.определений общества:найти основу общественного согласияОсновные исследовательские (научные) программынатуралистическаясоциологическая культурно-историческаяпсихологическая и социопсихологическая48. Общество как развивающаяся система.49. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций в истории общества. Цивилизация и культура.материи50.Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности.Глобальные проблемы современности

Заключение

Суть философии состоит в том, что истины устанавливаются и доказываются на основе логического рассуждения, т.е. чисто ментальным путем, без непосредственной проверки на опыте. Философия – это искусство получения истинного знания посредством разума, логики, дедукции.

Философия тогда была той формой культуры, в которой теоретическая мысль впервые начала развиваться.

Вопросы, которыми занималась и занимается философия, многочисленны и разнообразны. Но есть нечто общее, что характеризует все проблемы, которые становятся объектом внимания философов.

В каждой проблеме главная задача философии – прояснить исходные значения (убеждения, предложения, принципы), природу вещей и явлений. Наиболее общие из этих значений лежат в сфере культурных основ и представляют собой философские категории, на которых базируется все человеческое знание реальности. Они направляют людей в их восприятии и понимании всего, с чем они сталкиваются в своей жизни.

Философия стремится объяснить – то есть раскрыть, выявить, проанализировать – содержание этих категорий и представить их в связной форме. Философские категории – это продукты логико-концептуальной формулировки основ культуры.

Основным методом философской мысли является рефлексия (внутреннее познание) как критический анализ установок человеческого сознания и поведения с целью постижения основ культуры.

Изучая культурно-обусловленное содержание человеческого сознания, философия имеет возможность сделать выводы и о реальности, отраженной в сознании: Чувства, желания, идеалы, фантазии, верования и предрассудки, связанные с культурными традициями, жизненным опытом, индивидуальными чертами личности.

Поэтому философия строит свои суждения о реальности на более широком и неоднородном материале, чем наука. В то же время, она распознает реальность через призму отношения к ней со стороны человека, сформировавшегося в определенную историческую эпоху и у определенных групп людей.

Like this post? Please share to your friends: