Философия: ключ к духовной культуре и мировоззрению

Слайд 49Особенности философских системАнтичная философия 6 в. до н.э.-6 в.- онтология, космоцентризм,

гилозоизм (материя является одушевлённой), становление диалектики, тесная связь с научным знанием того времени, появление первых философских систем, умозрительность;Средние века 5-14 вв. — теоцентризм, традиционализм, геоцентризм, креационизм, авторитаризм, концепция «двойственной истины», борьба номинализма и реализма, особая постановка проблем появления человека и его сущности (Августин Блаженный, Фома Аквинский)Философия Возрождения 14-16 вв. — синтез искусства, философии и бурно развивающейся науки, новый взгляд на человека и природу, борьба против схоластики и теологии;Философия Нового времени 17-19 вв. — исследование природы, вера в разум человека, формирование тенденций сенсуализма и рационализма, утверждение метафизического метода мышления, формирование теории «общественного договора» – (Бэкон, Декарт, Локк, Ньютон, Беркли, Юм, Кант, Гегель, Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Спиноза, Ломоносов);Новейшая философия к. 19-21 вв

— рассматривает мир, принципы его познания в неразрывной связи с субъективными особенностями индивидуального бытия, направляя свое внимание на практические потребности человека (Конт, Спенсер, Мах, Авенариус, Пуанкаре, Шопенгауэр, Ницше, Дильтей, Бергсон).

Место науки в системе духовной культуры.

Культура – это воплощение человеческих стремлений, переживаний и достижений, провалов и разочарований, это именно то, что отличает человека от животных. Культура представлена в различных продуктах материальной и духовной деятельности, в системе норм и учреждений, в духовных и материальных ценностях. Культура – это и результат человеческой деятельности, и сама деятельность. Создавая новые культурные ценности, человек преодолевает свою социальную и природную ограниченность. Культура имеет динамичный, развивающийся характер, причем развивается не только вся система в целом, но и ее отдельные компоненты.

В культуре выделяют материальную и духовную сферы, которые различаются по способу воплощения результатов человеческих усилий. Материальная культура – это вся сфера материальной деятельности человека (орудия и предметы труда, жилища, одежда, предметы обихода, техника и т. п.). Понятием «духовная культура» обозначаются духовная деятельность людей, ее процесс, средства и результаты, т. е. сфера сознания, познания, воспитания и просвещения. Продуктом духовной деятельности являются идеи, представления, научные гипотезы, художественные образы, мифологические символы, моральные и правовые нормы, религиозные воззрения и т. п. Вместе с тем разделение на материальную и духовную культуру достаточно условно, так как все предметы материальной культуры являются воплощением идей и знаний, т. е. продуктом человеческого сознания, а явления духовной культуры всегда объективируются в материальных предметах – книгах, картинах, архитектурных сооружениях и т. п.

В универсум духовной культуры входят наука, философия, искусство, религия, мифология, право, мораль. Основные компоненты духовной культуры называют также формами общественного сознания. Каждая из названных форм имеет собственный предмет, выделяемый из общего конгломерата культуры, специфический способ функционирования и выполняет конкретные социально-культурные функции. В любом компоненте духовной культуры можно выделить ценности и знания, однако их доля различна в науке и религии, философии и мифологии, искусстве и морали. Наука представляет собой один из важнейших компонентов духовной культуры, в котором познавательный элемент преобладает над ценностным, смысл науки и научной деятельности заключается в получении объективных знаний о мире. Однако наука – это не только система знания. Как элемент духовной культуры она представляет собой и систему деятельности огромного числа людей, и особый социальный институт. Особенности научного познания, специфика естествознания, концепции, создаваемые в различных научных дисциплинах и определяющие современную научную картину мира,  – таковы основные темы, которые будут рассмотрены в настоящем курсе лекций.

Место философии в культуре.

Выполнил: Жеребцов А.М .

Преподаватель: Клюшина Е. В.

2.Место философии в духовной культуре человека……………………………4

2.1 Философия познания и интеллекта………………………………………….4

Цель моей работы – рассмотреть место философии в духовной культуре

человека, данная тема чрезвычайно ёмкая, уделю большее внимание

важнейшим, на мой взгляд, частям этой темы, чётко выделив направления

своей работы в плане указанном выше, попытаюсь её раскрыть.

Одно из последних определений философии даётся в «Современном

«Философия есть учение (т. е. не наука) о наиболее общих и

фундаментальных принципах мышления и реальности». Это наиболее тонкое,

изящное и наиболее тактичное на сегодняшний момент определение

Философия сегодня, к сожалению, в подавляющем большинстве

рассматривается как некоторая абстракция, как оторванные заумные

рассуждения, которые не имеют ничего общего с реальной практикой с

реальной жизнью людей. Что это разговоры не о чём, что это наука

болтология, ещё очень много других определений можно услышать и

найти, но это не истинно, то не так, это заблуждение. Философия сегодня,

как никогда нуждается в популяризации, потому что у большинства людей

отношение к ней как к некой элитарной науке, концепции которой излагаемы

непонятным языком, недоступной для большинства простых людей.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель сказал: “Философия каждой эпохи – это

есть сознание отдельного человека, который зафиксировал эту эпоху в своём

мышлении, которую сумел вывести на пьедестал в своём внутреннем мире,

все основные ключевые тенденции данного мира, данного общества”.

Философия сегодня как нельзя лучше соответствует требованиям

современного мира, она современна всегда, потому что отвечает на самые

главные вопросы человека и человечества, которые следующим образом

сформулировал И. Кант:

1. Что я могу знать? ( Источники и пределы знания)

2. Что я должен делать? ( Практическое назначение знаний)

3. На что я смею надеяться? ( Реальность стремлений и целей жизни)

4. Что такое человек? ( Всеобщая тайна бытия, скрытый смысл)

И каждый из нас размышлял над этими вопросами, задавал их себе снова и

снова, значит философствовал. Размышлял о себе, о своём месте в этом мире,

Диалектический материа­лизм –

Подобное учение, равно как и другие формы теоре­тического мировоззрения, не должно представляться в виде некой завершенной совокупности неопровержимого знания. Превращение философии в непререкаемую док­трину лишает ее качества быть «живой душой» культуры. Только в саморазвитии, на основе синтеза новейших результатов познавательной и социально-практической деятельности, философия может претендовать на объек­тивную истинность и оптимально выполнять свое предна­значение. Например, социально-политическая философия тесно связана с идеологией современного белорусского государства, являясь ее мировоззренческой и методологической основой.

экспликации

Слайд 27Основные идеи христианстваединобожие, углублённое учением о троичности Ипостасей в едином существе

БожестваПонятие о Боге как абсолютно совершенном Духе, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и абсолютной Благости и ЛюбвиУчение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к БогуУчение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании Учение о полном господстве духовного начала над материейЗло считается коренящимся не в материи, а в извращённой свободной воле духовных существ Учение о Богочеловеке — воплотившемся и вочеловечившемся для спасения людей от греха, проклятия и смерти

Философия.docx

Раздел 1: Введение 3

Раздел 2: Место и роль философии в культуре 7

1. Цивилизационные особенности становления философии. 7

2. Место философии в культуре. 9

3. Роль философии в культуре. Философия и мировоззрение 13

4. Научная ориентация философии. Мировоззренческая и методологическая функция философии. 15

5. Практическая ориентация философии. Моральная функция философии 16

6. Назначение философии 17

Список литературы 21

Культура – мера человеческого в человеке.

Зарождение философии связано с разделением общества на богатых и бедных и с отделением умственного труда от физического, когда появились люди, свободные от тягот и лишений повседневной жизни и занимающиеся преимущественно умственным трудом. Когда за нас думают, за нас решают, о нас заботятся, философия не нужна. Она нужна людям, которые берут на себя груз ответственности за свою жизнь и за свою судьбу, отвечают за свой выбор, за свои решения. Но это лишь одна сторона зарождения философии.

Великий немецкий мыслитель Иммануил Кант относил философию к естественным склонностям души. Действительно, каждый человек рано или поздно задается вопросами: в чем смысл жизни? что есть истина? возможно ли бессмертие? быть или не быть? и т.п. Кант обобщил их в три и назвал философскими: что я могу знать? что я могу делать? и на что я могу надеяться?

Этой особенностью определяется место философии в культуре. В самом общем виде можно выделить два основания культуры: знания, отраженные в понятиях и выраженные в языке, а также ценности, определяющие интересы людей и удовлетворяющие их потребности. Философия синтезирует знания и ценности в одно целое, другими словами – философия рефлексирует над основаниями культуры.

Философия позволяет человеку самореализовать свою личность в рамках господствующей картины мира и парадигмы мышления. Поэтому она выступает одновременно и мировоззрением, и методологией, выполняя их функции.

  1. Цивилизационные особенности становления философии.

Философии не могло быть в древнейшем (первобытном) обществе с его родоплеменной организацией. В нем каждый поступок, каждый шаг члена рода или племени был определен и отмерен, и все находились под строгим и неусыпным контролем вождей, жрецов, старейшин. Долгие века и тысячелетия отчаянной борьбы за жизнь закрепили в социальной памяти коллектива оптимальные стандарты поведения. Внешне это проявлялось в ритуалах, а в сознании — в форме мифа — первой, исторической форме социального регулятива.

По сравнению с мифом религия — более сложное и развитое сознание, отвечающее более высокой, более зрелой ступени общественной организации, когда высшим судьей для себя люди признают не человеческий, а сверхчеловеческий разум, сверхприродную реальность — Бога, который в глазах верующих и есть абсолютное, вечное Добро, абсолютное воплощение Нравственности. Религия — вторая (после мифа) историческая форма социального регулятива. Она еще не есть свобода, но есть мечта, греза о ней.

Но и в достаточно развитом обществе — если только это общество тоталитарного, казарменного режима — философия не нужна и невозможна. Вспомним и сравним два соседствовавших, соперничавших друг с другом в середине первого тысячелетия до нашей эры греческих государства: Афины и Спарту. Один народ, один язык, но насколько неравноценен след, оставленный афинянами и спартанцами в культурной памяти человечества!

Что же явила собой и что оставила после себя Древняя Спарта? Суровое до жестокости воспитание детей и подростков (спартанское воспитание), казарменную муштру, безжалостнее подавление естественных чувств и эмоций в угоду тоталитарному режиму. Граждане Спарты не имели ни места, ни времени и ш самостоятельного творчества, для духовного развития личности. В этом государстве жили, воспитывались отличные воины и гимнасты, но в нем не было ни художников, ни мыслителей, ни политических стратегов.

Афиняне же позволяли себе роскошь спора, несогласия, сомнения. Афинянам, милетцам, элеатам их предки завещали ними, одно: способность сомневаться и удивляться миру. Они завещали им знание о собственном незнании, но вместе с тем и высокое уважение, доверие к своему разуму, высшее выражение которого — философская мысль — стала вместе с тем высшей формой (вслед за мифом и религией) жизненного, социального регулятива.

3. Научная картина мира. Исторические типы научной картины мира.

Научная картина мира —


это множество теорий в
совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система
представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Поскольку
картина мира — это системное образование, ее изменение нельзя свести ни к какому
единичному, пусть и самому крупному и радикальному открытию. Как правило, речь
идет о целой серии взаимосвязанных открытий, в главных фундаментальных науках.
Эти открытия почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода
исследования, а так же значительными изменениями в самих нормах и идеалах
научности.

Таких четко и однозначно фиксируемых радикальных смен научной картины мира,
научных революций в истории развития науки можно выделить три, обычно их
принято персонифицировать по именам трех ученых сыгравших наибольшую роль в
происходивших изменениях.

1) Аристотелевская (VI-IV века до нашей эры)

в результате
этой научной революции возникла сама наука, произошло отделение науки от других
форм познания и освоения мира, созданы определенные нормы и образцы научного
знания. Наиболее полно эта революция отражена в трудах Аристотеля

.
Он создал формальную логику, т.е. учение о доказательстве, главный инструмент
выведения и систематизации знания, разработал категориально понятийный аппарат.
Он утвердил своеобразный канон организации научного исследования (история
вопроса, постановка проблемы, аргументы «за» и «против», обоснование решения),
дифференцировал само знание, отделив науки о природе от математики и
метафизики.

2) Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII века).

Ее
исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к
гелиоцентрической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с
именами Н.Коперника, Г.Галилея, И.Кеплера, Р.Декарта.

И.Ньютон

подвел итог их исследованиям и сформулировал
базовые принципы новой научной картины мира в общем виде. Основные изменения:

1. Классическое естествознание
заговорило языком математики, сумело выделить строго объективные количественные
характеристики земных тел (форма величина, масса, движение) и выразить их в
строгих математических закономерностях.

2. Наука Нового времени нашла мощную опору в методах экспериментального
исследования, явлений в строго контролируемых условиях.

3. Естествознание этого времени отказалось от концепции гармоничного,
завершенного, целесообразно организованного космоса, по их представления
Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов.

4. Доминантой классического естествознания, становится механика, все
соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были
исключены из сферы научного поиска.

5. В познавательной деятельности подразумевалась четкая оппозиция субъекта
и объекта исследования. Итогом всех этих изменений явилась механистическая
научная картина мира на базе экспериментально математического естествознания.

3) Эйнштейновская революция (рубеж XIX-XX веков).

Ее
обусловила сери открытий (открытие сложной структуры атома, явление
радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т.д.). В
итоге была подорвана, важнейшая предпосылка механистической картины мира –
убежденность в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными
объектами, можно объяснить все явления
природы.

Фундаментальные основы новой картины мира:

1.
Общая и специальная теория относительности (новая теория пространства и
времени привела к тому, что все системы отсчета стали равноправными, поэтому
все наши представления имеют смысл только в определенной системе отсчета.
Картина мира приобрела релятивный, относительный характер, видоизменились
ключевые представления о пространстве, времени, причинности, непрерывности,
отвергнуто однозначное противопоставление субъекта и объекта, восприятие
оказалось зависимым от системы отсчета, в которую входят и субъект и объект,
способа наблюдения и т.д.)

2.
Квантовая механика (она выявила вероятностный характер законов микромира и
неустранимый корпускулярно-волновой дуализм в самых основах материи). Стало
ясно, что абсолютно полную и достоверную научную картину мира не удастся создать
никогда, любая из них обладает лишь относительной истинностью.

Позднее в рамках новой картины мира произошли революции в частных науках, в
космологии (концепция не стационарной Вселенной), в биологии (развитие
генетики) и т.д. Таким образом, на протяжении
XX века естествознание очень сильно изменило свой облик во всех своих разделах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: