Искусство придумывания: как создать заголовок для статьи

Правовое сознание

Определение 9

В силу своей многогранности, правовая мысль исследуется на разных уровнях и разными дисциплинами. По мнению философа, правовое сознание – это особая форма общественного сознания, которая тесно связана с иными формами.

В правовом сознании есть своя особая форма общественного сознания, которая представляет собою совокупность взглядов, идей, концепций, целей, отражающих бытие общества посредством разрешений и запрещений, представляющих отношение индивидов (социальных групп, страт, сословий) к праву, законности, деятельности судов.

Определение 10

Право – это то что существует внутри общества (в том числе принципы и требования), но не ограничивается им. Оно представляет собой особое измерение конкретной юридической реальности — правового сознания, которое складывается из правоприменительных решений и степени сознания правовых норм, а также их адаптации на поведенческом уровне. Однако в этом случае правосознание является мнением человека или группы людей относительно природы и сути действующих правовых норм.

По этой причине связь правосознания и права усложняется еще и тем, что правовые положения и разумное отношение к действующему праву формируются в процессе правового образования и воспитания. В раннем возрасте каждый человек получает определенные правовые навыки.

И именно от правосознания граждан зависит функционирование право и его интеграция в жизнь общества.Одна из основных особенностей правосознания – это его обращение к действующему праву, практикам его объяснения и правоприменения; ориентация на будущее. Это свойство правосознания обусловлено качествами субъектов, носителей этой формы общественного мнения, в силу того, что человеку свойственно смотреть в будущее.

Правосознание имеет определенную структуру, которая состоит из правовой психологии, правовой идеологии, индивидуального, группового и общественного сознания, повседневного и теоретического сознания, профессионального правосознания. Правовая психология базируется на обыденным сознании и регулярно снабжается эмпирической практикой людей в связи с реальным положением правовых законов. Оно способствует эффективной деятельности субъективной правовой инициативе. Неправильное применение законов на уровне правовой психологии приводит к появлению проблем в процессе их реализации, а также создает сложности в работе правоохранительных органов.

В правовой идеологии выделяют теоретический уровень правосознания и включают в себя совокупность правовых взглядов, идей, концепций, которые отражают и оценивают право и правовую действительность. Однако понимание проблематики права и разрешение проблем происходит отнюдь не стихийно, а в организованном порядке, при участии подготовленных специалистов.

Правовое сознание, которое формируется у граждан, дает им возможность оценивать правовые нормы и ориентироваться в общественной жизни, тем более обеспечивать регулирование общественных отношений. Оно подталкивает граждан к определенному типу поведения, побуждает граждан, не имеющих представления о правовых нормах, вести себя соответствующим способом.

Правовое сознание позволяет с помощью субъектов владеющих им, выполнять и достаточно обоснованные прогнозы по развитию права и его роли в обществе и человеке, а также регулировать общественные отношения.

Не секрет и то, что уровень правового сознания у всех людей разный. Но оно может быть и на уровне обычного человека, и на уровне специалиста. В этом заключается вся суть правовой культуры, которая обеспечивает производство и воспроизводство юридических воззрений.

Интересно

Совершенствование правовой культуры народа должно происходить с совершенствованием правовой культуры отдельной человеческой личности. Но только такая взаимосвязь позволяет вести диалог обществу со своим гражданином и строить отношения взаимопонимания законодателя и гражданина, на субъектно-субъектных и субъектно-субъектных уровнях отношений. Но только это поможет не превращать гражданина в жертву манипуляции со стороны авторитета власти, и решить проблемы прав человека, а не просто занести их в декларацию.

Формы духовной сферы общества

Взаимоотношения между людьми, касающиеся духовно-нравственной жизни, называют духовной сферой общества. Её значение основано на определении ценностно-нормативной системы, отражающей уровень общественного сознания и интеллектуальный потенциал всего общества в целом.

К формам духовной сферы относятся:

  • мораль;
  • религия;
  • образование;
  • наука;
  • искусство.

Все перечисленные структурные элементы отличаются содержанием, способом познания и временем возникновения в истории общества.

Самой первой формой общественного сознания является мораль. Именно моральные нормы регулируют и стабилизируют человеческие взаимоотношения.

Последовательность формирования сознания отображает следующая схема: моральное – эстетическое – религиозное – политическое – научное сознание.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Развитие общества предполагает возникновение новых форм сознания.

Переход Российского государства от тоталитарного режима к демократическому государству сопровождается кризисом и в культурно-духовной жизни. А именно перемене ценностей, снижение культуры общества, низкое финансирование культурных объектов.

Структурными элементами духовной подсистемы являются:

  • потребности субъектов общества;
  • культурные ценности;
  • потребление;
  • взаимоотношения между людьми;
  • духовное производство.

Деятельность, направленная на производство, хранение, обмен, потребление идей, культурных ценностей, называют духовным производством.

Общественное и индивидуальное сознание

Духовные ценности — категория, указывающая на человеческий, социальный и культурный смысл различных духовных образований (идей, теорий, образов), рассматриваемых в контексте «добра и зла», «истинного или ложного», «прекрасного или безобразного», «справедливого или несправедливого». Духовные ценности выражают социальную природу самого человека и условия его бытия. Ценности — это форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития общества. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла и других человечество выражает свое отношение к существующей действительности и противопоставляет ее некоему идеальному состоянию общества, которое должно быть установлено.

Каждая ценность «возвышается» над реальностью и содержит в себе действительное, а не существующее. С одной стороны, это задает цель, вектор общественного развития, с другой — создает условия для отрыва этого идеального бытия от его «земной» основы и может дезориентировать общество через мифы, утопии и иллюзии. Кроме того, ценности могут пережить свое время и, таким образом, безвозвратно потерять свое значение и перестать соответствовать новой эпохе.

Духовное потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Она может быть спонтанной, когда ее никто не направляет, и человек выбирает определенные духовные ценности самостоятельно, по собственному вкусу. В других случаях духовное потребление может быть навязано людям рекламой, средствами массовой информации, массовой культурой и т.д. В результате можно говорить о манипуляции сознанием, усреднении и стандартизации потребностей и вкусов людей.

В то же время сознательное потребление истинных духовных ценностей — познавательных, художественных, нравственных и других — выступает как целенаправленное созидание и обогащение духовного мира человека. Любое общество заинтересовано в повышении духовного уровня и культуры отдельных людей и социальных сообществ в долгосрочной перспективе и с прицелом на будущее. Снижение духовного уровня и культуры ведет к деградации общества практически во всех его измерениях.

Духовные отношения — категория, выражающая взаимозависимость элементов духовной сферы общества; различные отношения, возникающие между индивидами, социальными группами и общностями в процессе их духовной жизни и деятельности.

Духовные отношения существуют как отношение интеллекта и чувств человека или группы людей к определенным духовным ценностям (воспринимает он их или нет), а также его отношения с другими людьми по поводу этих ценностей — их производства, распределения, потребления. Основными видами духовных отношений являются познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также духовные отношения, возникающие между наставником и учеником.
Духовное общение — это процесс связи и взаимодействия между людьми, в котором происходит обмен идеями, ценностями, деятельностью и ее результатами, информацией, опытом, навыками, умениями; одно из необходимых и универсальных условий формирования и развития общества и личности.

Структурирующим элементом духовной жизни общества является общественное и индивидуальное сознание.

Особенности духовной деятельности

Духовная работа, оставаясь универсальной по содержанию, является индивидуальной и персонифицированной по сути и форме — даже в современных условиях, при высочайшей степени разделения. Прорывы в духовной жизни достигаются в первую очередь усилиями отдельных людей или небольших групп под руководством выдающегося лидера, которые открывают новые направления деятельности для постоянно растущей армии духовных работников. Возможно, именно поэтому Нобелевские премии не присуждаются авторским коллективам. В то же время существует множество научных или творческих групп, чья работа явно неэффективна в отсутствие признанных лидеров.

Особенностью интеллектуальной деятельности является принципиальная невозможность отделить используемые в ней «средства труда» (идеи, образы, теории, ценности) от непосредственного производителя в силу их идейного характера. Поэтому отчуждение в обычном смысле, характерное для материального производства, здесь невозможно. Более того, главное средство интеллектуальной деятельности остается практически неизменным с момента ее создания, в отличие от материального производства — интеллект отдельного человека. Поэтому все в психической деятельности закрыто для творческой индивидуальности. В этом, собственно, и проявляется основное противоречие духовного производства: средства духовного труда, имеющие всеобщее содержание, могут применяться только индивидуально.

Духовная деятельность обладает огромной внутренней привлекательностью. Ученые, писатели, художники, пророки могут творить, не обращая внимания на признание или его отсутствие, потому что сам процесс творчества приносит им сильнейшее удовлетворение. Духовная деятельность похожа на игру, где удовлетворение приносит сам процесс. Природа этого удовлетворения имеет объяснение — в психической деятельности продуктивно-творческий подход доминирует над репродуктивно-ремесленным.

Следовательно, сама умственная деятельность поддается оценке и часто имеет смысл безотносительно к результату, что практически невозможно в материальном производстве, где производство ради производства абсурдно. Более того, если в сфере материальных благ исторически больше ценился и ценится их владелец, а не производитель, то в сфере интеллектуальных интересов производитель ценностей, идей, произведений, но не их владелец.

Диалектика интеллектуальной деятельности существенно отличается от диалектики материального производства. В материальном производстве товаропроизводитель закреплен за самим трудом, а его результаты обычно отчуждены от работника, он лишен возможности их потреблять. В интеллектуальной сфере производством занимаются лишь несколько человек, а продукты — идеи, теории, ценности, образы — навязываются большинству, и процесс их создания остается недоступным для большинства. В первом случае задача заключается в расширении возможностей для потребления, во втором — для производства.

Особым видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей, чтобы их усвоило как можно больше людей. Особую роль играют учреждения науки, культуры, образования и образовательная система.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: