Духовность человека: гносеологический взгляд

Роль веры в духовной жизни человека

Мало кто из образованных людей сомневается, что одним из ведущих факторов в истории человечества стала религия. Её влияние на индивидов, их социумы и государства было разным. Кого-то оно возвышало и возводило на вершины культуры, кого-то уничтожало или низводило его духовную жизнь до абсолютного примитива. Это относится к целому ряду человеческих сообществ.

В зависимости от идеологических веяний эпохи Вера может объединять самых разных людей или делать их врагами друг другу, побуждать к подвигам или призывать к непротивлению злу, способствовать творчеству, развитию письменной и монументальной культуры или призывать к сожжению на кострах великих произведений искусства и разрушению памятников.

Посредством религии личность ориентирует свою жизнь на конкретное религиозное мировоззрение, включающее в себя идеалы, взгляды и принципы этой Веры на устройство и функционирование мира, уточняет место в нём каждого индивида, подсказывает ему истинный смысл человеческой жизни. Это даёт обществу:

  1. Утешение в период горестей и надежду на то, что они не вечны;
  2. Энергию, пробуждающую миссионерские наклонности, вызванные желанием поделиться с ближними своими успехами в результате общения с Богом и тем самым облегчить их участь;
  3. Самоконтроль над своими поступками посредством религиозной системы нравственных ценностей, внутренних ориентиров и табу. Этот принцип часто распространяется от отдельной личности к целому государству. В таком случае огромные сообщества людей начинают жить по канонам этой религии, нередко весьма бесчеловечным;
  4. Коммуникативные склонности, содействующие объединению с другими людьми на принципах христианства, ислама, иудаизма, буддизма или какой-либо другой, менее значимой религии. Возможны также союзы на основе антагонистических течений внутри отдельной религии, например, по подобию противодействия католиков и протестантов внутри христианства. Также людей может объединять не только религиозная вера, а просто определённая общность взглядов;
  5. Вдохновение, оживляющее духовную жизнь, придающее ей ощутимый смысл и направляющее к цели. При помощи вдохновения жизнь приобретает эмоциональную окраску, наполняется чувствами, окрыляющими путь к достижению цели, делающими его ярче и понятней;
  6. Чувство стабильности в жизни, которое опирается на исторический опыт, знание религиозных традиций и светских законов данного общества. Религия — самый консервативный из социальных институтов. Стабильность и покой являются основой его устоев. Выход за рамки любых канонов порождает неуверенность в своих силах, хотя именно этот путь всегда способствовал развитию всех человеческих социумов.

Уровни общественного сознания

Внутренний мир каждого человека уникален. Его основой является мировоззрение — система взглядов на окружающую действительность, на себя и свое место в жизни.

Формирование мировоззрения и его составляющих продолжается на протяжении всей жизни. Ребенок познает мир

  1. Идеология представляет собой систему теоретических взглядов, отражающих степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон, процессов и целей общественного развития (например, идеология коммунизма).
  2. Общественная психология связана с совокупностью настроений и чувств, которые характерны для определенного общества или определенных социальных объединений.

Что такое духовный путь

Каково краткое описание того, что называют духовным путём? Это бесконечный (в течение всей жизни) процесс восхождения к своему Божественному началу путём искоренения своих недостатков, порочных привычек и культивирования добродетелей. Этот путь непреодолим в одиночку и требует сторонней поддержки. Так описывают его все религии и эзотерические школы. Это пишут в своих сочинениях ученики воскресных школ на уроках закона божьего.

Двигаться по такому пути с духовным наставником, несомненно, легче, но разве может посторонний человек изменить сознание другой личности до степени просветлённости? Для духовности человека это не только бесполезно, но и вредно.

Установлено! Собирая в секты массы людей, так называемые «гуру» не только промывают им мозги, но и выдёргивают из жизни: семьи, школы, общества. Навязывая им свои цели, управляют умами и используют паству по личному усмотрению.

Духовный путь личности – личностное развитие, а именно изменение окружающего мира при помощи изменения себя самого

Не важно, как назвать ту высшую силу или состояние, к чему можно стремиться: Богом, Явлением Абсолюта, Высшим Вселенским Разумом, важно одно: духовное самосовершенствование – это то, что необходимо каждому человеку

Элементы духовного мира

Ценности — это элемент духовного мира, означающий сложившееся у личности представление о важном и значимом, несущем пользу. У каждого человека складывается своя система ценностей, которая во много определяет его поведение, помогает сделать выбор в трудной ситуации

Это может быть, к примеру, семья, карьера, материальное благополучие, участие в жизни окружающих, самореализация, получение новых знаний.
Идеалы — это сформировавшиеся у личности представления о самых совершенных, возвышенных вещах, к которым он внутренне стремится.
Стремление — это потребность человека развиваться в определённом направлении.
Убеждение — структурный элемент мировоззрения человека, основывающийся на уверенности в том, что его представления, взгляды, умозаключения абсолютно верны.
Способности как свойства личности — это возможность успешно осуществлять какую-либо деятельность.

Что такое духовная сфера общества?

Духовная сфера жизни общества – это совокупность процессов, связанных с созданием, сохранением, распространением и потреблением духовных ценностей. Она отвечает за формирование человеческого сознания, а также за нравственное и интеллектуальное развитие личности как на этапе социализации, так и в дальнейшем. К данной сфере относятся такие элементы общественной жизни как образование, искусство, культура, религия, мораль, нравственность и прочее.

Духовная сфера направлена на удовлетворение нематериальных потребностей человека, развитие личности, формирование ценностей и взглядов. В этом плане она противопоставляется остальным трём сферам, которые призваны удовлетворять повседневные потребности. Духовная сфера жизни отвечает за сохранение нравственных, моральных, культурных и религиозных ценностей. Поэтому от неё в первую очередь зависит, в каком направлении будет развиваться общество в ближайшие десятилетия.

Как она выражается у человека

Рассматривая вопрос «Духовность – что это в философии?», нельзя не вспомнить о её определении в психологии. Ведь «психо» (ψυχή) – это душа, а она тоже не относится к телесной сущности человека разумного.

Интересно. Конец 20-го и начало 21-го века ознаменовались в обществе отечественных психологов повышением внимания к духовности. Её попытались объяснить как результат работы механизмов человеческой психики.

Это означало, что, если духовность – сочетание психологических процессов в результате взросления человека с его личностными качествами, то они образуют определённую систему, и её можно изучать.

Духовное развитие человека

Качества, присущие духовно развивающейся личности:

  • занятие творчеством в любых его проявлениях;
  • желание служить людям и делиться с ними опытом;
  • нравственность как жизненное кредо;
  • любовь к себе и всему окружающему;
  • доброта и участие к людям и животным.

Выделяют два направления, в которых можно рассматривать духовность у человека: социальное и религиозное. Обществознание, как предмет педагогики, так определяет, что такое духовность, – это воля и разум личности, сориентированные на нравственные общественные ценности, её стремление к идеалам и высоким помыслам.

Важно! Духовность – это не вера в Бога и измерение степени религиозности, а состояние души, при котором она находится в непрерывном развитии и самосовершенствовании

Духовный мир человека

Религиозная картина мира

В средневековую эпоху складывается миропонимание, согласно которому и мир и человек являются творениями всемогущего бога. Возникает религиозная картина мира, в которой Земля и небо противопоставлены как природное и божественное, а человек находится как бы между ними: с одной стороны, он — венец божественного творения, с другой — царь природы.

В теоцентристской философии человек выступает как существо исключительно духовное, его отношение к миру рассматривается через призму его отношения к Богу.

Основная проблема религиозной картины мира:

соотношение Бога и человека.

При этом считается, что мир сотворен по замыслу неземного существа. Однако в тоже время Бог в религиозной картине мира всегда понимается как личность, обладающая разумом и волей:

    • Бог сотворил мир, дал ему законы;
    • Бог творит чудо, способен вызывать сверхъестественные явления, и т.д.

Общим для различных религиозных учений и конфессий является принцип божественной предопределенности сотворенного бытия и его несовершенства.

Философская картина мира

В философской картине мира человек принципиально отличен от всего сущего, т.к. ему присущ  разум, благодаря которому он способен познать мир и самого себя. Такое постижение рассматривается как назначение человека и смысл его бытия.

Пространство в философской картине мира выступает как способ упорядочения внешних восприятий, время – как способ упорядочения внутренних переживаний. Философское мировоззрение носит абстрактный характер и отражает мир в предельно общих понятиях и категориях.

Основная проблема философской картины мира:

соотношение мира и человека.

Подробнее

Первоначальное отношение человека к миру было исполнено благо­говения перед его величием. Мир представлялся всеобъемлющим живо­творящим началом, которое никому не дано познать и изменить. Задача человека виделась в том, чтобы уловить тайные ритмы мироздания и поступать в согласии с ними. Идея абсолютного господства мира над человеком пре­валировала в мифологическом сознании, а также в древнеиндийской и древнекитайской философии.

Первые европейские философы представляли мир как упорядоченное, организованное целое. Мировоззрение древнегреческих философов досократовского периода было всецело космоцентристским. Устройство мироздания, структура космоса – основной предмет их размышлений. Че­ловек же, по их представлениям, – это «маленький космос» (микрокосм), капелька, в которой отражается «большой» космос (макрокосм).

Начиная с Сократа, философы видели свою задачу уже не столько в познании мира вне человека, сколько в постижении самого внутреннего мира человека, мира его чувств и мыслей. Сократ произвел «антропоцентристский переворот» в античной философии. После него внешний мир стал рассматриваться не обособленно от человека, а в соотношении с ним. Философская картина мира становится образом человека в мире. Так, по Аристотелю, особое положение человека в мире определяется централь­ным положением Земли в структуре мироздания. После Аристотеля кос­мос стал отождествляться с миром вообще.

В средневековую эпоху складывается миропонимание, согласно которому и мир и человек являются творениями всемогущего бога. Возникает религиозная картина мира, в которой Земля и небо противопоставлены как природное и божественное, а человек оказался как бы между ними: с одной стороны, он венец божественного творения, с другой – царь природы. В теоцентристской философии человек выступает как существо исключительно духовное, его отношение к миру рассматривается через призму его отношения к Богу. Господство теоцентризма в философии было, по существу, безраздельным.

Н. Коперник, «сдвинув» Землю с центра мироздания, пробил первую брешь в религиозной картине мира. Наивной религиозной вере развиваю­щаяся наука противопоставила проверенное опытом знание о природе, в том числе и о строении человеческого тела. В эпоху Возрождения философия обращается к осмыслению целостной телесно-духовной природы человека, его способности к преобразованию предметной среды, его твор­ческой индивидуальности. Теоцентризм постепенно отступает перед ан­тропологической ориентацией философии.

Философские идеи и принципы, которые обосновывают как идеалы и нормы науки, так и содержательные представления научной картины мира, а также обеспечивают включение научного знания в культуру, входят в третий блок оснований науки.

Как стать сильнее духом

У человека духовного, по определению, развита сила духа. Что такое духовная сила – это сила воли, подкреплённая внутренней концентрацией – стержнем (внутренняя опора).

Как развивать духовную силу

Для укрепления и дальнейшего развития силы духа необходимо постоянно работать над следующими моментами:

преодолевать все душевные страхи: не перестать бояться, а научиться контролировать рациональные страхи и полностью избавиться от иррациональных боязней;
развивать чувство уверенности: отмечать успехи (даже маленькие), подходить к трудностям как к задачам, которые можно и нужно решать, используя весь опыт и собрав необходимую для этого информацию;
постоянно помнить, что проблемы даны для того, чтобы оттачивать мастерство, изучать новое, совершать ошибки и учиться на них;
трудиться умственно и физически – это развивает ум, тренирует выносливость и терпение, вырабатывает умение концентрировать внимание;
учиться принимать решения, а после принятия отбрасывать все сомнения: «Боишься – не делай! Делаешь – не бойся!»;
выявлять собственные недостатки и превращать их в достоинства, при этом помнить, что совесть – лучший контроллёр;
стремиться к гармонии с собой, окружающими и миром.

Нужно убрать из своего сознания гнев, осуждение, недовольство и попытки исправить других людей.

Духовность – это долгий путь, который может привести к пониманию смысла жизни и её сути, кропотливая работа над собой, ведущая к радости, умиротворению и желанию приносить пользу людям, при этом, делясь с ними всем тем нужным и хорошим, что удалось собрать за прожитые годы.

Соотношение религиозной, научной и философской картин мира

Религиозная, научная и философская картины мира на протяжении истории находились в сложных взаимоотношениях. Во 2-ой половине XX в. стало очевидно, что ни одна из картин мира не может утвердить свою истинность и ложность конкурентов. Проблема заключается в том, чтобы допустить сосуществование всех трех картин в едином объеме человеческого знания.

Соотношение религиозной, научной и философской картин мира:

    1. Религиозное понимание мира теоцентрично и страдает умозри­тельностью, бездоказательностью.
    2. Научная картина мира чрезмерно рацио­нализирована и – по сути своей – космоцентрична. Научное понятие Все­ленной охватывает ныне все известные действительные миры (мегамир, макромир, микромир), но «присутствие» человека в ней не обязательно (он вполне может превратиться здесь в «некий плазмоид» — В. В. Казначеев).
    3. Современная философ­ская картина мира поистине антропоцентрична: здесь «разум» становится «духом», а «космос», «Вселенная» – миром человека, поскольку они рас­сматриваются через призму интересов живого индивида.

Любая новая идея, чтобы стать либо постулатом картины мира, либо принципом, выражающим новый идеал и норматив научного познания, должна пройти через процедуру философского обоснования.

Определить место человека во Вселенной – значит раскрыть философское понимание мира, т. е. понять его всеобщую сущность, кото­рая выявляется именно в отношениях этого мира и человека.

Философская трактовка сознания в контексте духовности

Идеалом научного знания для Р. Декарта была математическая физика. Поэтому в качестве основного принципа философии он считал «сомнение» в достоверности чувственных данных органов тела как основного источника познания реальности

«Сомнение относительно всех вещей весьма важно в том отношении, что освобождает нас от всех предрассудков и про-лагает легчайший путь к отчуждению ума от чувств»36. Тем самым учёный отмечал, что первейшей предпосылкой для познания бессмертия души является предельно ясное понятие о ней, совершенно отличное от понятия тела

Для него истинно то, что постигается ясно и отчетливо. Душа человека в понимании философов античности этому критерию не отвечает, поэтому Декарт пишет: » Поскольку древние люди, возможно, не отличали в нас то начало, благодаря которому мы питаемся, растем и выполняем все прочие функции, общие у нас с животными (без всякого участия мысли) от того, благодаря которому мы мыслим. Они нарекли общим именем души; позднее, установив, что мышление отлично от питания, они мыслящее начало назвали умом и решили, что это- главная часть души

Я же, обратив внимание на то, что начало, способствующее питанию, во всех отношениях отлично от мыслящего, заявил, что слово «душа» двусмысленно, поскольку его понимают в обоих значениях. Поэтому, дабы его понимали только в смысле первичного акта или в смысле основной человеческой формы, оно должно применяться исключительно к мыслящему первоначалу, и во избежание двусмысленности я, как правило, его именую умом, притом я рас-сматриваю ум не как часть души, но как мыслящую душу в целом »

Р.Декарт определяет ум как мыслящую вещь, абсолютно духовную и бестелесную, которой присуще мышление. Далее он пишет: «Под словом мышление я понимаю все то, что совершается в нас осознанно, поскольку мы это понимаем. Таким образом, не только понимать, хотеть, воображать, но также и чувствовать есть то же самое, что мыслить»38. Из этого высказывания выводится аксиома: » Я мыслю, следовательно, я существую». В отличие от него мы считаем, что протекает неосознанно, — не является мышлением и не существует для нашего ума, хотя и является частью психической реальности человека.

Философ не учитывал, что его мнение лишает мышление достоверности. Он пишет: «Но если я буду разуметь само чувство или осознание зрения, или ходьбу, то, поскольку в этом случае они будут сопряжены с мыслью, коя одна только чувствует или осознает, что она видит или ходит, заключение мое окажется верным»39. Здесь мыслящая вещь и ее акт — мыш -А ление — Р.Декартом превращается в мыслящую субстанцию, которая чувствует. Далее он пишет: «Мыслящая субстанция — та, что постигает, либо желает, сомневается, грезит, воображает или чувствует, таким образом, мыслительные акты — такие, как умопостижение, желание, воображение, чувство — все подпадают под общую категорию мышления, или восприятия, или сознания; субстанцию же, коей они присущи, мы именуем мыслящей вещью»40. Как мы видим, Декарт коренным образом изменяет понимание сущности человека, которая редуцируется к мышлению посредствам идентификации понятия души и ума, чувств и мыслей, чувств души с чувством тела. Зададимся вопросом: почему Р.Декарт делает такой принципиальный вывод: душа — это «чистый» ум? Быть может, основанием для тождества души и ума в качестве мыслящей субстанции является: во-первых, двусмысленность термина «души» как общего для чувства тела и мышления; во-вторых, причиной является решающий мысленный эксперимент, который фиксирует элиминацию чувств тела во сне человека, что позволяет Декарту выделить мышление в чистом виде как истинное, не обманывающее нас, в отличие от чувств тела; в-третъих, обнаруживается тождество идей и чувств, потому, что мышление и чувствование протекает одновременно. Так Р. Декарт пишет: «Под именем «идея» я подразумеваю все то, что непосредственно воспринимается умом; таким образом, когда я желаю и опасаюсь, то в силу того, что одновременно я постигаю свое желание и страх, а сами эти аффекты причисляю к .идеям1.

Общие понятия, какую роль играют для личности

Для понимания особенностей духовного мира личности важно овладеть содержанием следующих понятий:

  1. Знания. В философском смысле представляют собой образ реальности, закрепленный в сознании в виде понятий и представлений. Знания отличаются от веры тем, что их можно доказать реальными фактами, проверить на практике и обосновать с помощью логических рассуждений. Знания являются одной из главных опор внутреннего мира человека.
  2. Вера. Под верой понимают глубокую убежденность в чем-либо без логического или эмпирического обоснования. Она является основой религиозного мировоззрения. В жизни людей, считающих себя атеистами, она тоже играет большую роль. Существует вера в идеи, принципы, людей или в самого себя.
  3. Чувства. Это субъективное переживание индивидом различных ситуаций и явлений действительности. Понятие имеет схожее значение со словом «эмоции», но чувства носят более долговременный характер и отличаются большей устойчивостью.
  4. Воля. Под ней подразумевается сознательная способность человека управлять своими поступками, эмоциями, мыслями, а также достигать поставленных целей. Без развития силы воли невозможно самосовершенствование личности.
  5. Ценности. Под ними понимаются социальные определения объектов окружающего мира в категориях «добра и зла», правильности, полезности.

Что такое духовный мир человека

Понятие «духовный мир» имеет много значений. В идеалистических концепциях это нечто, противостоящее материальному миру. Во многих религиях под ним понимают сферу, где обитают сверхъестественные существа — Бог, ангелы, демоны.

В науках о человеке под духовным миром часто подразумевается внутренний мир человека со всеми его эмоциональными, волевыми и интеллектуальными составляющими.

Также под духовным миром часто понимают усвоение, создание и распространение человеком культурных ценностей.

На формирование духовного мира индивида влияют:

  • условия повседневной жизни, как бытовые, так и общеполитические;
  • социальное окружение;
  • практическая деятельность в обществе;
  • обучение и воспитание;
  • самосовершенствование и самоконтроль.

Духовно-нравственные качества развиваются в течение всей жизни на рациональном и эмпирическом уровне. На них оказывают влияние психологические установки общества, господствующая идеология, религиозные и иные факторы.

О важности духовных ценностей человечество размышляет с глубокой древности до наших дней. Средневековый персидский поэт Омар Хайям высказал следующую глубокую мысль

Мировоззрение

  • знания;
  • практический опыт;
  • религиозные представления;
  • нормы морали;
  • уровень образования;
  • стремление к саморазвитию;
  • мнение окружающих;
  • традиции и обычаи.
  • Обыденное мировоззрение иначе называют житейским. Оно складывается под влиянием условий жизнедеятельности, усвоенного опыта, общения с окружающими (родственники, друзья, соседи, коллеги).
  • Религиозным называется мировоззрение личности, которое опирается на представления человека о существовании неких высших сил, оказывающих влияние на все области жизни.
  • В основе научного мировоззрения лежат знания, усвоенные человеком в процессе обучения и самообразования.

Духовная жизнь общества – философия, кратко

Духовная жизнь общества – это многогранное явление. Ее нельзя ограничить людским сознанием, мыслями или чувствами. Она держится на определенном стержне, который есть в каждом обществе, в каждом индивиде. Духовная жизнь состоит из следующих аспектов:

  • Духовные ценности;
  • Духовные потребности человека. Они помогают создавать собственное бытие, ориентируясь на близкие духу ценности и нравы;
  • Духовное потребление. Человек потребляет исключительно те ценности, которые соответствуют его мировоззрению;
  • Духовная деятельность. Формируются ценностные ориентиры в течение жизни;
  • Межличностные духовные отношения.

В философии многих мыслителей говорится о том, что действительность часто является ключевым аспектом формирования ценностей. Индивид сталкивается с эмоциями, чувствами, ощущениями, обладает определенными мышлением и интеллектом. На базе оценки окружающего мира он создает свой собственный духовный мир.

Духовная жизнь основана на сознательной деятельности. Она зависит от мыслей, чувств, сложившихся образов и представлений.

Связь духовности и религии

С той поры, когда в России церковь отделили от государства, уже стало понятно, что духовность – это не слепое поклонение Богу, а принятие Бога как высшей формы любви.

Любая религия (католическая, христианская, мусульманская и иная) направлена на то, чтобы привлечь как можно большее количество людей под своё начало. Под знамёнами христианства совершались крестовые походы, под лозунгом «Нет бога, кроме Аллаха» террористы взрывали здания вместе с сотнями людей.

Символы религий

Рассуждения о том, что такое духовность в религии, сводятся к тому, что это связь человека с Богом: re-ligio (восстановление связи), а святой дух – духовное начало человеческой сути. Однако религия имеет две стороны:

  • внешнюю – атрибутика и ритуалы;
  • внутреннюю – собственное переживание Бога в душе.

Кстати! Внешняя сторона религии всегда носит общественный характер. Внутренняя – сугубо личностное переживание в поисках Бога в себе и окружающем мире.

У духовности, определение которой для религиозного человека есть путь к Богу через искупление грехов, мало позитивных сторон. Религия учит, что «духовное начало» – явление светлое и положительное, включает в себя всё хорошее, что есть в верующем. Оказывается так, что все, кто живет не по законам определённой религии, неверные. Речь идёт не только об исламе.

Внимание! Религиозный человек и духовный человек – оба идут к Богу, только разными путями. Первый – через культуру, прививаемую извне, а второй – через собственные мысли, чувства и критерии, установленные самостоятельно

Духовная сфера

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: